Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
72 Метра

драма
Россия, 2004
Режиссёр: Владимир Хотиненко
В ролях: Сергей Маковецкий,
Марат Башаров
Чулпан Хаматова



Основное различие между предметом, который может испортиться, и предметом, который испортиться не может, состоит в том, что предмет, который не может испортиться, невозможно починить, если он всё-таки испортится.
(Дуглас Адамс)



      Россия. Наше сумбурное время. В центре повествования - экипаж подводной лодки "Славянка". Название лодки придумали хорошо, оркестр на берегу в моменты торжественных отплытий на задания исполняет "Прощание Славянки" - ничего другого и не надо.

      Капитан подлодки Геннадий Янычар (Андрей Краско) твёрдо решил, что хватит и пора уйти в отставку. По каковой причине даже кидает в волны беспокойного моря свою капитанскую фуражку. Однако, не успевает фуражка затонуть, или, что там ещё происходит с капитанскими фуражками в волнах беспокойного моря, капитану Янычару приказывается отбыть вглубь беспокойного моря на подводной лодке для проведения учений. Янычар раздумывает уходить в отставку, жалеет, что утопил фуражку и приказывает подчинённым немедленно её достать. В процессе доставания фуражки ведром из пожарного набора совершенно случайно прилетает по голове морской чайке. Чайка злится и начинает замышлять против лодки Янычара недоброе.

      За несколько часов до начала учений на военно-морскую базу прибывает корабельный врач Черненко (Сергей Маковецкий). Вообще, Черненко - космический врач, но, в связи со сворачиванием программ по исследованию космических пространств, доктора, за не имением других объектов, где он мог бы пригодиться, посылают на подводную лодку. Непонятно, чему учили Черненко на Байконуре, здесь, на море он сразу начинает производить впечатление человека, мягко говоря, не очень адекватного какой-либо боевой службе - это у нас с ним общее. Слишком кулёмистый.

      Ещё на лодке плывёт капитан-лейтенант Пётр Орлов (Марат Башаров), немножко напоминающий раннего Шона Пенна в форме морского офицера, бесшабашный повеса, вторую неделю празднующий свой день рождения на гауптвахте. В своё время Пётр Орлов не поделил с другим капитан-лейтенантом, Иваном Муравьёвым (Дмитрий Ульянов) простую русскую девушку Нелли (Чулпан Хаматова). С тех пор Нелли третий раз беременна от Ивана, запоем читает "Алые Паруса" Грина и очень переживает за мужа, а Пётр Орлов искренне не любит своего бывшего друга Ивана Муравьёва.

      В числе прочего экипажа выделяется матрос с говорящей фамилией Молодой (Станистлав Никольский), фанатеющий от Дэцла и строчащий одно письмо за другим на волю, своим друзьям дэциотам, и потомственный русский моряк, мичман Николай Крауз (Сергей Гармаш), который с самого начала плаванья пытается продать кому-нибудь золотые серёжки с камешком.

      Лодка погружается на задание, метко стреляет по кораблям условного противника и готовится покинуть сектор с целью возвращения на базу. В это время условно затопленный корабль пускает в небо ракету, от ракеты отваливается ступень и метко перебивает цепь, которой прикована ко дну моря давно забытая советская мина времён Великой Отечественной.

      Несмотря на то, что мина пробыла в воде уже не одно поколение подводников, внешне ржавая и поросла тиной, качественно она исполнена ничуть не хуже чем трофейные фашистские часы деда капитан-лейтенанта Орлова, удивительной живучестью и точностью которых Орлов периодически хвалится членам экипажа. Мина срабатывает и подрывает лодку "Славянку", которая идёт на дно, ложится на грунт на глубине 72 метров и скоро превратится в братскую могилу для оставшихся в живых подводников...

      Я был изначально предвзято настроен по отношению к этому фильму. Как бы там авторы ни отнекивались, мол, это вовсе не наш ответ "К-19", который нам так понравилось смотреть в кинотеатрах, что мы решили сделать что-то вроде, и никакой это, мол, не подводный блокбастер, у нас во главе угла вовсе не съёмки, а люди, преподносился фильм в рекламе именно как блокбастер: взрывы, огонь, лица отечественных звёзд в копоти и распиаренная музыка Морриконе. Изображённый американцами в "К-19" патриотизм "русских" принимался вполне удобоваримо по той простой причине, что это - американцы. Тем паче не хотелось лицезреть изображённый патриотизм "русских" в исполнении российских актёров, многократно усиленный нынешней киношной модой на "наше правильное кино", когда траур по "Курску", величайшему внешнеполитическому позору России с её "Обойдёмся без вашей помощи", адресованный тем, кто, пусть только МОЖЕТ, но МОГ бы помочь, ещё и не думает пропадать из памяти.

      Кино, однако, сумело удивить. Потому что, в общем, понравилось. Конечно, это никакой не блокбастер, и до той же "К-19" по съёмкам - как до Луны. И никакая не серьёзная драма, потому что слишком наивный сценарий, в котором не очень умело собрали всего, от "К-19" и "U-571" до "ДМБ", и слишком детские параллели в сюжете. Но что-то, пусть в небольшом количестве, есть в фильме такое, что отличает его от предыдущего большинства представителей нашего противозачаточного кинематографа (чур, не обижаться любителям российского кино, я вырос совсем на других фильмах). Что-то, что вытащило в моих глазах никак не ожидаемые мною потенциальные новинки отечественного экрана из разряда бесконечных криминальных телекретинизмов с актёрской игрой уровня второго дня посещений театрального драмкружка при средней школе в разряд кинофильмов, которые выполняют свою единственную и главную функцию: элементарно смотрятся в кинотеатрах.

      "72 Метра" смотрится. И именно в кинотеатре. Потому что на достойной высоте и звук, и режиссура, и эффекты. Немного денег, ежу понятно, бюджеты с голливудскими не сравнить, но сняли же и на эти немного. И добротно сняли. Конечно, проплывы чего-то большого и тёмного, очертаниями немного напоминающего сигару в мутно-зелёной завесе, напоминающей морскую воду, это не стадо елефантов, под лапами которых среди бела дня снуют Йовин из дома Йорла с Мэрри Брендискоком подмышкой, но с чего-то начинать надо. Особенно, если хоть у кого-то вообще появилось желание начать.

      Во многих сценах очень не хватает стрелы. Эпизод отплытия лодки на задание, снятый с трёх-четырёх береговых ракурсов смотрится преступно. Уж и цельную лодку заполучили, неужели нельзя было показать её пролётом? Бог с ним, пускай даже на геликоптере (хотя геликоптер не обладает такими преимуществами как стрела). Это немного добавляет при домашнем просмотре, но, чёрт возьми, как лицезреется на большом экране!

      Впечатления от актёров различны. Очень понравился Янычар Краско, наверное, лучшая роль в фильме. Неплохо смотрится Башаров, а вот от героя Маковецкого ожидал большего. Слишком он какой-то однобокий получился, да и эпизодам, где Черненко мог бы себя как-нибудь действительно проявить (кроме как, сами понимаете, кто смотрел, где) места не нашлось, хотя сыграл Маковецкий здорово. Как почти всегда. Особенно хороша сцена конфликта Черненко с Орловым на предмет того, кто кого должен защищать.

      Любовный треугольник Орлов-Муравьёв-Нелли и мытарства последней на берегу во время трагедии затянуты и слишком наивны, хотя без лирической составляющей, конечно, не обойтись. С удручающим чувством ждал концовки, в которой, как предполагал, этой невнятной параллели будет отведено огромное количество слезоточивого времени. И очень был рад той концовке, которую сделали авторы: фильм производит впечатление оборванного на полуслове (учитывая длительность сцен в течение повествования), зато благополучно избавляет от серии заезженных до дыр эпизодов и предоставляет некоторую волю фантазии. Последнюю панораму картины я вообще не стал бы показывать, ограничившись крупным планом Маковецкого.

      Общее впечатление. На фоне мировой кинотеки - капля в море и весьма средняя драма с не слишком оригинальным, подчас просто глуповатым сценарием. Но для нашего кино - это определённо шажок. Пусть совсем небольшой, зато настоящий, успешно проделанный шажок, казалось, безнадёжно разбитого паралитика. И шажок в правильном направлении. В направлении того, что называется тем самым БОЛЬШИМ КИНО.


(5 апреля 2004 года)

Hosted by uCoz