Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Антитраст (AntiTrust)

триллер
США, 2001
Режиссёр: Питер Хауитт
В ролях: Райан Филлипп,
Рэйчел Ли Кук,
Тим Роббинс



- В резюме вы указали, что печатаете слепым десятипальцевым методом со скоростью 3 000 знаков в минуту. Неужели это правда?
- Печатаю. Правда, в основном фигня всякая печатается.



      Молодой гений программизма Майло Хоффман (Райан Филлипп) и его товарищи - представители альтернативного фронта, борющегося в войне интеллекта и корпораций на стороне хороших. То есть тех, кто плюёт слюной в мониторы мастдайщиков, пишет программки в стиле "Зис аппликэйшн кэннот би ран андер Вин32 мод (энд андер олл озер модз ту)" и сразу вывешивает их в Сеть открытым кодом кверху. Ребята искренне ненавидят большие корпорации, в особенности... поскольку авторы фильма решили не трогать "Майкрософт", ибо это уже неоригинально, да и нарваться можно с таким сценарием, особенностью выступает мегагигантская корпорация "НЁРВ" во главе со своим основателем, Тимом Роббинсом, перекрашенным под Уильяма нашего Гейтса и носящим имя Гэри Уинстон, чтобы никто не догадался, под кого перекрашен Тим Роббинс.

      Однажды ночью, в своём уютном подвале ребята-альтернативщики, только-только позавчера окончившие колледж, бешено тарабаня по клавиатуре, пишут суперпрограмму, что-то там делающую с какой-то компрессией. Физически этот итог показан нам как медленный автоскролл текста программы в окне билдера, но, судя по искренней радости творцов, сгрудившихся перед экраном, тому, с каким важным видом Майло откидывается на спинку кресла и выкрикам "Мы с тобой, итить, гении!", программка, видимо, представляет собой некоторую ценность.

      Очень скоро на разудалых рыцарей клавы и мышы обращает внимание сам мистер Уинстон. Он связывается с Майло и его лучшим другом Тедди (Йи Джи Тсо) и приглашает обоих пополнить стройные ряды "НЁРВ". Корпорация готовится к претворению в жизнь грандиозного проекта "Синапс", пупергигасети, с помощью которой люди во всех концах света наконец-то смогут общаться между собой на расстоянии, для этого в космос запущен десяток спутников, которые теперь вращаются вокруг Земли по всяким навороченным траекториям, высчитанным суперматематиками из "НЁРВ". Одного не хватает для полного счастья: какой-то компрессии, да не просто какой-то, а как раз какой-то такой, которую придумали герои в прошлом абзаце.

      И вот тут жизненные пути друзей неожиданно расходятся. Тедди, блюдя идеалы Открытого Кода восклицает "Вива, Мозилла!", презрительно суёт фиги в карманы драных джинс и остаётся в подвале, обклеенном голыми девками, есть чипсы с "Дошираком", в то время как Майло, соблазнённый деловой свиданкой с самим мистером Уинстоном, перспективами резаться в "Халф Лайф 2" с эфпээсом поболе двух и ездить на работу в нулёвенькой бибике, заводя её модным ключём-выкидышем, отправляется на собеседование в "НЁРВ". Тут надо ещё отметить, что, несмотря на то, что Майло вроде как гений программизма, у него тем не менее откуда-то есть подружка, исполняемая актриссой Клэр Форлани (она играла дочку Коннери в "Скале" и девицу, в которую втрескался Всадник Апокалипсиса Брэд Питт, он же Джо Блэк) и зовут её Элис Полсон. Эта Элис очень рада за своего Майло, потому что она тоже теперь будет рассекать в бибике с откидными ключами.

      Майло тепло принимают в "НЁРВЕ", устраивают ему неплохой компустер и дают бибику с откидными ключами. Уинстон каждый день жмёт ему руки, говорит, что Майло - самый лучший программист на свете, а, если и не самый, потому что лучший стоит рядом, то тогда второй - это точно.

      Деньки в "НЁРВ" текут тихо и беззаботно, тёплая погода, милый коллектив и как раз напротив сидит очень даже симпатичная компдизайнерша Лиза Кэлиган (Рэйчел Ли Кук), которая очень нравится Майло. Проблем с программизмом тоже никаких, тем более, что мистер Уинстон постоянно притаскивает Майло болванки с фрагментами уже написанных кодов, так что Майло остаётся их только копипэйстить. Правда, наш герой - парень глубоко положительный и честный, поэтому иногда спрашивает мистера Уинстона, откуда эти фрагменты берутся. Эти вопросы очень злят мистера Уинстона.

      А потом, как и водится, небо закрывает туча, "НЁРВОМ" начинает интересоваться министерство юстиции, по телевизору постоянно показывают загадочно умерших программистов, сплющенных в своих бибиках с откидными ключами, и Майло начинает понимать, что дело нечисто. Когда же в подвале своего дома от черепно-мозговой травмы загадочно погибает Тедди, а врачи ставят диагноз "Отравился "Дошираком", Майло настораживается окончательно: как и у любого уважающего себя гения программизма, у него аллергия на семечки кунжута. Так что, кто его знает, чем может накормить мальца на корпоративном банкете подлая редиска в овечьей шкуре Уинстон?

      Параноидальный триллерчик, из тех, что с небезосновательной манией преследования, снятый на псевдопрограммистическую тему. Действо с сюрпризами, местами смотрится, но, откровенно говоря, не восторг, примерно как "Хакеры": посмотреть можно, но как-то совсем всё несерьёзно, честное слово. Правда, "Антитраст" смотрится чуточку серьёзнее "Хакеров", хотя бы потому что здесь нет страшных компьютерных вирусов, которые в процессе лечения "Доктором Вебом" корчат с экрана страшные рожи и орут благим матом: "Помогите! Таю!"

      Образ программиста из Филлиппа никакой, гораздо более реалистично выглядит этот Юн-Джунь Цзы. Впрочем, кино всё равно не о программистах, а об отчаянном парне, который, преследуемый по пятам злодеями, всё-таки додумается, как всенародно опозорить местный "Майкрософт" и чтоб хотя бы местного Гейтса посадили к остальным олигархам в местную Матросскую Тишину, так что особой роли образ тут не играет.

      Для Тима Роббинса не ахти какое пополнение к лаврам. Под Гейтса он, кажется, косит неплохо ("кажется", потому что Гейтса я близко видел только в том ролике, когда ему в физю зарядили торт "Менуэт"), но уровень картины не его, конечно. "Дорогу На Арлингтон" каждый день не снимают.

      Кого ещё упомянуть-то? Ну Рэйчел Ли Кук можно. Симпатичная девчонка с немного сумасшедшим взглядом...

      Поклонницам Филлиппа фильм можно посмотреть и даже поставить на полку: Филлиппа в кадре бегает много. Детям и лицам, не искушённым действительно интересными фильмами жанра "триллер", тоже можно: ничего нового и особо интересного нет, но снято вполне ничего.

      Вообще, правдоподобный показ технических подробностей в псевдопрограммистических триллерах - штука совсем неэффектная, оценить её смогут разве что специалисты, да и то не сразу, никто из киношников в эти дебри соваться не будет: зачем, когда можно эффектно взорвать заражённый вирусом компьютер в лицо герою - тогда зритель сразу поймёт всю опасность ситуации. Поэтому не стоит винить создателей подобных картин за недостоверность, и даже пусть вирусы при уничтожении орут благими матами и взрывают своим действием электронно-лучевые трубки, воплощая на экране жестокую борьбу героев с ай-ти врагами. А вот чего надо бы, так это интереса. Чтобы кино при этом было по-настоящему интересным, просто как кино. В этом смысле "Антитраст" погоды не сделал: очень, очень, просто до неудобного серенько.


(9 февраля 2003 года)

Hosted by uCoz