Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Атлантида: Затерянная Империя
(Atlantis: The Lost Empire)

мультфильм
США, 2001
Режиссёры: Гэри Трасдейл
Кирк Уайз
Озвучивают: Майкл Джей Фокс,
Кори Бартон,
Клаудиа Кристиан



- Дорогая, кажется, я знаю, кто убил Кеннеди.
(Николас Кейдж, "Скала")



      Сколько себя помню :), человечество всегда тянется к загадочному. Вопросы, на которые ответа нет, привлекают внимание куда большее, чем те вопросы, ответы на которые можно вычитать в библиотеке. Какое нам дело, упадёт или нет Пизанская башня, сколько метров в высоту Эйфелева, или что нарисовано на стенах Тадж-Махала? Это ерунда, по сравнению с вопросами, типа, покидал ли всё-таки Элвис здание, откуда взялись каменные морды на острове Пасхи или на фига Герострат запалил искру? Это - помимо, как вы сами понимаете, загадок, где спрятан труп Джимми Хоффа и какого диаметра глаза у зелёных человечков с красного Марса?

      Отдельным особняком стоит в истории человечества Атлантида. Платон здорово потрепал всем нервишки и, если честно, треплет их до сих пор. Особенно, фантастам. На поиски Затерянного Континента отправляли даже самого Индиану Джонса, правда, в компьютерной игре, ышо под ДОС. Интерпретацию разгадки тайны Атлантиды от "Лукас Артс" я уже выяснил, пройдя этот их программный продукт (совершенно потрясающий, кстати) до конца и обкусав губы, разгадывая хитрющие шарады, зашитые в игру подлыми сценаристами. Путешествие это заняло несколько недель, зато пройдено было без дурацких солюшенов, кои презирал и презирать буду: не по зубам игровые хитрости - признай это и сотри с винта. Во как! :)

      Кинематограф Атлантидой заражён давно. И это понятно: давая ответы на вопросы без ответов, можно насочинять что угодно. Сценаристский рай - иначе не назовёшь.

      Давным-давно (1914 год) далеко-далеко (город Вашингтон, округ Колумбия, Ю Эс Эй) живёт молодой человек по имени Майло Джеймс Тэтч (Майкл Джей Фокс). Он работает растопщиком в котельной при музее, но на самом деле проблемами растопки печей не интересуется. Единственное, чем он живёт - это книги, книги и ещё раз книги. Потому что книги, и только они, могут дать ответы на многие вопросы. Например, из области археологии. А, конкретнее, что же всё-таки случилось с Атлантидой и где она сейчас?

      Увлечение загадкой Затерянного Континента у Майло семейное: в своё время Атлантиду искал его дед. Поиски эти не увенчались хэппи-эндом, но всё же принесли некоторые плоды: деду удалось найти одну довольно интересную книгу, дневник, написанный человеком, который, если и не видел Атлантиду своими собственными глазами, то уж точно знал, что там к чему. Но вот незадача: этот дневник пропал много лет назад, так что всё, чем располагает Майло - это общеизвестные факты, на сто раз проверенные многочисленными экспедициями и в результате не принесшие ничего.

      Но Майло не зря умеет читать, носит очки и вообще крайне умный. Даже в общеизвестных фактах он умудрился отыскать грубую ошибку, допущенную исследователями: оказывается, тексты, в которых содержатся данные о том, где находится Атлантида, были неправильно переведены на английский. Вместо Исландии многочисленные экспедиции отправлялись в Ирландию, и, конечно, ничего там не находили. Майло уверен, что, выдели ему музей деньги, он нашёл бы Атлантиду. Почему? Правильно. Потому что отправился бы в Исландию.

      Только музей уже сыт по горло рассуждениями своего котельщика о судьбе Атлантиды. Экспедиция, что в Ирландию, что в Исландию, требует огромных вложений, а кто поверит в россказни молодого фантазёра, который из подвала не вылезает? Никто. И уж директор музея точно.

      Так бы и куковал Майло Тэтч в музейной котельной, доказывая свою теорию старым чучелам и вешалкам, если бы в один прекрасный день к нему не заявилась некая Хельга Катрина Синклер (Клаудиа Кристиан), и не сообщила, что работает на некоего Престона Б. Уитмора (Джон Махони), эксцентричного миллионера, у которого к мистеру Тэтчу есть дело.

      Как выяснилось, Уитмор был другом деда Майло. Много раз они спорили об Атлантиде, и Уитмор, хоть и не веривший в сказку о чудесной стране, всегда восхищался упорством деда Майло. А, потому, в знак уважения к старому, ныне покойному другу, Уитмор решил послать экспедицию на поиски Затерянного Континента. Самую, наверное, крупную экспедицию из всех, что были, потому что специально для этих целей построил на свои средства огромную подводную лодку и собрал отличную команду исследователей. Мистеру Тэтчу тоже необходимо отправиться в это путешествие, и аж по двум причинам: во-первых, Майло - внук человека, которому посвящается экспедиция, а во-вторых, никто не знает загадочного древнего языка атлантов лучше молодого кочегара. Вот что значит книжки читать!

      Майло, не смевший о таком и мечтать, немедленно и с радостью соглашается принять участие в экспедиции. Он уверен, что загадка Атлантиды скоро будет разгадана, и многие, кого мучают вопросы, получат на них ответы. Беда только в том, что не все, вероятно, плывут в Атлантиду за ответами. Кому-то захотелось привезти оттуда чего-нибудь поматериальнее. Атлантида - побоку, а вот богатство - само то. Эти деятели притаились в толпе исследователей, взвели курки и ждут своего часа. Только окрылённый Майло, конечно, об этом не знает...

      Безусловно, "Атлантида" - это ответ студии Диснея на "Эльдорадо" студии Спилберга. Канули в прошлый век те времена, когда моду в мультипликации диктовал Дисней. На сегодняшний день рисованные полнометражные фильмы достигли невиданных высот. Над образами героев трудятся сотни талантливых людей, сюжеты становятся всё динамичнее, диалоги всё остроумнее, а мультяшные эффекты всё круче. С художественным кино это не всегда так, но мультики, по большей части, сегодня именно такие. Конкуренция - двигатель всего в нормальном мире. Мне нравятся дуэли мультяшных студий, потому что создатели из сил выбиваются снять покрасивее и поинтереснее. Согласитесь, зрителю такое рвение только на руку.

      Герои. Я забалдел от типажей практически с самого начала. И сколько их тут! Заучка, в нужный момент становящийся защитником цивилизации. Старик-миллионер, у которого только что из ушей не валит пар экцентричности. Милитаристическая мадам на службе у миллионера, бьющая пяткой в нос с разворота не хуже Жан-Клода нашего Ван Дамма. Суровый военный громила, не расстающийся с пушкой ни на секунду. Французский бурильщик-землеройщик с крайне нечистоплотной харизмой. Профессиональный подрывник, мечтающий открыть цветочный магазин. Молодая симпатюлька - механик, за пару секунд собирающая двигатели грузовиков. Здоровенный чернокожий врач, научившийся в индейском племени секретам тонизирующего массажа шеи. Престарелый повар - шутник, блюдам которого самое место где-нибудь подальше, накрытое чем-нибудь поплотнее. Престарелая мадам, которая непрерывно курит и сотрясает воздух фразой "Мы все умрём!", причём, как она это произносит - надо видеть. Симпатичная блондинистая атлантка, получившая в детстве психологическую травму, но не ставшая от этого менее симпатичнее и менее блондинистее. Короче, герои - это класс!

      Съёмки. Начало напомнило "Звёздные войны" или, по меньшей мере, "Старшип Труперз". Очень хороши "проплывы" камеры над подводной лодкой, а про концовку и говорить нечего: финальный поединок добра и зла красочный и масштабный.

      С сюжетом сложнее, потому что он и отличный, и неважный одновременно. История захватывающая, остроумная и смотрится на одном дыхании, но...

      Но, во-первых, всё очень и очень скомкано. Такое обилие классных героев явно не укладывается в хронометраж фильма (час тридцать пять минус пять минут титров). Складывается впечатление, что из семнадцати килограммов апельсинов надавили стаканчик сока, а куда остальное дели - непонятно. Очень многие чудесные герои крайне номинальны, как номинальна и сама Атлантида, население которой, судя по увиденному, насчитывает человек двадцать. Во-вторых (и, наверное, на самом деле, в главных) - это, конечно, остутствие пресловутой загадки Затерянного Континента. На протяжении фильма герои ничего не разгадывают. Они без труда находят Атлантиду, где не менее без труда устраивают свои разборки в стиле "плохой-хороший". Эффект чудесности, ради которого и плывут киношные герои эшелонами вглубь мирового океана, наличиствует, но на столь далёком плане, что его почти не видно. Конечно, хронометраж (если дело в нём) - штука скверная. Мультик, он мультик и есть. Сказано: для данной возрастной категории - столько-то минут - будь добр. Не злит, но обидно немножко. Только начинает захватывать - хлоп: финальные кредитсы. Балдёжные герои не отыграли своего и наполовину, а таинственная Атлантида до сих пор скрыта за поворотом.

      Чувства от "Атлантиды" противоречивы. Ясно только одно: мультик хороший. Однозначно. По критериям: "что попытались снять" и "как сняли" можно смело добавить его в свою коллекцию. Однако, в общем и целом, он явно проигрывает "Эльдорадо" из-за номинальности во многом. Но герои и съёмки не хуже эльдорадовских, а, может, в чём-то даже и лучше. И ещё: все эти очевидные минусы - никак не причина, чтобы не посмотреть "Атлантиду". Хотя бы из-за героев. Честное слово, мне невероятно жаль, что они вряд ли вернутся в сиквеле.


(9 марта 2003 года)

Hosted by uCoz