Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Чужой Против Хищника
(Alien Vs. Predator)

фантастика
США/Германия/Канада/Чехия, 2004
Режиссёр: Пол Андерсон
В ролях: Лэнс Хенриксен,
Сэна Латан,
Рауль Бова



Ой, вы Рипли, мои Рипли, Рипли новые мои...


      Потомственная скалолазка в душе, будничной профессией, вроде, имеющая какое-то отношение к охране окружающей среды, Алекса Вудс (Сэна Латан) как раз успела зацепиться изящно наманикюренными ноготками за отвесную ледяную поверхность непальской горы, переплюнув красотку Моник из "Вертикального Предела", когда дрейфующий несколько выше этой горы орбитальный спутник зафиксировал резкое потепление сугроба на одном из островов Антарктиды. Что-то зарытое много тысяч лет назад в этот сугроб вдруг начало стремительно нагреваться и обретать на мониторах удивлённых ЦУПов форму пирамиды.

      Спутник, ЦУПы и мониторы принадлежат совладельцу корпорации "Вейланд-Ютани" мистеру Чарльзу Бишопу Вейланду (Лэнс Хенриксен), пионеру робототехники. По крайней мере, так пишут дорогие глянцевые издания, помещая рядом его фотографию. Пирамида в сугробе привлекла внимание мистера Вейланда, и он решил немедленно отправиться на место, выкопать это, что бы то ни было, пирамидальное из сугроба и присвоить находку себе. Оно, конечно, в НАСА спутники пофиговее будут, чем у мистера Вейланда, но рано или поздно они тоже увидят оазис в снегах Антарктиды, правительство приберёт пирамидку к рукам и весь джек-пот обломится. Плюс к этому, мистер Вейланд серьёзно болен, и побаивается, что после кончины не оставит о себе памяти. А тут - такой подарок, пирамида в снегах.

      И пирамида непростая. Загадочная. Она одновременно похожа и на ацтекскую, и на египетскую, и ещё на много чего похожа, и всё так же одновременно не похожа ни на что. Натуральный артефакт. Понимая, что на счету каждая минута, мистер Вейланд вкладывает в затею добрую часть своих миллионов, быстренько сколачивает группу лучших экспертов в деле лазанья по артефактным пирамидам, (в которую входит только-только взобравшаяся на вершину отвесной непальской горы Алекса Вудс), и вместе с этой группой плывёт на ледоколе в Антарктиду. Прибыв на место, группа обнаруживает стоящую прямо на загадочном сугробе исследовательскую станцию, работники которой при странных обстоятельствах бесследно поисчезали в далёком 1904 году.

      К сожалению, ни один член группы, включая мистера Вейланда и скалолазку Алексу Вудс, к 2004 году (время действия фильма) как-то почему-то ни разу не посмотрел ни одной серии "Чужих", поэтому характерные изображения монстров на ацтекский лад, выдавленные на вмёрзшей в сугроб пирамиде им, как детям малым, ни о чем не говорят. Как назло, рядом не ошивается и ни одной запуганной латиноамериканки или, на худой конец, эскимоски, которая поведала бы им о жутких хулиганствах водящегося в здешней сельве эль дьябло кассадор де зомбрез. Поэтому завораживающе-прекрасная в своей наивности элита мистера Вейланда начинает рыть.

      Пока Вейланд, Алекса и химики-археологи осматриваются внутри артефакта, из космоса прилетает новая модификация корабля Хищников, и трое охотников бредут по колено в снегу к тому же самому сугробу, попутно чикая охранников элиты Вейланда всякими блестящими и острыми достижениями своей цивилизации.

      Для оказавшихся в пирамиде ситуация усугубляется не только тем, что по их следу идут три паука-здоровяка, с каждым из которых еле-еле справился бы Шварценеггер, но и тем, что пирамида оказывается ловушкой, огромным лабиринтом, стены которого постоянно перестраиваются. Ну и ещё тем, что где-то в недрах этого лабиринта пробудилась от антарктического анабиоза Королева Чужих, расправила хитинистые плечики, и ну сносить фирменные яйки...

      Схватка знаменитых монстров XX Century Fox с самого начала не принималась мною в штыки. Могло получиться. Серьёзно. Что называется, карты в руки: придумывайте. В отличие от третьего Терминатора сюжетные возможности Хищника вообще не привязаны к конкретным героям: второй фильм с Дэнни Гловером вместо Шварца получился чуть хуже, но никоим образом не угробил доброе имя охотника из космоса, и по австрийскому силачу мы не заскучали.

      С Чужими было сложнее, потому что их лицо - вовсе не резиновые челюсти, разбрызгивая слюни, шипящие по тёмным углам, а великолепная Сигурни Уивер с лохматой Керри Хэнн на руках. Разобрались и с этим, чуть-чуть сгладив моральную травму отсутствия лейтенантки здорово постаревшим, но всё таким же бодрым Лэнсом Хенриксеном.

      Полностью освободили плацдарм для находок, перенеся действие в настоящее, где (это касается Чужих, конечно) можно всю эпопею начинать практически с чистого листа. А была ещё прорва успешных комиксов. А была ещё серия успешных игр, родившаяся в бронзовый век 16-битных приставок. Было ясно, наконец, что денег студия не пожалеет, и эффекты будут на должном уровне (на съёмки выделили 65 000 000 долларов - для сравнения, Кэмерон снял "Чужих" за 18,5). Могло получиться. Могло не очень получиться. Могло не получиться. Но, честно говоря, такой фигни я не ждал.

      Главный виновник этой фигни - режиссёр, он же сценарист. Дорогой наш Пол Андерсон, отказавшийся из-за участия в этом проекте снимать вторую "Обитель Зла", и сделавший это совершенно зря. Потому что, работая над "ЧПХ", он, как с конвейера, преподнёс очередную "Обитель Зла". Группа очередных коммандос ходит по очередным клаустрофобическим лабиринтам, ведомая очередной невзрачной лидершей в жутком актёрском исполнении. На каждом шагу "Обитель Зла" останавливается и крупным планом являет полюбившиеся кадры из оригиналов, чтоб не забывали, что мы смотрим всё-таки не "Обитель Зла".

      Не хочу сказать, что в новом проекте не должна была присутствовать масса фишек, подаренных зрителю авторами старых фильмов. Они обязаны были быть. Но, пардон, это не означает, что кино должно состоять ТОЛЬКО из них. Из этих кадров, когда Хищник крупным планом выкидывает лезвие, или снимает свою маску, отсоединяя шланчики, или глядит на мир через стекляшку, залитую кетчупом, или когда Королева Чужих шипит в камеру. (Кстати, все эти разговоры создателей о том, что Королева во сто крат круче, чем у Кэмерона - бред. Кэмерон снял свою Королеву в 86-м, как в 2004 Андерсону и не снилось.) Убираем все эти кадры из фильма и получаем ТРИ НУЛЯ. Ноль интриги. Ноль героев. Ноль атмосферы. Мэйд бай мистер Андерсон.

      Если что в "ЧПХ" и просыпается своего, многим зрителям, судя по отзывам, как раз не понравилось. Это последняя треть, когда традиционно почти всех убили. В сравнении с оригиналами - чушь (я не буду рассказывать, сами посмотрите). Третья-то часть как раз и есть та единственная находка, которую смог придумать Пол Андерсон. "Дамский финал".

      Мне интересно, кто вообще доверил Андерсону этот проект? Почему они не заглянули в его портфолио и не прочитали сценарий, который он написал? Не верю, что читали. Почему не сравнили этот сценарий с оригиналами? Почему не доверили писать сценарий хотя бы парню, придумавшему историю к pc-шной игре "ЧПХ-2", кругозор которого простирается гораздо дальше подкамуфлированного здания корпорации "Амбрелла"?..

      "Потому", - отвечает Пол Андерсон, радостно подсчитывая прибыль с дурацкой мясорубки на заданную тему.


(15 сентября 2004 года)

Хищное Отчуждение Августа
Hosted by uCoz