Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Малышка на Миллион
(Million Dollar Baby)

драма
США, 2004
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Хилари Свонк,
Клинт Иствуд,
Морган Фримен



Tough ain't enough


      Тренер профессиональных боксёров Фрэнк Данн (Клинт Иствуд) за долгие годы работы вырастивший нескольких чемпионов, обладает в соответствующих кругах справедливой известностью и репутацией. Сейчас Данн стар, но продолжает отдавать все силы смыслу своей жизни, боксу, тренируя очередного перспективного бойца и безошибочно ведя его к чемпионскому титулу. Кроме того Фрэнк, на пару со списанным в тираж пожилым боксёром Энди Дюпри (Морган Фримен) содержит небольшой тренировочный зал, не столько как средство заработка, сколько из любви к искусству: предприятие приносит одни убытки.

      Фрэнк отличный наставник, но плохой бизнесмен, он не умеет относиться к своим подопечным, исходя из финансовых соображений. Часто, Фрэнк отказывается выставлять своих бойцов против сильных соперников, полагая, что момент ещё не настал. Но профессиональный спорт - это прежде всего бизнес, а ждать годами решающего момента амбициозный воспитанник может просто не захотеть. Однажды так и происходит. Нынешний подопечный Фрэнка, в которого тот вкладывал душу, уходит к другому менеджеру. С деловой хваткой и более выгодными для амбициозного бойца условиями. Конечно, Данн очень расстраивается.

      В этот не самый лучший период жизни Фрэнка в спортивном зале появляется женщина по имени Мэгги Фитцжеральд (Хилари Свонк) и начинает яростно добиваться внимания со стороны тренера. Данну это сто лет не надо, потому что, во-первых, он ещё не отошёл от трагедии с уходом своего чемпиона, во-вторых, Мэгги - женщина, а женщин Фрэнк не тренирует, ну и, в-третьих, она слишком стара для этого вида спорта: в 32 года никто не начинает профессиональную карьеру в боксе. Чаще, наоборот, заканчивают.

      Но Мэгги всё-таки удаётся обратить на себя внимание Фрэнка: нет, она не чтобы самородок, не обладает хорошей техникой и не демонстрирует какие-то особенные задатки. Она сражает видавшего виды профессионала своей искренностью, упорством и, буквально, одержимостью. Выросшая в глухой провинции, постоянно прозябающая в нищете, Мэгги не видит для себя иного будущего, кроме бокса. И кроме Фрэнка в качестве её тренера. Просто из любопытства Данн начинает тренировать Мэгги и постепенно привязывается к ней. Ещё не зная, что эта привязанность станет в итоге главным испытанием его жизни.

      Несмотря на периодические недоразумения, а иногда и откровенную предвзятость, золочёная премия Американской Киноакадемии остаётся вполне объективным знаком качества. И уж если два главных "Оскара" (фильм и режиссура) оказались вдруг отобраны недорогим камерным фильмом у размашистого "Авиатора", режиссёру которого академики, пожалуй, задолжали, сразу зародилось подозрение, что триумфально-пъедестальным "Рокки" в женском антураже, дело тут не обошлось.

      Оно и не обошлось. Клинт Иствуд снял историю, в которой отодвинул спортивную составляющую на второй план, сделав кино не столько спортивной драмой о женском боксе, сколько мужским кино о том, как недосягаем и непостоянен тот край, куда приводят мечты. Три истории, каждая - со своей трагедией, надеждами и моралью, заплетённые в одну, сняты в духе Иствуда-режиссёра: технически просто и шокирующе эмоционально.

      А эмоции бывают разными. Имея под рукой этот сценарий, иные нацедили бы по восемь вёдер соплей с каждого отдельно взятого зрителя (учитывая поворот финальной части фильма - запросто). Что в планы Иствуда, как обычно, не входило: ни один момент в истории не предназначен для выдавливания из зрителя слезы. Зато несколько эпизодов заставляют непроизвольно сжать руки так, что ногти впиваются в ладони. Не в курсе, есть форма зрительского сопереживания острее?

      Весь фильм построен на актёрском трио, каждая треть которого под тем или иным предлогом, унесла домой заветные статуэтки. Хилари Свонк, и на ринге, и в кадре с Иствудом очень убедительна, хотя, по-моему, образ её героини всё-таки послабее первого оскаровского воплощения из фильма "Мальчики Не Плачут". Главный герой "Малышки" - это, конечно, Фрэнк Данн, о нём рассказывается эта история, триумф и трагедия показываются его глазами и самое тяжёлое испытание выпадет ему.

      Герой Моргана Фримена, помимо нарраторства абзацев морали за кадром (фирменным фрименовским басом с прекрасной дикцией) составляет старому тренеру отличный дуэт на экране, помогает раскрыть характер Данна, его уязвимости, периодически превращает его в сварливого старика, а иногда буквально выступает его совестью. Предыдущая работа Иствуда "Таинственная Река", в числе прочего, запомнилась тотальным отсутствием забавных моментов или диалогов. В "Малышке" это есть, и всегда к месту: будь то обсуждение судьбы рваного носка или разбор полётов под названием "Откуда же у неё эта груша?" Фримен в этих сценах великолепен.

      Что мне категорически не понравилось в этом фильме, так это портреты второстепенных героев, а именно все-все родственники Мэгги. Эпизоды с их участием сбивают серьёзный лад картины, слишком родня однобоко-негативная. По сравнению с троицей главных героев, которых, как это и полагается в серьёзных фильмах, нельзя назвать абсолютно положительными, или отрицательными, или правыми, или виноватыми, слишком жизненно изображённых, чтобы вешать ярлыки, мамашу Мэгги через две минуты экранного знакомства очень хочется банально пристрелить из указательного пальца: пиф-паф! Не чтобы помочь героине, а из объективной уверенности что без этой мамаши фильм будет гораздо лучше. Слон в посудной лавке! Эпизод с подписыванием документов в больнице - единственный (но очень позорный) момент, изрядно портящий картину.

      Общее впечатление. Кино Клинта Иствуда. По-своему, действительно лучший фильм года. Безусловно сильнее "Авиатора", если сравнивать в контексте "Энд зе "Оскар" гоуз ту", только, в отличие от большинства "безобидных" оскаровских лент, фильм очень тяжёлый. Тяжёл не столько сам процесс просмотра, сколько его, фильмовое, послевкусие. Готовьте свободный вечер для неважнецкого настроения.

      Ворох премий неизбежно заставит посмотреть фильм тех, кому он может быть просто противопоказан. Если предыдущие фильмы Иствуда здорово портили вам настроение, и/или вам не хочется провести вечер в подавленном состоянии, от просмотра этого фильма лучше воздержаться. Главный ковбой Голливуда порой жесток не только к героям своих фильмов. "Малышка На Миллион" - эта самая пора.


(12 марта 2005 года)

Hosted by uCoz