Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Казино "Рояль" (Casino Royale)

боевик
США/Великобритания/Чехия, 2006
Режиссёр: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Дэниэл Крейг,
Джуди Денч,
Ева Грин



Не Перезагрузка, но Революция


      [О чём] Некий новичок на секретной службе Её Величества, по имени Джеймс Бонд, едва-едва к началу титров фильма успевший получить статус "два нуля", путём отслеживания чужих смсок, прыжков по высоченным строительным кранам, взрывов посольств стран третьего мира, ещё неправомочного использования навороченной шпионской техники и серии погонь за разномастными преступниками, выходит на след злобного банкира и гениального математика Ле Шифра, лучшего друга террористов всего мира. Апофеозная схватка сведёт суперагента и злодея не на заброшенном заводе и не на крыше небоскрёба, а за игральным столом элитного черногорского казино "Рояль". Красотки в вечерних платьях, мартини с водкой и даже "Астон Мартин" 1964 года прилагаются.

      [Впечатление] Триумфально-юбилейный "Умри, Но Не Сейчас", во всей красе отпраздновавший двадцатое официальное возвращение агента 007 на большой экран, оказался, как выяснилось, прощанием с классическим Джеймсом Бондом, дело которого, вслед за четыремя своими предшественниками исправно продолжал Пирс Броснан. Пришёл Дэниэл Крейг, и Бонд изменился, как не менялся ещё никогда. И изменился, должно быть, навсегда. Это потому что Крейг не продолжил, а начал. Популярный, и, кстати, блестяще иногда срабатывающий современный кинорецепт.

      Первая мысль после просмотра "Казино "Рояль": это чувство мне знакомо. Всё здорово похоже по впечатлениям на "Начинающего Бэтмена". В самом деле, 21-й фильм бондианы, совсем как и 5-й бэтмениады, отличают заметно набравшие в жестокости боевые сцены и очеловеченный супергерой. Ещё ни разу в процессе бондианы (а смотрел я, конечно, абсолютно все фильмы сериала, включая неофициальную комедию "Казино "Рояль"), не было настолько начхать на подручные гаджеты суперагента и боевые возможности его нового шикарного авто. На первый план выходит не любование суперностью персонажа, а переживание, как на себе, каждого удара, который достаётся Бонду. Чувство, в принципе знакомое любителю хороших боевиков, но до последнего времени не имевшее ничего общего с образом Великого Агента.

      Если предыдущие фильмы по сути были художественным воплощением мультиков про Тома и Джерри, и ты знал, что в следуюшей сцене сплющенный от удара роялем по голове котяра обретёт былое состояние, то Бонд, сам Джеймс Бонд, выходивший из глобальных сражений (включая мои любимые полёты в космос!) без единой заусеницы на пальце и левой ниточки на безупречно отутюженном костюме, после не самых интенстивных потасовок в карьере, выглядящий Джоном МакЛейном последней стадии избитости, вызывает совсем другие чувства. А таких драматических отношений Бонда с любимой на текущий момент женщиной, не припомню со времён Лейзенби.

      На этапе подбора актёра Крейг был принят в штыки (и мною, признаться, тоже). Но лишь оттого, что мысленно пробовал поставить его на место Бонда классического, в тот антураж, где нынешнему воплотителю образа 007-го, по причине полного отсутствия даже намёка на аристократизм, делать просто нечего. Вышло занятно: это предыдущим Бондам в своих отутюженных костюмах в "Казино "Рояль" делать нечего. А некрасивому Крейгу, с его безжалостным взглядом и лицом, побывавшим в доброй дюжине серьёзных мордобоев, самое место.

      В фильме как класс отсутствует Кью, почти нет элемента пародии, а М в стабильно блистательном исполнении Джуди Денч воспринимается, скорее как серьёзный оппонент героя. У них бывали стычки и раньше, но обречены были на несерьёзность, со времён "Золотого Глаза" М превратилась в этакую Манипенни, только стоящую выше Бонда на карьерной лестнице (не поэтому ли секретарша так быстро покинула ряды участников предыдущей серии фильмов бондианы - её кокетство в какой-то момент стало дублировать отношение к Бонду М). В "Казино" не осталось и намёка на кокетство. И на безграничную веру в Бонда - тоже.

      И хоть юмор в новом фильме есть, и играет не последнюю роль, только объектом насмешек становится сам Бонд, в частности, его будущие (прошлые-классические) замашки ("Вам коктейль взболтать?" - "Да без разницы."). Эффект того, что это только начало, подчёркивает почти полное отсутствие фирменной бондовской темы Монти Нормана. В фильме она звучит намёками, вариациями, но обретает победное, развёрнутое звучание лишь один раз: на финальных титрах. Отсутствует как класс и фирменное финальное сражение с главным злодеем (эталоном коего считаю финальный поединок в "Золотом Глазе" Броснана и Шона Бина), пиком страстей в новой истории становится спасение красавицы. То, что раньше Джеймс Бонд проделывал между прочим, пролетая на тросе, выпущенном из пряжки ремня. Играючи.

      [Вердикт] Игры кончились. И ведь причина появления нового, именно вот такого Бонда, и его несомненный кассовый успех, очевидна. Этому миру опять (а, может быть, и как никогда) нужен супермен. Но супермен не такой, которому море по колено, и все наши страхи между прочим. Герой не из комикса. А из соседнего дома. И, как знать, может быть, ты сам.


(19 ноября 2006 года)

Hosted by uCoz