Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Поймай Меня, Если Сможешь
(Catch Me if You Can)

комедийная драма
США, 2002
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Леонардо ДиКаприо,
Том Хэнкс,
Кристофер Уокен



От волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя - делать не фиг...
("Kolobok", инспаэд бай зе тру стори)



      Недавно прочитал в одном из обзоров, посвящённых этому фильму что-то вроде: "попытка опального Спилберга реабилитировать подмоченный скай-файем имидж". Это не дословно, но близко. Сайт сурьёзно-аналитический, кажется, электронная версия какой-то газеты (не подумав, почистил IE-стафф, так что конкретнее не скажу) короче, тот, кто это написал, определённо берёт за свои творения мзду. Ни фига себе, подумал я. Хотел бы и я так "подмочиться" скай-файем: "Юрский Парк", "Индиана Джонс", "Челюсти"... Есть такое: когда хочется облажать что-нибудь с высоты своего неповторимого высокоматериально-зрительского уникума, а облажать нечего, начинают импровизировать. Сродни джазу, сыгранному в изрядном подпитии калошами по стиральной доске.

      Лично я "опальным" Спилбергом восхищаюсь: не успел по экранам отбегать Круз в поисках особого мнения, а на очереди Лео с Томом в комедийно-драматичной дуэли "мошенник-эфбээровец". Ну и как по-вашему, Спилберг за деньгами охотится? По-моему, ему просто интересно кино снимать. Разное. И это - в первую очередь. А знаете, почему? Потому что Спилберг - режиссёр, и ему должно быть интересно снимать кино. Ему интересно и он снимает.

      По завершении начальных титров данной картины особое внимание привлекает надпись "ИНСПАЭД БАЙ ЗЕ ТРУ СТОРИ". Многие почему-то прицепились к этой фразе, в очередной раз ожидая подвоха, злобно залегшего в кустах по ту сторону экрана. Но мы так делать не будем. По двум причинам: во-первых, Голливуд - это Голливуд, место, где в поединке "Достоверность версус Зрелищность" победителем всегда выйдет второе. А во-вторых, "по реальным событиям" можно снять всё что угодно. Я и сам готов, тока денег дайте. И мегафон. И ассистентшу с внешностью Шарлиз Терон. Сниму-сниму. Хоть Фёдора Бондарчука в роли Пятачка, а потом объясню, что так и было. Кому откуда знать, КАК БЫЛО? Не знаем. Значит, просто смотрим.

      В американской преуспевающей семье растёт парень по имени Фрэнк Абигнейл-младший (Лео). Его любят родители, он ходит в элитную школу и впереди у него широкая светлая дорога, безусловно, только в гору.

      Но в жизни всякое случается, тем более, в стране с рыночными отношениями. Сегодня ты царь горы, а завтра - Бог знает кто. Готовым к этому быть нельзя, и начало конца всегда приходит неожиданно. Так случилось, что пришло оно и в семью Абигнейлов. Фрэнк Абигнейл-старший (Кристофер Уокен), владелец сети нью-йоркских магазинов, попал в поле зрения американского правосудия. Правосудие начало подозревать Абигнейла в самом страшном преступлении на территории бывшего индейского континента: неуплате налогов. Насело на хвост, а с таким тяжёлым хвостом нормально работать уже не получается. Абигнейл-старший больше не мог приносить в семью деньги. И понеслось: сначала Абигнейлам пришлось переехать в домик попроще, потому что состояние не позволяло содержать им былые хоромы. Младший не мог больше учиться в элитной школе, но учиться надо - пошёл в обычную.

      Последней каплей для Абигнейла-младшего стало отношение к нему со стороны учащихся в школе. Новеньким сначала всегда тяжко, тем более тем, которые только-только пожаловали в штатную школу из элитной и даже не успели ещё поменять строгую школьную форму на что-нибудь менее броское. Младший психанул и... очень правдоподобно выдал себя за учителя французского в родном классе. Он водил за нос всех вокруг в течение нескольких недель, раздавая домашние задания и сурово требуя на уроках. Потом узнали, конечно, и даже попытались наказать, но, в общем и целом, вполне прокатило.

      Дома разоблачённого учителя французского ждало потрясение: его мать больше не собирается быть миссис Абигнейл. Теперь она будущая миссис Очень Близкий Папин Друг. Хорошо живём, нечего сказать. С другой стороны, по закону Фрэнк волен сам выбирать, с кем ему оставаться после развода. С отцом, так с отцом. Надо только галочку поставить. Младший понял, что с кем бы он ни остался, прежняя жизнь ушла навсегда. И поставил галочку. Свою собственную. Удрал из дома.

      Предоставленный сам себе и всем ветрам, Абигнейл недолго шарашился по улицам под проливным дождём. Не из той породы. Он снял номер в отеле, сел в номере за стол, включил лампу и подделал банковский чек. И обнаружил, что подделка-то весьма качественная вышла. Получив по свеженарисованному чеку деньги, Фрэнк совершенно чётко осознал, в чём его призвание. "Копнём чуть дальше. Всё равно делать нечего," - подумал Абигнейл-младший и старательно наклепал пачку чеков. А ещё, раздобыв лётную форму, начал выдавать себя за пилота компании "Пан Америкэн" (а, значит, летать по всему миру совершенно бесплатно). Когда летать надоело, выбрал стезю сурового доктора в больнице скорой помощи. Как оказалось, для этого вовсе не обязательно знать ни основ анатомии, ни химии-биологии. Когда осточертели склянки, ударился в юриспруденцию, устроившись помощником прокурора и руководствуясь в работе исключительно эпизодами из любимых фильмов.

      Так и случилось, что, потеряв всё, Абигнейл-младший открыл в себе талант блестящего мошенника, и не намерен был останавливаться. Имеет ли смысл останавливаться в том, что тебе легко даётся? Очень скоро его состояние насчитывало четыре миллиона долларов и таскал он эти доллары в неприметных с виду, но здоровых, конечно, чемоданах. Зачем он всё это делал? Может быть, юношеский максимализм, внезапно подкреплённый открывшимися талантами. Но скорее всего... скорее всего просто от нечего делать. Ну а, правда, что ещё делать? Разве что жениться?

      Следы творчества мошенника, разбросанные по всей стране, не могли не вызвать определённой заинтересованности со стороны спецслужб. Матёрый агент ФБР Карл Хэнретти (Том Хэнкс) уже идёт по пятам мошенника. Старый профессионал из отдела по борьбе с экономическими преступлениями восхищён изобретательностью неуловимого гения, но уверен в своих силах и предвкушает скорую победу в этой гонке, понятия не имея, что гоняется за расшалившимся школьником...

      Несмотря на то, что многое из показанного действительно имело место быть (то самое ИНСПАЭД и т.д.), картину вряд ли можно назвать биографической. Фильм не ставит вопросов и не отвечает на них, он просто развлекает нас необычной и оттого, как минимум, интересной игрой в кошки-мышки. Биография - это попытка объяснить поступки человека (автобиография - попытка объяснить свои поступки? :) ). А тут что объяснять? Любые объяснения и раскопки образов с целью выявления психоневрологических мотиваций здесь не нужны, по-моему. Это зрелище, и на это надо смотреть. Очень много откровенно киношного и бьющего на внешний эффект, но, повторюсь, так может показаться только тем, кто сел смотреть биографическую драму.

      Жанр определить довольно сложно. Многие критикуют кино словами "собрали всё". Согласен. Собрали. Ну и что плохого? Снять можно по-разному всё что угодно, и, если сняли так, то, судите сами: что требовалось в данном случае? Океаны слёз сочуствия жертвам развода? Не то. Хитросплетённая драма из жизни несчастных, пусть и предприимчивых школьников? Да ну! Нескучность и зрелищность? Вот это, пожалуй, то, что надо. Я сильно сомневаюсь, что глубокими ночами Спилберг наворачивает круги по ковру в домашних тапочках, кусает губы и дёргает волосы из бороды, сетуя: "Не так получилось! Я хотел всё снять по-другому!" Нет, Спилберг снял то, что хотел снять. Он в очередной раз подтвердил репутацию мастера, создав полотно совершенно иного характера, чем все предыдущие его работы. Это кино не для "подгрузиться", а для "отдохнуть и, быть может, немножко подумать" и функцию свою оно выполняет ровно на сто процентов.

      Не согласен, что фильм затянут. По крайней мере, эккординг ту май первое впечатление. В нём много длинных планов, когда камера единожды включается и актёры непрерывно играют довольно объёмную сцену. Это заметно, но это не раздражает. В фильме, по-моему, вообще ничего не раздражает, потому что всё в нем подобрано пропорционально: в меру драмы, в меру мелодрамы, в меру авантюрной комедии. Не утомляет ни лирика, ни длинные диалоги, ни возможные пробуксовки сюжета. Если и это есть, то прощается. Потому что не бросается в глаза. Одно слово: энтертейнмент.

      Актёры. Фильм не отягощён особо глубокими ролями, но на том уровне, что есть, достойно играют все. Наберу много воздуху и скажу то, чего, думал, не скажу никогда. Понравился ДиКаприо. Не кинооткровение, но очень качественно. Да, немножко слащаво, но не приторно, заслуживает похвалы. Хвалю. Молодец. По фильму Абигнейл смазливый, находчивый и крепко хитрющий парень, и Лео весьма правдоподобно удалось всё это изобразить. Без натяжек.

      Роль агента Хэнретти в исполнении Хэнкса понравилась мне немного меньше. Отчасти, потому что оказалась более эпизодической, чем представлялось. Сюжетная линия обходит стороной аспекты жизни детектива, показывая всё больше профессиональную деятельность, то есть непосредственно погоню. А, потому, агент Хэнретти получился кошкой, которая преследует мышку. Образом с плаката к фильму, но не более. Человеком в Шляпе. Сцены фильма с участием Хэнкса сильны и, когда надо, очень забавны, но образ его героя не дотягивает до трёхмерности. За весь фильм мы узнаём о Хэнретти, как о человеке, очень немного, ассоциируя его появление в кадре только с одной данностью: "Щас ДиКаприо будут ловить".

      Отлично смотрится один из моих самых любимых актёров Кристофер Уокен в роли Абигнейла-старшего. Отношениям главного героя с отцом уделено в фильме особое внимание. Абигнейл-старший - человек, который всю жизнь был уверен в себе, но, волею судьбы, теперь он эту уверенность потерял. Так что, когда к отцу приходит сын и подсознательно спрашивает его: "Папа, всё ли я делаю правильно?" у Абигнейла-старшего просто нет ответа на этот вопрос. Отец глубоко увяз, но не желает этого признавать, убеждая Фрэнка-младшего, что всё у него в порядке. А, главным образом, убеждая себя самого. Все диалоги Уокен - ДиКаприо очень хороши. Экстремум психологической составляющей фильма.

      Общее впечатление. Классное драматическое развлечение. Ненавязчивый синевато-беловатый рекламный постер этого фильма с размытыми бегущими силуэтами Школьника - Пилота и Человека в Шляпе обещает лёгкое динамичное зрелище и не обманывает. Снято великолепно, но, если относиться к картине, как к серьёзному биографическому эпосу, крайне неглубоко. Поэтому рекомендуется к просмотру даже людям, которым в принципе не нравятся биографические фильмы. Потому что это не биографический фильм, а скорее, драматико-феерическая фантазия на тему очередного Великого Комбинатора. И не важно, ИНСПАЭД он там БАЙ ЗЕ ТРУ СТОРИ или не ИНСПАЭД, честное слово. Вы не узнаете из картины, как и что НА САМОМ ДЕЛЕ случилось в жизни настоящего Фрэнка Абигнейла-младшего. Зато вы просто хорошо отдохнёте. Чем не повод посмотреть?

      В заключение одна маленькая любопытная деталь: в конце фильма, в сцене, где герой Тома Хэнкса проводит инструктаж работников отдела, на доске, помимо всего прочего, можно разобрать следующую надпись: "Steven & Tom's 4th project" - "четвёртый проект Стивена и Тома". Спилберг прикалывается?


(2 марта 2003 года)

Hosted by uCoz