Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Соучастник (Collateral)

триллер
США, 2004
Режиссёр: Майкл Манн
В ролях: Том Круз,
Джеми Фокс,
Джада Пинкетт Смит



Enjoy L.A.


      Макс (Джеми Фокс) - водитель такси. Он назубок знает все районы, улицы и закоулки Лос-Анджелеса и при собственном желании может доставить клиента к месту назначения быстрее, чем клиент при собственном желании может мечтать. Когда-нибудь, грезит Макс, он обязательно откроет компанию по прокату лимузинов, своеобразный клуб для избранных. С комфортом и ветерком будет возить небедных ребят до пункта назначения, которых (небедных ребят) в Лос-Анджелесе тусуется немало. К сожалению, любое начинание, даже самое что ни на есть беспроигрышное, требует очень и очень денег, а вот их-то как раз, работая таксистом, сильно не заколотишь. И мечта остаётся мечтой. Двенадцать лет.

      Макс любит работать ночью, предпочитая суету и нервозность бодрствующего монстра выкрадываемой дальним светом неоновой дрёме, но никогда не сну - Эл Эй никогда не спит. Пассажиры сменяют друг друга: разные лица, разные слова, разные жизни. На короткое время Макс становится невольной частичкой этих жизней. Взгляд, украдкой брошенный в зеркало заднего обзора, и задержавшийся там на многие годы, научил его неплохо разбираться в людях. Одного этого взгляда часто бывает достаточно, чтобы рассказать о человеке очень и очень многое. Когда-нибудь это обязательно пригодится Максу в его лимузиновой карьере.

      А пока ночь сменяет ночь, пассажир - пассажира. И эта ночь ничем особенным не отличается: всё те же лица, слова и жизни на заднем сидении кэба. До тех пор, пока в такси Макса не оказывается Винс (Том Круз), прилетевший в Эл Эй ровно на одну ночь. За эту ночь ему надо навестить шестерых друзей и успеть на утренний рейс в аэропорт.

      Политика компании, в которой трудится Макс, в общем, запрещает работать всю смену на одного клиента. Но Винс предлагает 700 баксов. Против 300-500, которые такси Макса обычно снимает за ночь, это очень неплохо. Да что там, Максу просто повезло.

      Однако труп, вылетающий из окна здания, в которое только что зашёл Винс, и камнем падающий прямо в лобовое стекло такси, быстренько убеждает Макса в обратном. Максу очень, очень не повезло. Сегодня судьба посадила на пассажирское сиденье его такси хладнокровного убийцу, чистильщика, выполняющего оптовый заказ по уборке с белого света шестерых свидетелей по громкому делу, в котором замешаны военные, русские, правительство и кто только там не замешан. Под дулом пистолета Максу суждено стать проводником седеющего терминатора в его ночном вояже. Город ждёт, а ночь только начинается...

      Благодаря великолепному трейлеру, выпущенному в Сеть уже довольно давно, новому триллеру от режиссёра "Схватки" Майкла Манна была сразу присуждена третья степень отличия: "кино ожидаемое". Наравне с яроботами и послезавтрами. Только в отличие от конкретно лажовых поделок, кем явили себя в итоге коллеги по степени, "Соучастник" не только показал серьёзный уровень драматического триллера, заявленный в ролике, но и превзошёл ожидания.

      История одного трипа сквозь ночь захватывает с первых кадров, когда героя Тома Круза встречает в аэропорту Джейсон Стэтхем, а Макс Джеми Фокса готовится к очередной смене. Причём захватывает не столько действием (фильм никак нельзя причислить к чистому экшну), сколько хорошим диалогам и обалденно прописанным героям.

      Пара Круз/Фокс по праву претендует на дуэт года. Настолько взвешенными, равноценными и нескучными выглядят основные эпизоды картины: диалоги героев в такси.

      Ручаюсь, такого Тома Круза вы ещё не видели нигде и никогда. Седая шевелюра, взгляд исподлобья, дорогой костюм и пистолет с глушителем в хладнокровной руке - это лишь полбеды - на закуску припасена отличная, во многом знаковая концовка фильма.

      Я не истовый поклонник Круза, хоть и признаю за ним две бесподобных роли: "Человек Дождя" и "Интервью с Вампиром". ("Широко Закрытые Глаза", по-моему, не что иное как модный мыльный пузырь, а "Последнего Самурая" посмотреть пока не довелось.) В обеих этих ролях талант Тома и его присутствие в кадре подогревали великолепные коллеги: как же не разыграться, когда рядом с тобой в своей лучшей роли светится гениальный Хоффман? До Тома на роль убийцы в "Соучастнике" пробовался Адам Сэндлер. Да-да, и не смотрите в систем трей, не первое апреля.

      "Соучастник", в общем, не стал исключением. До этого фильма я ничего не знал ни о каком Джемми Фоксе, даже если где-то его и видел, но теперь не забуду имени этого актёра наверняка. В "Соучастнике" его Макс зарулил бал и седого Тома Круза практически с первых кадров (с того самого момента, когда стало ясно, что появление Стэтхема - это так популярное сейчас камео). Зашуганный и нерешительный (впрочем, это как посмотреть) очкарик-водитель довольно быстро берёт бразды правления зрительской симпатией в свои руки и в процессе повествования выкинет не один фортель, нацеленный в самое эго изверга на заднем сидении. Я уж не говорю про максину мамашу... Впрочем, избежим ската в опасную область спойлеров.

      Общее впечатление. Сверхоправдавшиеся ожидания. Очередной прекрасно срежиссированный Манном триллер, с дуэтом, разыгравшимся на полную катушку. Хороший сценарий, по-моему, правда, давший промашку в сценах кульминации: последние десять-пятнадцать минут безупречно просчитанный драматический триллер всё-таки соскочил в область "нас не догонят", но после великолепной развязки это ему прощается.

      На языке оригинала кино смотрится более чем внятно, в отличие от, например, манновской же "Схватки", где ДеНиро и Пачино усердствовали не для моего уровня. Круз и особенно Фокс старика меня откровенно жалели. За что им персональное спасибо. Помимо целой тонны прочего. Смотрим!

      P.S. (Добавлено 4 сентября) Самое время признать ошибки. Роль Винса никогда не предлагалась Адаму Сэндлеру. Ему предлагалась роль Макса. А на роль Винса пробовался Рассел Кроу. Спасибо Sandman'у за указанную оплошность.


(3 сентября 2004 года)

Hosted by uCoz