Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Код Да Винчи (The Da Vinci Code)

детективная драма
США, 2006
Режиссёр: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс,
Одри Тоту,
Жан Рено



Дорогу осилит идущий.


      Волна подражаний, обвинений в плагиате, гнев религиозников, только поджигающий читательский интерес - назовите второй литисточник современности, понаделавший столько шума, сколько этот многострадальный детектив "Код Да Винчи". Хотите моё мнение? Главная заслуга Дэна Брауна в том, что он вернул на иные "замыленные" телевидением кухни и диваны такой формат как "книга, толстая, без картинок", и те, кто уже много лет ничего тяжелее глянцевых изданий в руках не держал, спохватились вдруг, что в доме отсутствует такой необходимый, оказывается, предмет как книжная закладка. Ну не отнимешь этого: из-за обывательского ли невежества в эпохальных поднимаемых вопросах, в результате захвата ли читательского внимания стремительностью изложения, из-за удобного ли для чтения в транспорте крупного шрифта или из-за совсем небольшого литража глотков-глав, а скорее всего, из-за вместе взятого всего, "Код Да Винчи" БРОСИЛИСЬ читать. И задолго до выхода фильма. И даже задолго до вести о его экранизации.

      Лично у меня давно (кое-какие книжные детали успели уж и подзабыться) прочитанный роман оставил приятное впечатление. Какое оставляет интересная, буквально проглоченная за пару вечеров приключенческая история. Кстати, два других романа Дэна Брауна, которые я прочитал: "Ангелы и Демоны" и "Точка Обмана", оставили ровно такое же впечатление: дядька очень интересно и захватывающе пишет, этого у него не отнять, и я читаю его книжки с большим удовольствием. "Отбросить всё и окунуться в книгу" - вот это как раз про его романы.

      Экранизацию, конечно, ждал с нетерпением, со всем миром заодно гадал, кому нести личину профессора Лэнгдона, сомневался в Хэнксе, благоговел от музыки на титрах тизера, сто двадцать восьмой раз выкручивал сабвуфер на максимум на сто двадцать восьмом просмотре трейлеров, потом несколько, прямо скажем, сник от первых отзывов и, наконец, посмотрел сам. Тоже, кстати, последовательность. Не Фибоначчи, но всё-таки.

      Знаю, модно ругать. Но, если можно, скажу от себя. Очень понравилось. Очень. Прилежно перенесённая в киноформат книжка, потерявшая по пути ровно две детали: срывание профессором Лэнгдоном со стены Лувра "Мадонны в Гроте" и историю о брате Софи Невье в финале фильма (ага, вот тут добрые люди поправляют мылом, ещё и часы с Микки Маусом - ай-ай-ай). В остальном, повторюсь, очень прилежная экранизация. Настолько успешно перенесённая, насколько, я считаю, вообще можно было.

      В основном "Код" упрекают в затянутости и скучности. Но позвольте: по-моему, фильм ничуть не скучнее и не веселее чем книга. Свою чисто-экшн-ипостась "Код" получил не так давно, в боевитом боевике "Сокровище Нации". Если угодно, приведу такое сравнение: роман "День Шакала" Фредерика Форсайта. Старый классический фильм - экранизация - конечно же уступает темпу и размаху вариации на тему с Уиллисом и Гиром. Роберт Лэнгдон, перечитайте книжку ещё раз, несогласные, не Индиана Джонс. "Гаррисон Форд в твиде от "Гарриса", да несколько десятков кругов в университетском бассейне каждый день отнюдь не делают из этого героя звезду боевика. На мой взгляд, фильм, как и книга, будучи удачно экранизированным, изначально задумывался как псевдоисторическая и в основном - да - разговорная драма. Так он таким и получился. И разве не ура Ховарду?

      Тут же напрашивается и концовка романа/фильма. Герой что, должен был найти, как Николас Кейдж, хоромы, полные золота? Или что-то (не буду спойлерить окончательно) другое материальное? Крестовый поход в исполнении Роберта Лэнгдона и по духу, и по смыслу очень отличается от предпринятого Индианой Джонсом. Последняя сцена фильма отлично передаёт дух книги. Кажется, для экранизации эта черта не плоха. Нет?

      Среди актёров, приглашённых на роли также не обнаружил никакого мискастинга. Кто-то запомнился больше, кто-то меньше, но на месте абсолютно все, не было таких, которых бы не воспринял как героев книги. Блеск - это Сайлас и Тиббинг, ну так они и в книге умыкнули пальму первенства. Софи не только боевая подруга Лэнгдона, но ещё и ключевая героиня. Неужели Одри плохо справилась с ролью? Да отлично справилась! Вялый Хэнкс? А как должен вести себя профессор, которого среди ночи утащили с раздачи автографов в Лувр и начали шить дело об убийстве не последнего в этом Лувре деда? Разбрасывать полицейских одной левой или крушить Гранд Опера, сверкая белозубой улыбкой? Хэнкс - великолепный актёр, который раз по экрану ходил не сам он, а его герой. Принявший в повествовании, кстати, ровно то участие, которое было отписано ему в книге. То же касается Фаша в исполнении Жана Рено и епископа Арингаросы в исполнении Альфреда Молины. Да, роли у них почти эпизодические. Но ведь и в книге их герои такие.

      По-моему, правы те, кто говорят, что секрет "Кода Да Винчи" это прежде всего невежество обывателя. Но я никак не могу понять, тех, кто считает, что появление этого произведения это "плохо". Христианство - пласт культуры, связанный с нами как ничто другое. Потому "графоманские" (ну и пусть) приключения Роберта и Софи заставляют сопереживать особенно. Потому домохозяйка, бухгалтер, продавец рыбного отдела, да не важно кто, во время чтения (а теперь и просмотра) чувствуют словно бы приближение к великой тайне. Расшифровывай герои секреты ацтекских ребусов или мусульманскую вязь, это было бы уже не то. Однако всё это - не более чем эффект от развлекательного произведения. Что до истерии священнослужителей и прочих недовольных, ведомых классическим советским "мы сами не читали, но знаем, что это за гадость", за кого паству принимаете, если всерьёз опасаетесь, что после просмотра голливудского детектива, верующий зритель пораскинет мозгами и разуверуется? Сдаётся мне, за баранов. И это лишний раз многое о вас говорит.

      Общее впечатление. Превосходная экранизация замечательного детективного чтива. Читайте. Смотрите. Высказывайте мнение. Своё. Соглашайтесь, спорьте, главное, не идите ни у кого на поводу. Об этом ведь, в общем, и "Код".


(26 мая 2006 года)

Hosted by uCoz