Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Тупик (Dead End)

мистический триллер
Франция/США, 2003
Режиссёры: Жан-Баптист Андрэ
Фабрис Канепа
В ролях: Рэй Уайз,
Александра Холден,
Лин Шэй



Не замай, дай пройти!


      Как-то под Рождество папа, мама, дочка и сын Хэррингтоны решают съездить в гости к деду с бабкой. Впрочем, решать особо и не приходится, ведь такие поездки для семьи - добрая, вот уже двадцатилетняя традиция. На этот раз едут расширенным составом: дочка прихватила в поездку своего бойфренда, первого на всю школу спортсмена-рекордсмена. Семья и последний бодро запрыгивают в семейную машину (по-прежнему ни черта не смыслю в иномарках) и с первыми лучами закатного солнца трогаются в путь, с кучей подарков и маленьким шоколадным пирогом к праздничному столу.

      Скучать в пути им не придётся, ведь тот, кто решит, что Хэррингтоны - дружная ячейка общества, очень сильно ошибётся. Практически стихи, но это так. Папашка ругается с сыном, который сурово игнорирует родителя, нацепив наушники с "какой-то Мэрилин Бронсон" в плеере, мамашка ругается с папашкой, потому что знает, папашка двадцатый год безропотно ездит к её родителям, зато двадцатый год видит их в гробу в белых тапках. Дочкин друг ругается опять с сыном, потому что ему не нравится, что он не нравится брату своей девушки, и тот при любом удобном случае на это намекает, не снимая наушников с Мэрилин Бронсон. Дочка ругается со всеми, потому что с детства живёт в такой атмосфере и давно видела всех в гробу в белых тапках. А ещё она хочет порвать со своим ухажёром-футболистом, потому что, может, кое-в-чём её братец и прав. Но семья есть семья, примерно каждые сто метров пути они все временно мирятся и как ни в чём ни бывало дружно орут "Джингл Бэллз" на всю машину.

      Которая мчится по шоссе, навстречу уготованному сюжету. Вокруг играет тревожная музыка, и первые лучи закатного солнца довольно быстро оборачиваются последними. За окнами зловеще темнеет. Папашка, утомлённый периодически чередующимися ссорами и песнопениями, начинает клевать носом и едва-едва не слетает с родственниками в кювет. Благо, старая закалка водителя со стажем берёт своё и папашке удаётся, вовремя проснувшись, сориентировать ось авто согласно дорожному полотну.

      А вот тут и сурприз! Оказалось, в процессе чуть-было-не-ЧП машина съехала с основной трассы и оказалась на неизвестной просёлочной дороге, которая вблизи выглядит как декорации к фильму "Ведьма из Блэр", а с высоты вертолётного полёта - как обесснеженный вариант лесов из "Ловца Снов". Разворачивать машину и возвращаться назад на основное шоссе? Дудки! Папашка и так уже носом клюёт. Поэтому он принимает решение впервые за двадцать лет изменить маршрут и добраться до родственников альтернативным путём. Деревня - она и есть деревня, все дороги выведут туда, да и мамашка карту местности на всякий случай захватила. Ведь захватила?..

      "Тупик" - очередное доказательство того, что принцип "Дорогу молодым!" действует в любой сфере любого жанра. Вроде и сюжет второсортный, и диалоги идиотские, и сама фабула неоднократно оскомину набила, а ведь как здорово всё это получилось в сумме!

      Прежде всего "Тупик" - действительно страшное кино. То есть его действительно страшно смотреть в качественной копии одному ночью в наушниках, сунув ноги в ставшие вдруг неуютными тапки, покоящиеся где-то в кромешной тьме под столом. Многие эпизоды очень впечатляют. Например, момент в самом разгаре событий, когда дочка, находящаяся в ступоре, начинает неожиданно петь "Джингл Бэллз" (сцену стоит смотреть в оригинале, в переводе, который смотрел я, переводчики зачем-то взялись рассказывать, о чём песня - ну просто индийский фильм).

      Молодые авторы картины (одному из них ещё не исполнилось и тридцати лет) избрали действенную методику кинопугания, завернув в банальный хоррор элементы сюрреализма. Не столько резиновыми манекенами (их там будет, и весьма впечатляющие, но бюджет не так высок, чтобы показывать страсти по двадцать-тридцать секунд подряд, да это и не требуется), сколько самой атмосферой картины, жутковатой музыкой и линчевской вариацией ужаса: полными непонятками. Обычно к середине фильма (ну максимум к последней трети) мы уже знаем, с какими силами столкнулись герои, будь то маньяки, вампиры, оборотни или зелёные человечки. "Тупик" не даёт точного ответа на этот вопрос даже по истечении финальных титров (увидя которые, не спешите выключать кино, оно ещё далеко не кончилось).

      Чтобы в полной мере оценить задумку авторов, фильм стоит посмотреть дважды. По крайней мере, я так и поступил. Первый раз с панталыку здорово сбивает странноватое поведение персонажей, бредово-логичные для творящегося вокруг кошмара диалоги, чумные действия героев и не всегда уместный (однако местами, в условиях жёсткого психопугательного давления, истерически смешной) юмор. К концовке это не актуально, но большую часть фильма впечатления очень неоднозначные. Второй раз, когда знаешь развязку, всё смотрится несколько по-другому. Это происходит потому что актёры, из которых сразу выделяется старый знакомец по "Твин Пиксу" Рэй Уайз, играют здесь не только персонажей очередной картины жанра хоррор, но и героев задумки. Так что их поведение стоит оценивать после титров, а не во время фильма.

      Общее впечатление. Один из самых достойных мистических триллеров. Странноватый для мэйнстрима, так и делали французы. Однозначно причислить фильм к разряду жутиков нельзя - он гораздо оригинальнее обычных поливаний кетчупом во все стороны, так что мы общо: триллер, а дальше - сами решайте. Суммируя то, с чего начинали на старте, и с чем пришли к последнему кадру - отлично. Впрочем, это моё мнение - многим понравился сам фильм, но не понравилась концовка, а я считаю, что концовка как раз особенно хороша. Отличная концовка.


(29 июня 2004 года)

Hosted by uCoz