Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Тёмный Рыцарь (The Dark Knight)

боевик
США, 2008
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Хит Леджер,
Кристиан Бэйл,
Аарон Экхарт



А что такие хмурые?


      С возвращением в Готэм-сити Кристофера Нолана! А здесь всё так же, и тихими не бывают даже зори. На смену Фальконе, доживающему, не без помощи Пугала и его хитрых смесей, галлюциногенную жизнь в Аркхеме, пришёл Марони (Эрик Робертс). Всё та же (да не та же, к вящей радости зрителя Нолан убрал из кадра Кэти Холмс, заменив её дёрганья симпатичной мордашкой более актёрской игрой Мэгги Гиленхол) Рейчел Доусон добивается правосудия на стороне обвинения в судах. Но на сей раз ей помогает очень серьёзный человек, окружной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт).

      Ну и Бэтмен (Кристиан Бэйл). Главная достопримечательность Готэма. Заручившись поддержкой преданного Альфреда (Майкл Кейн) и не менее преданного, но более отстранённого от «семейных дел» Люциуса Фокса (Морган Фримен), поднятого в должности после возвращения Брюса в семейный бизнес, супермен продолжает наводить порядок в родном городе. В меру сил. И у него получается. Параллельно Брюс продолжает работать на публику в имидже зажравшегося сынка-мажора: то на заседании совета директоров прикорнёт, то отправится на яхте в релаксирующее плавание, собрав себе на борт стройную когорту представительниц русского балета. В общем, отводить нос общественности от себя и своего настоящего "я" у него тоже неплохо получается.

      Параллельно же с радикальными мерами по очистке города от мусора и шлаков, тайное "я" Брюса Уэйна обдумывает следующий шаг, ставящий под вопрос само существование рыцаря в прорезиненной шкуре. На стороне правосудия появились действительно сильные и честные, но, главное, гражданские люди. Ситуация изменилась к лучшему, пусть для этого и потребовалось когда-то завести в городе гиганскую летучую мышь. Тому же окружному прокурору нет нужды рядиться в карнавальные маски, он не хуже супергероя жахает по негодяям с микрофонированных трибун, не вылезая из ладного пиджака. И они, такие люди уже вряд ли отступятся от своего, значит, злодеям в Готэме придётся несладко и без кулака в чёрной перчатке. Так, может, и в самом деле, Бэтмен сделал своё дело, Бэтмен может уходить?

      Но раздумывать над данным вопросом, конечно же, пока ещё очень рано. В городе орудует безродный выродок и маньяк с обезображенным лицом по кличке Джокер (Хит Леджер). В отличие от прочих врагов народа Джокер необычайно хитёр, безаппеляционен, изобретателен и, наконец, от спутанных волос на макушке до носков ботинок абсолютно безумен. По слухам, у Джокера планы уничтожить Бэтмена раз и навсегда, дабы тот не мешал в идеальном городе совершать идеальные преступления.

      Сам того не осознавая, Брюс постепенно оказывается втянут в хитроумную игру Джокера. Игру, уничтожение Бэтмена в которой ещё большой вопрос. Как знать, может быть Джокер разглядел в Бэтмене родственное существо и пытается избавиться вовсе не от Бэтмена, но от Брюса Уэйна? Да и кто вообще сказал, что рыцарь Готэма и в самом деле не тёмный?..

      Нолан не отступил от своих принципов. Взяв автором новых приключений своего брата (вместе они работали над "Мементо") он вновь вернул нас в город из "Бэтмена: Начала", отбросив, по-максимуму, аляповатость комикса и выкрутив ручку усиления сопереживания героям на полную.

      «Тёмный Рыцарь» - это действительно событие в кинематографе. Второй фильм уделывает первый настолько же, на сколько первый был хорош. А он был чертовски хорош.

      Но со вторым возник полный кавардак. Во-первых, «Рыцарь» побил все мыслимые рекорды по сборам, во-вторых, ворвался в топ-250 имдб, и не на какое-нибудь, а на первое место и сбил оттуда почтеннейшего дедушку «Крёстного Отца», в-третьих, окутал себя мраком тайны и домыслов вокруг самого яркого своего персонажа, Джокера, в исполнении Хита Леджера, который был найден мёртвым в январе и вокруг смерти которого до сих пор витает множество слухов. Вплоть до того, что и не умер он, а это такой рекламный ход. Николсон заявился на «Оскар» в костюме Джокера, почему Леджеру не переплюнуть и не разыграть собственную смерть, чтобы потом вылезти на церемонии из чёрного мешка со всё той же коронной фразой: «Уай со сериоз?»

      К сожалению, это вряд ли произойдёт. И блистательная роль Джокера в «Тёмном Рыцаре» навсегда останется сверкать самым ярким светом в карьере Хита Леджера. Да, он в фильме буквально сияет, отодвигая далеко на задний план всех, кто находится рядом с ним в кадре. Немыслимо, но по-моему, на старого Джокера Джека Николсона в старом «Бэтмене» без снисходительной улыбки уже не взглянешь. Как оба новых «Бэтмена» представляют из себя кино по сравнению со старыми, которые теперь кажутся не более чем театральными постановками уездной труппы, так и новый Джокер приобретает в изложении мифологии Бэтмена совсем иное звучание: Джокер Леджера действительно страшен, и страшен как никогда.

      Это абсолютное исчадие ада, которому, однако, что самое страшнейшее, часто... симпатизируешь. Наибольшего накала страстей, по моему мнению, Джокер добился в сцене допроса комиссаром Гордоном и Бэтменом. В этой сцене легко представить, что всё, о чём говорит Джокер, и что так коробит Бэтмена — правда.

      Несмотря на достаточное количество действующих лиц и именитость исполняющих эти лица актёров, этот фильм — бенефис одного артиста. Который, по-моему, обычно был достаточно этаким середнячком, но вот сейчас так блестнул, так блестнул... И сердце сжимается, что НАПОСЛЕДОК. Где бы он сейчас ни был, пусть знает, что он — король 2008 года, и это далеко не только моё мнение как выясняется. Леджер умер, да здравствует Леджер!..

      Остальные актёры на уровне, вполне, но, конечно, по сравнению с первым фильмом, на фоне Джокера здесь, внимание отказывается концентрироваться на игре Бэйла, Фримена... и даже Майкла Кейна. Ну вот не получается, почему-то. Всё время ждёшь сцен с Джокером Великолепным. От одного эпизода к другому.

      Впрочем, есть в фильме ещё один любопытный персонаж, о котором стоит упомянуть отдельно. Это честнейший и дотошный слуга закона Харви Дент, которого, как прекрасно знают те, кто в теме, судьба обязана превратить в ужасного Двуличного. Дело в том, что Двуличный у меня, давнего поклонника мифологии о Бэтмене — разлюбимейший персонаж, и человек наитруднейшей судьбы во всём рассматриваемом мире.

      В боевичке Джоэля Шумахера «Бэтмен Навсегда» Двуличный — это отстранённо появившийся в поле зрения Бэтмена злодей, такой же как Джокер здесь, без роду и племени. Максимум, что сопровождает его появление - короткое досье, которое в том фильме смотрит в Пещере Бэтмена Вэл Килмер. А в самом первом фильме, Тима Бёртона, роль Харви Дента исполняет Билли Ди Уильямс (Лэндо Кальриссиан из "Звёздных Войн"), но и там он никакого отношения к супергерою не имеет. На самом деле Харви Дент — один из немногих настоящих друзей Брюса Уэйна, человек, которому миллионер с эксцентричными наклонностями чуть даже не мечтал отдать власть правосудия над городом, потому что это и правда казалось правильным. В "Рыцаре" их взаимоотношения изменили, Уэйну трудно считать Дента своим другом, хотя бы потому что они оба делят нежные чувства по отношению к одной девушке. Рейчел Доусон, разумеется. Тем не менее Уэйн уважает Дента и действительно видит в нём своего... хе-хе, Медведева.

      Но Денту по канонам мифологии суждено измениться. Будучи ужасно обезображенным по разным причинам (в зависимости от источника повествования: официально — это кислота, выплеснутая в лицо правозащитнику одним из мафиози (тем самым Марони, кстати), а где взрыв, а где пожар), Дент, с детства страдавший психическим расстройством, перерождается в своё альтер-эго, сохранив, впрочем задатки положительного персонажа. Теперь он принимает все ключевые решения сообразно тому, на какую сторону упадёт любимая монетка. Персонаж непростой, а в «Тёмном Рыцаре» действующий и вовсе «вскользь» - у Томми Ли Джонса было куда больше экранного времени. То есть роль достаточно второго плана. Аарон Экхарт просто на отлично справился со своим персонажем, показав и драму, и верность собственному понятию о справедливости. Но, главное, его герой, при всей своей условности, допустимой, казалось бы, только в комиксах, не выбился из колеи, сохранив фирменный осмысленный стиль новой бэтмениады. В «Тёмном Рыцаре», как и в "Начале" нет буффонады, здесь лишь всё так, как вышло. Не комикс, но драма с элементами комикса. Не оттого ли так необычно сильно для подобного жанра сопереживаешь героям?

      Теперь о том, что огорчает. Несмотря на то, что я в полном восторге от фильма и обязательно пойду его пересматривать в наши кинотеатры, и, наверное, не раз, не могу не признать, что я не согласен с мнением голосовалки на имдб ни в коем разе. Мелочь, в сущности, ну какая разница, кто там что наголосовал. Только проблема в том, что раньше подобных эксцессов не случалось, топ-250 представлял из себя действительно наирепрезентативнейшую выборку, но фильм о Бэтмене в 250-ке лучших фильмов всех времён и народов на первом месте? Фильм безусловно хорош, но ставить «Рыцаря» на первое место — это перебор. И очень сильный.

      К сожалению, такой выбор, однако, объясним. Публика совсем запотчевалась массмедией. Это показательно, мы живём во времена, когда Бэтмен по результатам международного голосования обходит такие шедевры как «Крёстный Отец», «Однажды В Америке», «Амели», «Криминальное Чтиво» и ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ... Ну, что ж, время, видимо, такое. Новые столпы приходят на смену динозаврам.

      Общее впечатление. Безусловно лучший, самый-самый лучший фильм о Бэтмене на свете. Но, поверьте, далеко не лучший фильм на свете. Если бы у меня был выбор (этакая суперспособность, если хотите) показать вам либо "Тёмного Рыцаря", либо "Крёстного Отца", я безусловно выбрал бы второе. А вот "Крёстного Отца" или "Однажды в Америке" - вот тут уже посложнее. Фишка в том, что разным фильмам можно поставить отличную оценку. Но не стоит заблуждаться, что эта "отличная оценка" одинакова для них. Девятки и десятки бывают всё-таки очень-очень разными. В любом случае, приятного просмотра.


(26 июля 2008 года)

Hosted by uCoz