Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Долорес Клэйборн (Dolores Claiborne)

триллер
США, 1995
Режиссёр: Тэйлор Хэкфорд
В ролях: Кэти Бэйтс,
Дженнифер Дж. Ли,
Кристофер Пламмер



Иногда женщине приходится быть стервой. Просто, чтобы выжить...


      Стивен Кинг - один из моих самых любимых авторов. Похоже, я перечитал все его книжки, две - в оригинале и, думаю, что, если припомнить, кому в своё время понаотдавал многие из них "на недельку почитать", и изъять обратно, накопится почти полное собрание сочинений. В своём выпускном школьном сочинении по литературе, вопреки настоятельным рекомендациям преподавателя, я бросился исследовать именно творчество Кинга, из-за чего основательно подпортил с этим преподавателем отношения, но своего добился: 5/4 (с пунктуацией проблемы: ляпаю запятые везде, где только могу).

      А вот любимых фильмов, поставленных по этому автору, у меня значительно меньше. Потому что, по большей части - это среднекачественные поделки. Взять хоть "Детей Кукурузы". Даже самый первый фильм по мотивам малюсенького рассказика получился намного наиграннее, чем десяток-другой страниц, написанных королём ужасов. Цель же забабахивания многочисленных сиквелов вообще непонятна. Адаптируя книги, авторы фильмов позволяли себе большие вольности с киношной подгонкой при выписывании характеров героев и сюжет строили по типу "нас не догонят! нас не догонят! - или догонят? - чёрт! и правда догонят!" и кинговской атмосферы на экране - как ни бывало.

      Единственным исключением явился, пожалуй, только Фрэнк Дарабонт, сценарист, работавший в своё время над фильмами "Муха-2" и "Кошмар на Улице Вязов - 3" (по некоторым данным, сейчас он придумывает для нас продолжение похождений бравого Индианы Джонса). Этого товарища я очень сильно зауважал, потому что, не в пример другим, взявшись экранизировать Кинга, он сначала, как минимум, раза по три перечитывал книгу. Это сразу видно. Особенно тем зрителям, которые читали. "Зелёная Миля" мне очень понравилась, а "Побег из Шоушенка" стал одним из самых любимых фильмов всех времён и народов.

      Упс! Тут я хотел перейти непосредственно к рассматриваемому произведению, но вспомнил ещё о двух картинах, о которых нельзя не упомянуть в свете исключительно положительных эмоций: "Сияние" с неподражаемым Николсоном и "Мёртвую Зону" - на мой взгляд, лучшую работу в кино актёра Кристофера Уокена, того самого, который не так давно лихо сплясал в клипе "Фэтбоя Слима".

      Роман "Долорес Клэйборн" я начинал читать не так чтобы охотно. Настораживало название. После "Команды Скелетов", "Ночной Смены", "Худеющего", "Несущего Смерть" и "Кладбища Домашних Животных", эта книжка, согласитесь, носила какое-то, мягко говоря, скучноватое название. Книжку я прочитал махом. Понравилось...

      Фильм "Долорес Клэйборн" я начинал смотреть не так чтобы охотно. Книжка, пусть и отличная, повествовала о вещах, снять по которым интересный триллер казалось перспективой не очень досягаемой. Номинально-то Кинг, а пужиков - кот наплакал. К тому же, снова настораживало название...

      Нью-Йоркская журналистка Селена Сент-Джордж (Дженнифер Джейсон Ли) получает по факсу сообщение о том, что её мать Долорес (Кэти Бэйтс), живущая в далёком островном городке, арестована по подозрению в убийстве. Жертвой стала престарелая миллионерша Вера Донован (Джуди Парфитт), у которой подозреваемая двадцать два года проработала служанкой. Мотивы убийства неясны, но за дело решил взяться детектив Джон Мэки (Кристофер Пламмер), который уже сталкивался с миссис Сент-Джордж по долгу службы: много лет назад она подозревалась в убийстве своего мужа. Тогда дело закрыли, списав всё на несчастный случай. Но детектив Джон Мэки, который из 86 расследованных убийств за время работы раскрыл 85, изначально не поверил объяснениям Долорес и, узнав, что она снова причастна к гибели человека, тут же взял расследование на себя, чтобы та, которую он считает теперь ДВОЙНОЙ убийцей, уже не выкрутилась.

      Селена, после разыгравшейся когда-то семейной драмы не видевшая Долорес в течение 15 лет, решает отправиться в городок, где она родилась, и, наконец, увидеться с матерью. Она давно уже выросла, но над ней по-прежнему давлеют воспоминания детства, те, что она так старательно забывала все эти годы при помощи антидепрессантов, снотворного и трёх выкуриваемых в день пачек. То, что случилось до разрыва с матерью, которую Селена обвиняет в убийстве своего отца.

      Открывать правду о себе - самое трудное занятие на свете. Но Селена находит в себе силы нанести визит в прошлое, чтобы взглянуть матери в глаза и узнать себя по-настоящему: кто она? - неблагодарная дочь несчастных родителей или отпрыск хладнокровной убийцы? Дабы выяснить это, Селене придётся разбередить раны, затянутые паутиной времени, а вам - посмотреть этот фильм...

      Всё получилось как с книжкой - от экранизации я остался в полнейшем восторге. Здесь нет кровожадных монстров или бледно-зелёных рук мертвецов, дождливыми ночами утаскивающих у малышей под кровать плюшевых медвежат. Зато здесь есть прекрасный драматический триллер с отличным актёрским дуэтом, сильными инструментальными темами Дэнни Элфмана и непередаваемой словами работой художников.

      Кэти Бэйтс срисовала Долорес прямо со страниц книги. Изумительно. Слово в слово, строка к строке. Замкнутая маньячка из "Мизери" превратилась в мрачно-ироничную пожилую женщину, хранящую немало страшных тайн и горя, преимущественно, в собственной душе. Бэйтс умеет перевоплощаться - вряд ли вы узнаете в Долорес хохотушку Молли из кэмероновского "Титаника". Создатели ленты сделали ставку на актёрский талант двух сверххаризматичных актрис современного кино и не прогадали.

      Дженнифер Джейсон Ли я обожаю. Она - не просто актриса. Это - живой клубок характерности: все её героини похожи одна на другую - те же жесты, та же мимика и бегающие по сторонам глазки. Из фильма в фильм, от работы к работе, она идёт такой, какая она есть, совершенствуя саму себя, ни на кого больше не похожую, и смотрясь в кадре не только естественно, но и врядлизабываемо. В паре с Бэйтс они вывернули души своих героинь наизнанку, что сделало просто кино кинооткровением. Здесь нечего больше добавить, кроме одного: СУПЕР!!!

      Художникам картины я с радостью отдал бы "Оскар", даже не дожидаясь последнего начального титра. Игра света и тени актёрствует в фильме наравне с героями. Мрак безысходного настоящего и фальшивая яркость страшного прошлого прорывает плоскую кинокартинку в третье измерение. Вкупе же с высококлассной режиссурой, особенно неожиданными, но плавными переходами от дня сегодняшнего к воспоминаниям, картинка эта усиливается многократно. Наверное, стоило бы ещё чего-нибудь написать по этому поводу, но вы лучше уж сами посмотрите.

      А всё дело в чём? - Просто собрались талантливые люди, которые без ума от своей работы, и которые точно знали, что собираются делать, и КАК это надо делать. Редкая экранизация не уступает книге. Я считаю, что эта - не уступает. Так что советую, или почитать книгу, или посмотреть фильм. А лучше и то, и другое, причём, очерёдность значения не имеет - оба произведения не оставят равнодушными. Это не очень похоже на Кинга. Но это Кинг. Тот, которого вы, быть может, ещё не знаете...


(2002 год)

Hosted by uCoz