Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Грязные Прелести (Dirty Pretty Things)

драма
Великобритания, 2002
Режиссёр: Стивен Фрирз
В ролях: Чиветел Эджиофор,
Одри Тату,
Серджи Лопес



В Лондоне сегодня ещё холоднее, чем в Москве...


      Нигериец Окве (Чиветел Эджиофор) - нелегальный эмигрант, живущий в Лондоне. За плечами у Окве медицинский институт, стажировка в Нью-Йорке, из него получился бы, может, неплохой врач, но Окве работает таксистом, а, когда смена заканчивается, всю ночь дежурит в холле гостиницы, отвечая на звонки постояльцев, что кухня уже закрылась. Чтобы не свалиться с ног от такого распорядка Окве практически постоянно жуёт специфическую траву - старинное нигерийское средство от сна. В общем, вкушает все сладости жизни на правах нелегала. То есть вовсе без прав.

      Окве не беженец и никогда не стремился жить в Лондоне, несмотря ни на что. Окве в бегах. История умалчивает, как он перебрался через границу, но стоит ему попасться на глаза эмиграционной службе, парня депортируют на родину и он сядет в тюрьму на много-много лет.

      Как бы там ни было, у Окве есть одно преимущество, позволяющее выживать в таких условиях: он хороший парень. Добрый, отзывчивый и работящий. А ещё он неглупый и действительно разбирается в медицине. Потому в неприветливом мегаполисе нашлась и работа, и приятели (в основном тоже эмигранты), и какой-никакой дом.

      Нигерийца приютила в своей каморке эмигрантка-турчанка Шенай (Одри Тату). Приютила на свою голову: в отличие от Окве, Шенай в соискательницах на гражданство числится, но, чтобы его получить, необходимо пройти семь кругов ада, начиная с того, что полгода вообще запрещено работать. А как тогда жить и на что снимать каморку?

      Шенай, конечно, работает, потому что выхода нет. И работает нелегально, потому что иначе - никак. Горничной в том же отеле, где по ночам дежурит Окве. Видеться друг с другом на людях чревато: могут возникнуть подозрения, что у Шенай кто-то живёт (что тоже жуткое преступление), да ещё и нелегал. Поэтому самые простые ситуации, например, передача ключей от входной двери, превращаются в настоящий шпионский триллер.

      Во время очередного дежурства Окве находит в унитазе номера отеля человеческое сердце. Сомнений быть не может, ведь Окве врач. Со страшной находкой он отправляется к управляющему, но получает вполне непрозрачный ответ: не суйся, куда не следует. В полицию позвонить Окве не может, ведь они заодно поинтересуются и его собственной личностью. Можно бы и наплевать, и жить дальше, какой-никакой, однако, жизнью. Но Окве - хороший парень. Поэтому начинает копать сам...

      Первый тезис всех, кажется, на свете кинокритиков об этом фильме: Одри Тату всё дальше отходит от образа Амели. Всё верно, это факт. Но так и должно быть: она меня бы очень разочаровала, изображая из фильма в фильм единожды открытый блестящий типаж, от которого, между прочим, очень сложно отвязаться. Кстати, по словам режиссёра Стивена Фрирза (снявшего "Героя" с Хоффманом), "Амели" ему жутко не понравился и он выключил фильм на пятой минуте просмотра.

      Кто-то на IMDB очень хорошо сказал про этот фильм (я уже о "Грязных Прелестях"): компактный. В точку, по-моему. История рассказывается сцена за сценой, не "прокручиваясь" на пустом месте: некогда. Есть герои, есть обстоятельства, есть развитие сюжета. Кино состоит практически из одних диалогов, эпизодами напоминает триллер, неспешностью и обстоятельностью развития "На Грани Безумия", но ни разу не дотягивает до этого громкого популярного жанра, оставаясь полуторачасовой драмой о жизни нелегалов.

      Лондон картины сер. Герои не прогуливаются по Трафальгарской площади, никаких колонн Нельсона и Биг Бенов, однако и не трущобы с бомжами в картонных коробках и паром, валящим из канализационных люков под обветшалыми мостами. Глубоко, но не дно. Такие же и герои: не яркие, даже в эпизодах истинного проявления своей геройской сути. И это - хорошо, потому что складывается впечатление, что смотришь на обычных людей.

      Понравился Чиветел Эджиофор в роли Окве, в основном потому что в нём нет ну совсем ничего от опостылевшего образа "чёрного-брата-йо". Его герой в фильме главный, в основном мы следим за ним. Шенай Тату - это не подружка главного героя, не картинная жертва и не вспомогательный элемент для развития сюжета. Она - полностью самостоятельная героиня, вечно бегущая в кадре по своим делам, со своими заморочками и своими мечтами. Во всяком случае, так кажется первую половину фильма, которая мне понравилась больше чем вторая.

      Хороши диалоги между героями. В принципе ничего особенного, больших открытий для сюжета не несут, но сняты так, что смотреть их не заскучаешь. Особенно диалог за ужином в квартирке Шенай.

      А теперь о том, что не очень понравилось. О некоторой декоративности. То ли дело в, пусть и оригинальной, концовке, то ли в слишком уж отвратительном образе местного злодея и агентов эмиграционной службы, то ли в короткометражности, но впечатления фильм оставил легковатые. Как-то не очень серьёзно картина смотрится в целом. О "Грязных Прелестях" достаточно много говорили и писали в околокиношной прессе и я ожидал, честно говоря, большего. Более реалистичного, если хотите, кино. Такого, на которое похожа первая половина этой картины. И хорошее актёрское исполнение, и атмосфера чужого города (особенно в первой половине картины) - это всё есть, и показано неплохо, но чего-то не хватает. В середине повествования что-то из него уходит, и больше не возвращается, ближе к концу серьёзность тушуется. Впрочем, не настолько сильно, чтобы фильм совсем уж не понравился, однако достаточно, чтобы не оправдать ожиданий меня как зрителя.

      Общее впечатление. Неплохое кино про эмигрантов, хотя в начале просмотра, думал, напишу "сильное". Посвящено не жалости к нелегалам и не "от сумы и тюрьмы", в нём просто рассказывается история, исполняемая хорошими актёрами и хорошо срежиссированная. Это драма. Но не серьёзная социальная, что ожидалось, (хоть в самом фильме и встречаются подвижки к этому), а всё-таки киношная.


(28 февраля 2004 года)

Hosted by uCoz