Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
План Полёта (Flightplan)

триллер
США, 2005
Режиссёр: Роберт Швентке
В ролях: Джоди Фостер,
Питер Сарсгард,
Шон Бин



Материнский инстинкт агента Старлинг


      [про что] Овдовевшая конструкторша авиационных двигателей Кайл (Джоди Фостер) с шестилетней дочерью собираются переехать из Берлина, где жили последнее время, в родной Нью-Йорк. Муж Кайл погиб в результате несчастного случая меньше чем неделю назад, и вдова, конечно, ещё не успела смириться с утратой, пребывая в околошоковом состоянии, и как никогда переживая за дочь, с которой они теперь остались вдвоём. Знала бы она, что за испытания притаились за поворотом, а вернее на борту комфортабельного авиалайнера "Боинг", летящего рейсом "Берлин - Нью-Йорк".

      В воздухе утомлённая горем Кайл ненадолго засыпает, а когда просыпается, обнаруживает, что дочери, прикорнувшей в соседнем кресле с любимым плюшевым медведем в обнимку, нет. Поиски в салонах другого класса и туалетных комнатах ничего не дают, и запаниковавшая мать начинает бить тревогу: куда могла деваться маленькая девочка, находящаяся на борту летящего самолёта? К делу подключается сотрудник службы безопасности полётов Карсон (Питер Сарсгард), стюардессы и капитан корабля в исполнении Шона Бина. Они, и рады бы помочь отчаявшейся матери отыскать ребёнка, да вот беда: никто, ни они сами, ни пассажиры, в больших количествах рассаженные по салону, не видели девочки не только после её возможного исчезновения, но и до. Более того, в списке пассажиров рейса никакой дочери вообще нет...

      [как снято] Второй раз подряд (камео в неожиданно откровенном образе Элоди Горд из "Долгой Помолвки" во внимание не берём) Джоди Фостер играет мать-героиню, спасающую чадо и себя саму от невзгод, в условиях, близких к капитальному кошмару. Но, если в "Комнате Страха" Дэвида Финчера дочь героини оказывала посильную помощь в борьбе с этими невзгодами, то "План Полёта" оставляет мать одинёшенькой, в, буквально, безвыходном положении, под прессингом очевидного, задокументированного факта, только подливающего паранойи в котёл: "А была ли девочка?" Фостер отлично справилась и с этой ролью.

      На пару с ней в фильме традиционно хорош стареющий капитан боинга Шон Бин, которого, увы, судьба окончательно занесла на второй план. А вот Питер Сарсгард в роли единственного помощника героини не слишком впечатлил, какой-то вялый и явно косит под господина Кьюсака. По мне, Джон здесь смотрелся бы гораздо убедительнее и колоритнее.

      Помимо мастерски нагнетаемого напряжения, не последнюю роль в котором играет великолепная Джоди Фостер, своё веское слово говорят операторская работа и режиссура. Фильм - безусловно, этап во "внутрисамолётных" съёмках, камера виртуозно плавает в клаустрофобическом пространстве салонов, подсобок, лифтов и грузовых отсеков. Соскучившимся по этим пространствам со времён "Решения о Ликвидации", посвящается: ползать, подтягиваться и соскальзывать в мыслимые и немыслимые уголки авиалайнера героям предстоит постоянно, ведь всё действие фильма целиком происходит на борту самолёта, во всех возможных его уголках - случай, когда событийно-дислокационный фактор работает на сто процентов.

      Второй раз за сезон его величество триллер изволит баловаться в воздухе, в предельно закупоренном пространстве. Только в отличие от "Ночного Рейса", по аналогии с жанром комедии положений, триллера положений, "План Полёта" до самой развязки старательно пытается привести зрителя во вполне определённое состояние: крайней степени недоумение. Процесс рискованный: чем больше наворачивается загадочности, сильнее натягивается сюжетная пружина, тем явственее, да и справедливее ожидания по-настоящему непредсказуемой, шокирующей концовки, тем больнее потом, в развязке, может статься, падать возложенным надеждам. Мне кажется, это как раз такой случай и есть: умело накрученная до самой кульминации пружина запускает до обидного немудрёный механизм развязки, последняя четверть фильма проигрывает трём первым четвертям самого себя же по всем статьям. Финал слабый и натянутый. Однако это вовсе не означает, что фильм не нужно смотреть ради тех самых первых трёх четвертей. Всё-таки бОльшая часть, как ни крути, хороша.

     [итого] Хорошо снятый параноидальный триллер с несколько разочаровывающим финалом.


(13 ноября 2005 года)

Hosted by uCoz