Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Защита От Дурака (Foolproof)

триллер
Канада/США, 2003
Режиссёр: Уильям Филлипс
В ролях: Райан Рейнольдс,
Кристин Бут,
Дэвид Суше



Улыбайтесь и пакуйте...


      Жили-были в Канаде два закадычных друга и одна закадычная подруга. Сдружились ребята на почве любви к поиску решений всякого рода задачек. В школе друзья совместно крякали программное обеспечение, в колледже - замки кабинетов преподавателей. Сейчас, набравшись опыта и поднаторев, каждый в своей области (исполнитель, координатор и компьютерщик с папиросой во рту), разрабатывают планы ограблений разных небедных контор.

      Нет-нет, закон никто из них, в принципе, не нарушает, да им этого и не нужно: они не глупы и умеют заработать на жизнь честным трудом. Тут дело в другом. Просто такое у них хобби: поиск ответа на интересные вопросы, которые никто не задаёт. Ну вот, например, "Можно ли как-нибудь умудриться спереть Кубок Стенли?", задаются вопросом друзья. И, собравшись вместе, пробуют ответить на этот вопрос. Находят планы помещений, добывают схемы охранных систем, экипируются символическими девайсами медвежатников эпохи хай-тек, настраивают символические рации на символическую секретную волну (на самом деле переговариваясь друг с другом посредством громкого обращения из разных углов комнаты), включают воображение - и за работу. Оказывается, если задаться целью и погреть неглупые головы, можно спереть и Кубок Стенли. Несмотря на понарошечный характер ограблений, все чертежи, планы и схемы друзья рисуют очень подробно и серьёзно. Настолько серьёзно, что, попади такой план в руки негодяя, запросто бы сработал не только в теории.

      Что однажды и происходит. По недогляду горе-ограбителей прямо у них из квартиры загадочно исчезает папка с одним таким планом, в котором детально описывается, какую контрагайку следует отвертеть и какой трамплюкатор коротко замкнуть, чтобы в ваш карман перекочевала неплохая коллекция бриллиантов из расположенной неподалёку конторы, занимающейся драгкамнями. Обеспокоенные друзья сразу же звонят в эту контору и объясняют дирекции, что, мол, они - простая канадская молодёжь, которая от делать нечего разработала план ограбления их конторы, но случилось ЧП и этот план похитили злоумышленники, так что имеет смысл поменять систему сигнализации на принципиально другую и на всякий случай утроить охрану. Дирекция, разумеется, не верит шутникам. А зря, потому что очень скоро контору кто-то с блеском грабит. Почитав прессу друзья покрываются холодным потом: дело сработано точнёхонько по их эскизам.

      В этот же момент на сцене возникает солидный владелец барного заведения, с говорящим именем Лео Джиллетт (Дэвид Суше), в более узких кругах известный под кличкой Недотрога. Это он спёр план друзей и роскошно провернул дело на практике. Убедившись, что хобби молодёжи может принести эгегей какой доход и разглядев в друзьях растрачиваемый понапрасну нехилый потенциал, Лео делает ребятам предложение, от которого трудно отказаться: им придётся обстряпать ещё одно дело, на этот раз совместно: спереть из суперпуперохраняемого бронебойного хранилища каких-то облигаций на сумму в много миллионов долларов. Вернее, даже не спереть, а подменить - никто и не заметит исчезновения подлинных бумажек. Блестящей задумке Лео не хватает самой малости: плана. Слишком много на пути к заветным бумажкам понатыкано сигнализаций, кодовых замков со всякими обманками, сканеров отпечатков пальцев и лазерных лучей, под которыми может пролезть только гибкая телом красотка в духе Кэтрин Зеты-Джонс. Молодёжь должна разработать план и претворить его в жизнь, а Лео за это отдаст им обратно украденную папку с чертежами прошлого ограбления, какая жалость, всю облапанную пальчиками нерадивых теоретиков.

      Друзья понимают, что попали в серьёзную переделку. И начинают делать то, что обычно получается у них лучше всего. Думать...

      На дело герои фильма всё-таки пойдут. Ведь перед нами очередной представитель жанра "ухо от селёдки", из тех, что блестяще пародирует нестареющий польский "Ва-Банк". Обязательное наличие Злодея, как-то насолившего Героям, этих самых Героев, Хитрого Плана, который они будут придумывать весь фильм и Непредсказуемой Развязки, в результате которой Зритель должен офигеть и поразиться, Герои - победить и полюбиться, а злодей - отправиться за решётку, чтобы там считать полоски на своей робе и недоумевать, где же он всё-таки просчитался?

      "Ва-Банк", "Оушен и Все-Все-Все", "Медвежатник", "Ограбление По-Итальянски" - откровенно плохих картин жанра не припоминается. Что-то более, что-то - менее, но на уровне все. Везде есть главное: эти Хитрые Планы, и снято интересно. Ну, разве что "Стикс" фигнёй получился, из-за того, что в нём никакого хитрого плана не было вовсе. В деле следования канонам жанра "Защита от Дурака" заняла место прочного середняка. Находочка в сценарии действительно есть. Правда, я догадался о ней по ходу пьесы (её рояль весьма неумело маскируют сюжетными кустами), что, конечно, подпортило эффект, но лично знаю людей, для которых события фильма после Кадра Икс стали настоящим откровением, по силе сравнимым аж с "Обычными Подозреваемыми"!

      Но Концовка Концовкой. Кроме Концовки, у фильма есть Всё Остальное, а у этого Всего Остального есть большой минус. Полное отсутствие желания пересмотреть Всё Остальное и даже Концовку во второй раз. Честно говоря, смотреть всё это не очень интересно даже в первый (но в первый раз хотя бы есть интрига, чем там дело кончится). Настолько уныло и трафареточно снято, что осилил я кино только с третьего захода, и это притом, что идёт фильм час-двадцать-с-чем-то. Причиной тому уровень картины: очевидный и нескрываемый С-класс в самом неприглядном смысле слова. Всё-таки видно, что снимали канадцы, даже и на часть американских денег, а совсем не "Уорнер Бразерз". К тому же, картинку здорово мутят сероватые положительные герои, этакие бойскауты, залихватски рассекающие по тёмным коридорам ограбляемых хранилищ, как нью-йоркские ирландцы по Манхеттену в День Святого Патрика. Причём и намёка нет на то, что их хотя бы заметит сонная охрана. Ни один из друзей особо не понравился и не запомнился, ни в "деле", ни в "жизни", разве что девица в единственном забавном, но коротком эпизоде с пончиком. Причём, актёры в этом не виноваты, типажи у них вполне симпатичные, особенно компьютерщик. Тут дело в сценарии.

      От наличия в кадре Дэвида Суше картинка не расцветает, но, в отличие от прочих персонажей, за ним на протяжении фильма более-менее интересно следить. Зловещий Пуаро напускает на себя достаточно серьёзный и интеллектуальный вид, давая понять, как сложно будет его обхитрить и победить, если это вообще можно будет сделать. А что, после подавляющего большинства картин, где Наших обижают первые час десять, а они потом за оставшиеся двадцать устраивают мудрёный бескопромиссный ревендж, сделать фильм, в котором обиженных ударников отмычки и горелки в итоге, например, аккуратно кантрапупят, пристреливая в затылки, а злодей безнаказанно тратит добычу на развитие своего барного дела было бы довольно оригинально.

      Общее впечатление. Унылый большую часть времени триллерчик в стиле "ухо от селёдки", снятый по сырому сценарию, над которым ещё бы работать и работать. Финал милый, но ждать его час с лишним, лицезерея всё это время С-клашные потуги ограбления в модном нынче стиле хайтек - многовато. Собственно это и есть задача всего фильма: худо-бедно-как-нибудь дотянуть всю эту беду до Эффектного Финалу, который был придуман в первую очередь и вообще является единственным, что было придумано, а не скопировано у заграничных коллег по цеху. Так что, неудивительно, всё остальное экранное время - по большому счёту, его (времени) напрасная трата. Не смотревшим можно, в общем-то, не смотреть и дальше, выбрав что-нибудь похудожественнее.

      Единственное, что говорит в пользу фильма, снятого таким, каков он есть - это то, что он не голливудский, а канадский. Для канадцев, кинопродукция которых вообще не вылазит в область большого кино - неплохо. Во всяком случае, это не совсем фиговая лажа, вроде "Стикса". Кстати, американского.


(3 июля 2004 года)

Hosted by uCoz