Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
На Грани Безумия (Frantic)

триллер
США/Франция, 1987
Режиссёр: Роман Полански
В ролях: Харрисон Форд,
Эммануэль Сенье,
Бетти Бакли



Я люблю Париж весной...


      Ох, господа сценаристы, продюсеры и режиссёры, и достали же вы со своим апофигеальным тупняком! Это я обращаюсь к создателям фильма "Спайдермен", от впечатлений после просмотра которого никак не могу отойти. Если меня, как кинозрителя, и дальше ждут такие вот только перлы, побегу-ка я, пожалуй, в киёск и затарюсь-ка старыми фильмами, а то ведь до всех рано или поздно дойдёт, за кого их тут держат, и старый добрый нафталинчик, того и гляди, разберут побыстрее, чем я смогу произнести "Ку!"

      Ладно, чего уж там. Отвлечёмся от грустного и поговорим лучше на какую-нибудь приятную тему. Говорят, это помогает. Например, о фильме (о чём же ещё?) И лучше, о фильме с большой буквы. "Спайдермен", вот, фильм с такой маленькой буквы, что даже я, которому очки пока что не нужны, и то читаю, вместо "фильм" - "ильм". Так что, про красно-синих дебилов-пауков и зелёных гоблинов, пожалуй, не будем - чего-то на ильмы писать не тянет. Обзор будет про Фильм (с большой буквы). И далеко ходить не надо - фильмы хорошие есть! А про паука сами напишите, если кто хочет. Оч-ч-чень любопытно будет почитать, знаете ли.

      Так вот. Фильм. Снят в 1987 году. Старый, а смотрится на ура. Мною и всеми, кого знаю, по крайней мере. Название - "Frantic" - переводится по-разному, но дословно "Исступлённый" или что-то вроде этого (от, если не ошибаюсь, "frenzy" - исступление, наваждение и т.п.) В нашем переводе - "На грани безумия". Тоже хорошо. Режиссёр - Роман Полански ("Девятые Врата", "Смерть и Дева", "Ребёнок Розмари", "Жилец", "Пираты"). Замешан в истории с изнасилованием в Штатах, поэтому вынужден не пересекать границу. Штаты - не Россия и, как у нас - ничего не пройдёт, закон есть закон. Въедет, даже после нескольких десятков лет, всё равно посадят. Вот и снимает в Европе, но с голливудскими звёздами первой величины. В этот фильм на главную роль пригласил Харрисона Форда. Не зря пригласил.

      Париж. Медициская конференция. В числе прочих докладчиков, в столицу любви приезжает хирург Ричард Уокер (Харрисон Форд) со своей женой Сондрой (Бетти Бакли). Они не были в Париже много лет, с тех пор, как проводили здесь свой медовый месяц. Сейчас оба уже немолодые.

      Пара селится в забронированный номер не самой, надо сказать, плохой гостиницы и начинает разбирать чемоданы. Один из чемоданов упорно не открывается - ключ не подходит. Выясняется, что чемодан - чужой. Перепутали при получении багажа и взяли другой, того же цвета и тоже фирмы "Самсонит". Ричард звонит в службу багажа и, казалось бы, улаживает возникшую проблему. А потом идёт в душ.

      Когда он выходит из душа, номер оказывается пустым. Видимо, жена выскочила на минутку за каким-нибудь журналом, решает Ричард и спокойно ложится вздремнуть. Только проходит уже несколько часов, а Сондра всё не появляется. Ричард начинает беспокоиться.

      Но это - только начало. Сондра не пришла ни на этот день, ни на следующий, ни на день после следующего. Ричард, оставшийся один на один с чужим огромным городом, и не знающий по-французски практически ни слова (американским хирургам, даже очень хорошим, вовсе необязательно владеть французским), вынужден обратиться в полицию и в посольство и заявить о пропаже жены. Но там только разводят руками, явным образом намекая, что, такой уж, мол, это город - столица любви, вот жена и убежала с кем-нибудь это самое.

      Понимая, что никого, кроме его самого, жизнь его жены, видимо, не интересует, Ричард начинает свои собственные поиски. И путь приводит его к тому самому чемодану "Самсонит", что, как ни в чём не бывало, стоит у него в номере. А в процессе поисков, он встречает молодую распутную девицу Мишель (Эммануэль Сенье), которой принадлежит перепутанный чемодан, но не всё его содержимое, потому что она - лишь курьер паутины, ведущей один Бог знает к кому. Спасая собственную жизнь, Мишель невольно становится спутницей отчаявшегося хирурга, идя с ним по опасной дороге к финалу, который вовсе не обещает быть счастливым...

      Нет слов! Блестящий фильм! Блестящий сценарий, состоящий из мелочей. Блестящая режиссура и подбор актёров. Все роли, даже самые маленькие: коридорные в гостинице, охранники в посольстве, торговцы наркотиками в притонах и все остальные - колоритные и своеобразные.

      Главные роли - супер! Форд, играющий обычного человека, почти сломавшегося под тяжестью нависшей беды, великолепен! Сцена, где он неуклюже ползёт босиком по крышам Парижа, рискуя скатиться вниз, такой непохожий на Индиану Джонса или Хэна Соло - уже ради этого стоит посмотреть фильм. Сыграть обычного человека, слабого в сущности своей, когда ты один на один с чужим миром - это требует гораздо больших актёрских способностей, чем играть суперменов разной марки и закалки. Форд - не супермен. Он - самый настоящий АКТЁР.

      Эммануэль Сенье играет Мишель тоже весьма достойно, составляя с Фордом прекрасный дуэт. Легкомысленная и распутная начинающая наркоманка и уважаемый солидный хирург. Нелепый, трогательный, незабываемый танец в ресторане, когда она извивается вокруг него в красном платье, а он пытается обнять её, но не похоти ради, а просто потому что больше здесь, в этом чужом мире, у него никого нет. Ричард, волею судьбы нюхающий кокаин в грязном сортире бара. Финальная сцена фильма, о которой рассказывать не буду, сами увидите, если не смотрели. Прекрасная музыка Морриконе. Старая как мир песня в исполнении Грейс Джонс, тонкой красной нитью пронзающая весь фильм. Словом - шедевр мирового кинематографа. А шедевр, как известно - это настолько супер, что рассказывать бесполезно. Надо смотреть и очень внимательно. Полански мелочей не разжёвывает.

      Кстати, пригласив на роль Мишель Эммануэль Сенье, Полански нашел себе, тем самым, жену на долгие года. Хороший у Ромки вкус, честное слово! Сам бы на ней женился - глаза красивые.

      В общем, если вдруг случится глобальная катастрофа и все мы побежим в убежища, собирая по пути шедевры нашей цивилизации, дабы оставить это наследие потомкам, фильм "На Грани Безумия" можете не брать. Его утащу я. В зубах. Чтоб наверняка.


(2002 год)

Hosted by uCoz