Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Фредди Против Джейсона
(Freddy Vs. Jason)

ужасы
США, 2003
Режиссёр: Ронни Ю
В ролях: Роберт Энглунд,
Моника Кина,
Кен Кирцингер



Пятница, 13-е на улице Вязов...


      Идея свести двух знаменитых киноманьяков в грандиозную разборку витала в головах ещё авторов последней "Пятницы, 13-е", когда маску усопшего в очередной раз "окончательно и бесповоротно" Джейсона утянула в ад фреддина перчатка. Конечно, в то время эта мысль плотненько упиралась в область полного бреда, во что не медленно и верно фильмы вырождались части где-то с третьей, но в наше время возможно всё: "Робокоп Против Терминатора" (раз есть игра для приставок, значит, и до фильма недалеко), "Чужие Против Хищника" (лично читал сценарий в оригинале!). Да что там, "ТЕРМИНАТОР - 3" теперь не просто бред обкуренных фанатов, а объективно существующие пиратские дивидишки! В общем, сегодня, на фоне всего остального бреда, схватка полюбившихся с детства героев вовсе никакой не бред, и даже больше не идея. А самый, что ни на есть полуторачасовой фильм.

      Несмотря на заверения Роберта Энглунда ни при какой погоде, хоть дождь с цунами, не одевать шляп со свитерами, выкупа актёром авторских прав на его героя, чтоб больше бедного убивцу из снов никто не беспокоил, жирного креста на дальнейшей карьере, в прошлом посредственного вратаря уездной хоккейной команды, а ныне первого на Кристальном Озере ударника-санитара леса, товарища Вурхеса, и отказов режиссёра, утверждённого в этот проект, Ронни Ю снимать данное кино в принципе, пропасть в небытии нашим детским любовям не дали. Вытащили из небытия за уши и поставили друг против друга на затуманенном пиротехниками мосту. Чем, надо полагать, здорово обрадовали производителей кетчупа. Жаль, но по моим данным наш "Балтимор" остался в стороне. А ведь жаль... Как растекается их "Шашлычный" по скатерти...

      Идея была, вроде, всем хороша: монстров помнят, любят и на их дуэль пойдут смотреть все до единого. Даже Ронни Ю всё-таки уломали сесть в режиссёрское кресло тем, что позволили самому решать, кто из маньяков, так сказать, кого. Не хватало только истерического визга молоденьких жертвочек: если Фредди ещё хоть местами гомерически хохочет, то Джейсону рот заткнули серий восемь назад, то есть с самого начала. Для решения этой проблемы велосипедов изобретать не стали и разбавили двух действующих лиц отрядом истошно голосящих тинейджеров, как и полагается, подразделённых на три категории: второстепенные герои, неисчислимые количества которых можно и нужно рубить в капусту, ведь этот процесс и составляет суть фильма; герои, приближенные к главным, которых ограниченное количество, поэтому разрубать их приходиться только в самых ключевых моментах и, по возможности, крупным планом. И, наконец, пара главных героев, разрубать которых не требуется совсем, припасённые на финал, для эпизода хромого окровавленного демарша в обнимку прочь от разлагающихся останков злодея (-ев).

      Главную роль в череде вопящих тинейджеров исполнила Моника Кина (на фото слева), которую я запомнил благодаря совершенно замечательному, на мой взгляд, триллеру "Белоснежка Братьев Гримм" с Сэмом Нилом и Сигурни Уивер (ох, Кина там была прелесть! - я везде ищу этот фильм в дивиксе, так что, если кто имеет, очень прошу сообщить на мой почтовый ящик). Героиня Кины - нормальная американская тинейджерка, повадками и симпотной внешностью здорово напоминающая главную героиню подросткового пужика (что и имеем). Разумеется, она живёт на улице Вязов, аккурат в том доме, где жила знаменитая - не помню как зовут - ну, допустим, Лори - из первого "Кошмара", со своим отцом, который в подземной лаборатории вводит людей в состояние комы - ну тут всё как обычно. Отец убил, соответственно, мать, может даже пилкой для ногтей, но, раз, как вы сами понимаете, это сделал на самом деле Фредди, это неважно. Друг новой Лори, несомненно четыре года как заперт в психиатрической лечебнице, что тоже не новость, где его пичкают психотропными препаратами, и делает это уже упоминавшийся новойлорин отец. А посадили парня в шизиловку за то, что он, как вы уже догадались, единственный, кто знает, что маманю тинейджерки укантрапупил папашка (или вселившийся в него Фредди, что на первых порах всё-равно никого не волнует). Короче говоря, нормальная история семейки с улицы Вязов.

      За одним "но". Ни эту, ни какую другую семейку с улицы Вязов теперь не донимает некий Фред Крюгер (за исключением эпизода с убийством маманьки героини, но тут так ничего и не прояснили). Да, вот так, семь раз убивали, убивали, и, наконец, убили. Практически на все жизни.

      Но не на все, конечно. С начальными титрами картины гнусный маньяк возвращается в сны курируемой им молодёжи, с той только разницей, что реально никого прикончить фирменной ладошкой уже не может. Умотался, за столько-то сиквелов. Всё, что остаётся Фредди, это выпрыгивать из-за угла на своих жертв и раздражающе скоблить коготочками по перилам бойлерных лестниц, вызывая, в основном, лёгкий дискомфорт, но, увы, уже не ужас.

      Это не нравится не только зрителю, но и самому Фредди, ведь молодёжь с улицы Вязов - вся как на подбор: смазливенькая, тупенькая и легкомысленная - свитер чешется всадить коготь в глазное яблоко таким деткам. Но ведь не выходит чего-то, ёпрст... Надо что-то придумать. Выход явно должен быть где-то рядом.

      Вернее, не просто рядом, а сидит под ёлкой на берегу Хрустального Озера и точет о булыжник огромный мачете. И зовут его Джейсон Вурхес. Каким образом товарищ Вурхес вернулся к нам из Страны Вечной Охоты, как всегда, остаётся загадкой, впрочем, как и дефолтовое наличие в фильме товарища Крюгера.

      "Ну есть, и есть", - решает старина Фред, - "А, уж, из какого места именно прибыл - не важно. Главное, что есть." И, если не Фредди идти к Магомету, то уж Джейсону - грех отлынивать: столько молодых упругих тел, так и просящихся на лезвие мачете. С Джейсоном, правда, тоже не без заморочек, ведь этот молчаливый работяга - не вольнонаёмный. Вот если маманя ему что прикажет - сделает, а всем остальным башку отрубит и отправиться спать до следующего сезона отпусков на Хрустальном Озере. Хитрец Фредди это учёл, уж он-то явно смотрел по "НТВ" в своих кошмарах добрую половину серий "Пятницы, 13-е".

      Поэтому Фред разрабатывает беспроигрышный вариант: он снится Джейсону, обретает облик миссис Вурхес и от её имени очень просит Джейсона укантрапупить мясистый выводок с улицы Вязов. Тут я не вполне понимаю Фредди, единственную радость жизни которого и составлял этот процесс. Ведь ясно же, что товарищ Крюгер - очень целеустремлённый убивца: пара недель треннинга по дримкэтчерству, и крантец тинейджерам. А так, получается, всю работу сделает конкурент. Хотя, я смотрел этот фильм на английском, так что не могу ручаться, что у Фредди не было на данную тему никакого плана. Знание языка не позволяет мне врубиться во все тонкости менее чем со второго просмотра. Увы, чем меньше практику мы больше, тем больше меньше мы её.

      Джейсон маманьку по-прежнему очень любит, так что нацепляет хоккейную маску, суёт в штанину мачете и автостопом едет на улицу Вязов. Благо, там есть, кого порубить в капусту.

      Наблюдая за Джейсоном из своих ментальных аппартаментов, Фредди, как и ожидалось, начинает усиленно тренироваться, обретая прежнюю силу. Очень скоро случится то, о чём так долго говорили большевики: в один прекрасный день маньяческий соратник станет обузой и борьба за лавры посевной выйдет на первый план...

      Режиссура и сценарий. Конечно, просто столкнуть маньяков друг с другом в кадре - это плёвое дело, пара часов работы графических станций "Индастриал Лайт Энд Мэджик" или любой подобной конторы. Сами схватки, кстати, немного напоминают третьего "Терминатора": удар в лобешник - град штукатурки.

      Куда сложнее попытаться столкнуть два совсем разных по стилю жутика: бегалку-резалку и глюкавые переходы между сном и явью. К сожалению, авторы явно старательнее работали над первым вопросом (визуально сталкивали героев): переходы от бодрствованию к кошмарам есть, но очень сильно не в избытке и ни одного оригинального (чем так богат сериал "Кошмар На Улице Вязов").

      Для попытки слить два культовых ужастика в один, кино явно короткое, и слишком разбавляется мелочами жизни подростковых жертв (смотреть на которых в "мирное время", зная, что на подходе два таких колоритных злодея, просто неинтересно. Кому, кроме маньяков, они со своими мелочами вообще нужны-то?)

      Актёры и герои. Энглунд - в своём фирменном амплуа (а чего ещё ждать?), не в самом классном из гримов (в прошлых частях был и получше, менее резиновый), зато с шикарно-отвратительными зубами, что придаёт его улыбке неповторимую естественность Фредди Крюгера. В частности, из-за того, что экранное время разделено между ним и Джейсоном, а фильм идёт полтора часа, ужастики Крюгера сильно смазаны по сравнению с его выходками в сериале.

      Джейсон тоже в соку, разве что ходить ему, бедному, стало совсем, чего-то, тяжело. Не всегда тормозит, конечно, но, бывает, притормаживает. Действует по-прежнему своим фирменным методом кровавых убийств тет-а-тет (кроме дебильного явления народу в разгар молодёжной вечеринки из кукурузы) и на этот раз как-то особо трудно убивается. Видимо, тоже жизней на прошлых уровнях наполучал.

      Молодёжь. Как и заведено в подобных фильмах, совершенный ужас: тупая, неинтересная и бесцветная. Может быть, это делается специально, для того, чтобы не один монстр получал удовольствие от рубки в капусту таких персонажей, но и зрители. А, поскольку убийства (и особенно джейсоновские) в картине изощрённо-кровавые и молодёжи развелось целое море, удовольствия по части рубки в капусту будет в достатке. Я, конечно, ни за что не расскажу, кто победил (перед премьерой выпускающая компания открыла целый тотализатор на эту тему), но я болел за Джейсона. Всех этих бездарей он мочит с особым вдохновением.

      Больше всего раздражало в молодёжи то, что весь ужас (а тут - удвоенный, как видите) был прописан и сыгран на противозачаточном уровне: "Ах! Ох! Какой ужас! По селу, оказывается, бродют маньяки, и они уже почти наверно убили всех наших, так что, если ты не против, я тебе позвоню вечером домой, узнаю, как дошла..." Хоть бы в обморок для приличия хлопнулись или в панику ударились, что ли...

      Единственная, кто здесь пытается играть, причём сразу высокодраматическую роль, это Моника Кина. Вот она-то больше всех и раздражает: девчонка явно талантливее всей остальной труппы штампованных кретинов, и складывается впечатление, что она слишком переигрывает. Зато хоть в обморок один раз падает и глаза от страха правдоподобно закатывает - уже хорошо! Но хорошего этого мало, потому что делает она это в такой дурацкой роли, что жуть. Жутик с жутью от ролей.

      Общее впечатление. Пугалка на четверть просмотра, и четверть эта - в самом начале, а вовсе не в конце, чего ждал я. Концовка ерундовая и не соответствует даже просто по размаху моим зрительским ожиданиям.

      Кино "Фредди Против Джейсона" можно было снять. Его сняли. Кино "Фредди Против Джейсона" можно было снять интересно, увязывая в кадре не только двух знаменитых персонажей, но и атмосферы двух совсем разных жутиков, пользуясь всеми наворотами и фишками, которых, уж будьте уверены, за более чем дюжину-то серий на двоих, наработали. Его не сняли. Или сняли, но нисколько не старались.

      Поклонникам как Фредди, так и Джейсона можно глянуть разок, но не рассчитывайте на многое: пара-тройка впечатляющих минутных эпизодов, не больше. Для остальных смотреть это кино не имеет особого смысла: вас может привлечь название, но настоящего интереса к фильму во время просмотра вы не обретёте. Вам этого не дадут сделать ни сценаристы, ни актёры, ни режиссёр. Получившаяся история - это в запарке сочинённая куча мала из оригиналов: и не "Пятница, 13-е" и не "Кошмар На Улице Вязов", и, тем более, не "Пятница, 13-е На Улице Вязов". Общее с оригиналами - это только легендарные главные герои, которые топают в кадре. Вот их, оригиналы, и посмотрите. А на улице Вязов сегодня - суббота, 14-е. Солнечно. Безоблачно. В Кристальном Озере тихо плещется вода...


(5 октября 2003 года)

Hosted by uCoz