Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Халк (Hulk)

фантастика
США, 2003
Режиссёр: Энг Ли
В ролях: Эрик Бана,
Дженнифер Коннелли,
Ник Нолт



...До основанья,
А затем...
("Интернационал")

Она ж не одна придёт, она с кузнецом придёт...
("Формула Любви")



      Какие они всё-таки упёртые, эти самоиспытуемые гениальные генетики. Сказано: не пей, не коли, не кури, не нюхай ты этой мутогенетической дряни собственного производства, покупай лицензированную. Собственным производством пусть крыски травятся. Суровая правда жизни, однако: крыски рано или поздно кончаются. И вот тогда самоиспытуемые гениальные генетики всё-таки пьют, колют, курят и нюхают, ну что ты будешь делать. Как правительство финансирование отменяет, так и начинают пробовать всю свою гениальность на самих себе. Сами себе и крыски, и собачки Павлова, и лошади Прежвальского. И ничего с этим не поделать. Разве что зарисовать последствия приёма мутогенов этими гениальными генетиками и отослать в редакцию "Marvel". Глядишь, комикс образуется.

      Главный герой фильма "Халк" Брюс Баннер (Эрик Бана), хоть и вырос гениальным генетиком с последствиями приёма мутогенетической дряни в недрах туловища, в последствиях приёма мутогенетической дряни совсем не виноват. Наоборот, он очень хороший, глубоко положительный парень, со светлой головой и чистым сердцем, не пьёт и не курит, а в последствиях виноват его папашка (Ник Нолт), тоже гениальный генетик, от которого Брюсу перешли по наследству некоторые изменения на генном уровне. Курнул папашка чего-то такого, собственного производства, когда крыски кончились и правительство в связи с этим отменило финансирование. А, курнув, как и водится, сильно пожалел совсем уже скоро. Сын правда, родился нормальный, никаких лишних голов, рук-ног или там между, но что-то было с ним не так. Что-то углядывал папашка в сыне противоестественное, то ли в походке, то ли во взгляде. Что именно - как-то осталось за кадром, но им, родителям, виднее.

      Короче, испугался папашка, что, когда сынок вырастет, вырастут и эти самые последствия на генном уровне. И, если сынок вырастет, по логике, весь в папашку, то во что вырастят последствия - совершенно непонятно. А, потому, на всякий пожарный, папашка решил сына зарезать кухонным ножиком. Ведь, если зарежет, то не только сына, но и последствия на генном уровне. Однако, волей случая, произошёл эксидент, папашка промахнулся кухонным ножиком в сына и попал аккурат в свою супругу, сыновью мамашку. Мамашка померла, папашку увезли в дурку на много лет (поди-докажи, чего ты там в нормальном здоровом ребёнке углядел противоестественного), а Брюса начало растить третье лицо: то ли тётка, то ли государство. И ничего, вполне вырастили, умника-красавца, местами вылитый ранний Харрисон Форд.

      Вырос Брюс весь в папашку, такой же гениальный, и даже стезю себе выбрал точно такую же: генную инженерию. Он добился определённых успехов, строча рефераты на тему зависимости поведения инфузории-туфельки в брачный период от морального облика лаборанта и препарируя всякими хитрыми лазерами-шмазерами лабораторных лягушек в отсутствие преподавателей (а нам без препода даже стенд "Электроника Чего-то Там Пятнадцать, производства 1967 год, город Зеленоград" включить не давали!) на пару со своей подружкой, тоже очень генной инженеркой Бетти Росс (Дженнифер Коннелли). Выросший аккурат в папашку Брюс даже не догадывается, что его противоестественные гены тоже выросли, как и ожидалось, непонятно во что. Только пока, до поры до времени эти гены дремлют в глубинах брюсового туловища, будя его по ночам своим храпом.

      А дальше всё просто как неочищенный помидор болгарского посола. Однажды в лаборатории шестого подземного уровня происходит коллапсическое ЧП, в Брюса случайно залетает луч из гиперболического трамплюкатора, который, как известно, обладает неприятным свойством будить в туловищах генетиков во втором поколении мирно спящие противоестественные гены. Эти гены просыпаются в туловище Брюса на полную катушку, и теперь парню совсем нельзя злиться, потому что, разозлившись, он превращается в здорового зелёного монстра, который начинает развлекаться тем, что отворачивает башни с танков, разносит бункеры по кирпичику и сигает по сильно пересечённой местности неподкованной блохой. Подружка Брюса Бэтти очень настораживается этому обстоятельству, ведь у них практически так неплохо всё было, и понимает, что с этим надо что-то делать. Масла в огонь будет тоже, ведь папашка этой самой Бетти - не кто иной как страшно важный генерал Росс (Сэм Эллиот), который, как вы понимаете - вуаля! - и запрятал брюсового лохматого папашку в дурку. А, поскольку Росс свято верит в генетическую преемственность, то и сынка туда же для опытов запрятать совсем непрочь.

      И всё бы было ещё ничего, да вдруг откуда ни возьмись - вуаля! Правильно, объявляется брюсовский папашка, который зол на генерала Росса за то, что тот отправил его в дурку, на дочку его, потому что тоже верит в генетическую преемственность и на сынка своего. За то, что Брюс, этот маленький выскочка с лицом недозревшего Индианы Джонса вдруг откуда ни возьмись умеет превращаться в лягушку-культуриста, а он, великий гений, обкуренный и обколотый самолично собой, превращается во что-то неопределённое и то только с большим трудом и ненадолго. Настроен папашка очень серьёзно, потому как прихватил с собой целый выводок пуделей, тоже обколотых непонятно чем, с которыми он, видимо, отбывал срок в дурке.

      Завязка завязана, впереди пересечённая местность, аккурат для блошинных прыжков, а навстречу - танки, вертолёты, небоскрёбы, ледяная стратосфера и повзрослевшая подруга Лапши в кабине папашкиного геликоптера. На всякий случай, и для придания мелодраматического эффекта всему этому безобразию...

      На самом деле фильм получился хоть и дурацкий, но не такой уж плохой (вспомнить хоть "Человека-Паука" - бррр!). Вместе с тем, конечно, и не "Бэтмен", если говорить об экранизации комиксов. Уж откуда-откуда, а ведь именно из "Бэтмена" стало понятно, что такое классный кинокомикс, что такое комиксюшечный стиль, комиксюк-герой и комиксюк-злодей. А, главное, вполне понятно, для кого это снимают и зачем.

      Увы, Энг Ли (режиссёр фильма) и Гэйл Энн Хёрд (продюсер фильма, по совместительству бывшая супруга Джеймса Кэмерона и соавтор "Терминаторов") - это не Тим Бартон со товарищи, совсем не та кухня, не то блюдо и не тот ресторан. Хотя бы уже потому что не очень определились, каким должно быть кино и для кого снимают.

      Во-первых, "Халк" очень и очень затянут. Всё-таки два с лишним часа для такого повествования это слишком. Элементарного действия на два часа совершенно не хватает, так что затянут он, сдаётся мне, сознательно. Длинные пространные диалоги должны, видимо, придавать комиксу оттенок "серьёзного", может даже "интеллектуального" кинополотна. Как и участие в проекте серьёзных звёзд Коннелли и Нолта.

      Первая половина фильма такой и получилась, серьёзной, в чём-то многообещающей и очень снотворной для совсем молодых зрителей кинотеатра, которые пришли на кино про супермена. Всю эту первую половину нам ничего в общем-то и не показывают. Действие топчется где-то на полпути между лабораторным бункером и другим лабораторным бункером, герои очень серьёзно, прямо не по-комиксному выясняют свои отношения - и зря: на комикс ведь пришли, а не на призёра каннского фестиваля. Но, ладно, серьёзно, не по-комиксному обрисовали картину, где хорошие, где злодеи, в чём проблема у хороших и так далее. Что же начинается дальше? После всех этих "умных" диалогов и совсем не комиксных взаимоотношений героев?

      А дальше вспомнили, что кино всё-таки про супермена. И начинаются прыжки с переворотами, гроханье танков и вертолётов и полная разноголосица некогда налаженных между героями отношений (в пыли от разрушенных цементных блоков уж и не видно кто кому кем). Возврат после тонны диалогов с претензиями всё-таки к бегалке-стрелялке несколько раздражает, потому что кино уже заканчивается, о чём свидетельствует циферблат с подсветкой во тьме кинозала, а у кино вдруг появляется ритм и оно его только-только начинает набирать. А с набором ритма напрочь отпадает ощущение всей первой половины фильма: какая разница чего и как, объяснявшееся нам так долго, если всё равно всё закончится молотиловом? Я не против молотилова в комиксюках, я даже, пожалуй, и не пойду на комиксюки без молотилова, только зачем тогда было завышать планку фильма в первой половине? Ухал бы этот Халк злодеев минуты с двенадцатой, да и ладно. И пусть даже фильм бы шёл час этак двадцать восемь минут.

      У "Халка" большая история. Первая экранизация комикса состоялась в 1966 году и претерпевала с тех пор постоянные римейки, и полнометражные, и сериальные (в сериале в роли Халка снимался культурист Лу Фериньо, утверждённый на роль чуть ли не щедрой рукой самого Арнольда). Пару серий сериала я когда-то посмотрел, но наверняка ничего не помню, да и комикса не читал, потому мне трудно сказать, выдержан ли этот фильм в духе комикса и его киновоплощений или нет. Сужу фильм только как фильм, который посмотрел, эз из, так сказать.

      Что понравилось. Съёмки конечно. Хорошо нарисовали Халка, особенно мимику и все эти переливающиеся мышцы (эх, допишу, пойду, потаскаю гантели по комнате). Прыжки лягушачьего культуриста тоже ого-го, особенно на большом экране. Тут всё классно за исключением, пожалуй, отсутствия динамики со стороны других действующих лиц: когда показывают Халка, в кадре, как правило, нет других героев для противопоставления. Особенно это заметно в сцене с курёженьем вражеских танков, вспоминается Кинг-Конг с пустым макетом железнодорожного вагона в лапах.

      Неплохие режиссёрские находки со сменой планов (из-за этого немного зрелищна даже первая, "интеллектуальная" половина фильма). Киноспутники сразу углядели в разрезании экрана на две и более части подражание "Реквиему По Мечте" и "Роковой Женщине". На самом деле ничего общего, конечно. Не та опера - здешние разрезания довольно эффектно превращают кадр фильма в страницу комикса. Приглядитесь, иногда очень даже оригинально снято.

      Пришлась по душе игра Дженнифер Коннели в первой половине фильма (не удивлён), когда её героиня ещё владеет ситуацией на фронте, не скатившемся к повальному укантрапупливанию. Во второй половине, правда, от этой игры остаётся лишь воспоминание, а героиня превращается то ли в папенькину дочку, то ли в киножертву, не определившуюся, кто здесь герой, а кто злодей. Во второй половине фильма можно было бы и не заметить подмену Коннелли, например, Кирстен Данст (у неё и опыт есть в личном общении с ряжеными, и коленки под юбкой по-комиксному блестят). Надо было Коннелли дочитать сценарий до конца, а не ограничиваться первой половиной. Честное слово, под финальные титры складывается впечатление, что Женьке здесь немножечко не место.

      Брюс в исполнении фордастого Эрика Баны как раз такой, каким и должен быть супермен из комиксов, когда он ещё в штатском, не сбегал в будку переодеться в красно-синее. В своё время Майкл Китон сказал о роли Бэтмена, что это самая блестящая и самая тупая его роль. "Ходячая вешалка для бэт-костюма". Здесь ситуация немного другая, в отличие от Бэтмена Халк целиком отрисован на компьютере, но Бана в роли своего героя всё равно вешалка. И это не плохо. В комиксюках с положительными приключенцами так и должно быть.

      Роль отца в исполнении Ника Нолта - не восторг. Не само исполнение, Нолт всё что угодно потянет, а именно роль. Вялая роль. Затрудняюсь сказать: то ли колоритная, но без харизмы, то ли харизматическая, но без колорита. Единственный вразумительный диалог отца с сыном совершенно не впечатляет, и отсутствие этого впечатления серьёзно сказывается на раскладе родственных сил в картине (раз уж решили задуэлить эти родственные силы). Не переживается как-то за героев, а это плохо, я люблю в кино за героев попереживать. Вот "Звёздные Войны" - это да. Там отец этакий, драматический. С колоритом и харизмой. Даёшь противостояние поколений!

      Общее впечатление. Спецэффектный диалоговый комиксюк с неправильным распределением спецэффектов и диалогов. Всё это надо бы вернуть в монтажную и перемешать с точностью до напополам, сократив предварительно кино на треть. Если задумали снимать серьёзное кино, так и снимайте его, если мультю-пультю - почему нет? Мультя-пультя здоровская получилась, но короткая. А фильм длинный. Что сняли, так и смотрим: половина зала засыпает, четверть ждёт и надеется, четверть только-только заходит в кинозал. Опоздав почти на час. Как знали...


(21 августа 2003 года)

Hosted by uCoz