Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Индиана Джонс И Королевство Хрустального Черепа
(Indiana Jones And The Kingdom Of The Crystal Skull)

фантастика
США, 2008
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд,
Шайа Ла Бэф,
Кейт Бланшетт



Молодость без молодости.


      Страшно подумать, как это казалось бы было вчера, но 6 лет назад я написал вот эту вот заметку, едва заслышав про возможное четвёртое явление любимца на экран. До сих пор прекрасно помню, как настрочил её, минут за пятнадцать, окрылённый одной мыслью, что подхваченную ветром фетровую шляпу вновь подхватит жилистая рука Самого Великого И Любимого Археолога На Свете. И снова накануне премьеры (снова – см. обзор на "Т-3") мне снились чуднЫе сны, в которых не на жизнь, а на смерть схватились Индиана и его злейшая вражина из трейлеров, ти-ви-спотов и большой статьи из журнала «Эмпайр» Ирина... Спалко... Шпалко... Спалько...

      Сразу хочу предупредить и заодно извиниться за спойлеры, которыми планирую сыпать ниже. По-моему, такой инсталлмент, такую матёрую глыбу, которую мир ждал 19 лет, просто невозможно не обсуждать в угоду не смотревшим. По одной простой причине. Знаете, в моём любимом кинотеатре, недалеко от дома, почти для каждого фильма на кассе лежат для свободного распространения такие маленькие постерчики, которые я с большим удовольствием собираю (даже если не иду на данный фильм в кинотеатр) и коллекционирую в фотоальбомы, на манер фотографий (благо, формат подходит). Так вот, сегодня, 22 мая, там, на кассе, были все, какие хочешь на свете выходящие фильмы, от Принца Каспиана до Кунг Фу Панды. Не было только Индианы. По одной, надо полагать, простой причине. На этот фильм всё равно сходят ВСЕ. И нет нужды печатать агитки и тратить полиграфические ресурсы. По этой же причине, на кино сходят ВСЕ, я позволю себе расслабиться и предстать не стоящим у входа в кинотеатр зрителем, с кратким изложением завязки и своими впечатлениями, а зрителем, из кинотеатра выходящим и обсуждающим только что увиденное, если хотите, за вечерней сигареткой, в преддверии заседания в кабаке.

      Итак, 50-е годы прошлого века. Коммунизм шагает по планете, Америка страдает от навязчивого присутствия Врага на Шаре, где-то под кроватью дрожит маленький Стивен Кинг (свою паранойю по поводу красного присутствия король ужасов очень здорово и однозначно описывает, между делом, в труде «Пляска Смерти»). По воле случая, того самого, который втягивал Генри Джонса-младшего в водовороты трилогии, Индиана оказывается втянут в поиски русскими некоей реликвии, которая покоится в том же самом хранилище, куда давным-давно, ещё до культа Кали-Ма и «доброго» доктора Эльзы Шнайдер, был помещён Ковчег Завета из Искателей.

      Спустя немалое количество минут чистого адреналинового экшна, разборок с упомянутой злодейской негодяйкой, любимицей Иосифа Виссариновича Ириной Спалько (остановлюсь на дублированном варианте, исполняет Кейт Бланшетт), упрыгивания внутри холодильника от ядерного взрыва и небольшого эпизода возвращения на кафедру археологии (а классрум здорово поменялся за эти годы), Индиана обнаруживает себя уволившимся из своего учебного заведения и удирающим от агентов КГБ, на заднем сиденье мотоцикла, рулимого неким Маттом Уильямсом (Шайа Ла Бэф), сноровистым парнишкой в косухе, посланном на поиски Инди старым его сослуживцем, профессором Оксли (Джон Хёрт), угодившим в лапы к русским.

      Во славу Виссарионыча, эти русские, во главе со Спалькой, ищут утерянную реликвию, Хрустальный Череп, который надлежит вернуть в древний город, тот самый, который много столетий назад именовали Эльдорадо, и это был вовсе не магазин бытовой техники сомнительного происхождения. Вернувший Череп на место получит Его Власть. Только, что это за Власть, не говорится.

      Впереди у Инди погони по джунглям на специфическом советском транспортном средстве, муравьи-людоеды, тьма злобных советских вояк, расплясывающих под «kalinka-malinka», встреча со старой знакомой (а, может, и гораздо ближе) Мэрион Рэвенвуд и, конечно же, змеи. Вернее, всего одна змея, зато какая...

      Инди вернулся. И вернулся, сшибая всех, даже Рэмбу. В свои без трёх копеек семьдесят Харрисон Форд на дальних планах выглядит максимум на пятьдесят пять, на ближних его можно спутать с «Крестовым Походом», а в экшн-сценах трюковых дел мастера под руководством Спилберга творят уже совсем какие-то чудеса. Одним словом, живучести, предприимчивости и общему виду Инди в схватках с многочисленными врагами дивится не только молодой Уильямс. Надо сказать, в последние годы Харрисон Форд здорово сдал в плане эмоций (в своих интервью под эгидой допматериалов коллекционного издания «Индианы: Трилогии» он, честное слово, выглядит квёлее спилберговского оператора Дагласа Слокомба 1913 года рождения, уныло бубня что-то мимо камеры), но для этого фильма Харрисон выложился на все сто. Готов сказать, зажил своим героем, и седины не видно.

      Снято действо также на великолепного уровня качестве. Самое главное, дуэт Лукас-Спилберг не отступил от своих принципов, заложенных ещё в «Искателях»: «Инди» должен выглядеть как расширенная версия «приключенческого чиззи-муви». Крышесносящих спецэффектов здесь кот наплакал, чего не скажешь о крышесносящих трюках. В этом плане, на фоне остальных громких премьер последнего времени, киновундеркинды буквально дают мастер-класс.

      По общему наполнению сцен, по впечатлениям, четвёртая картина о похождениях Индианы также не ударяется лицом в лужу и представляет собой совершенно новый, неиспытанный в трилогии опыт. Иными словами, «Королевство» не злоупотребляет находками оригинальной трилогии, создавая какую-то свою, несравнимую с остальными фильмами атмосферу. Поэтому лично я ставлю в этом аспекте «Королевство» в один ряд с «Чужими», которые тоже этого не делали. С той только разницей, что вселенную «Чужих» последовательно разрабатывали четыре культовых (для Финчера – приставка «ныне») режиссёра, а в «Индиане» это сделали почти все те же люди, что и трудились над оригинальной трилогией (лично я очень обрадовался, увидев в монтажёрах Майкла Канна и с удовольствием оценил его труд).

      А теперь о главном. О впечатлении. Оно не заставило себя долго ждать и завладело сознанием под финальные титры, сопровождаемые бессмертным «Маршем Искателей» Джона Уильямса. Итак, четвёртый Индиана Джонс по выходе из кинотеатра очень ясно представился мне… карамелькой без начинки. То есть, имея все, абсолютно все предпосылки, «обтекание» как удачный сиквел, сам фильм по себе не стоит ломаного гроша. Я склонен винить в этом двух людей: сценариста Дэвида Коэппа и Спилберга.

      Признаюсь, я в штыки встретил идею о противостоящей Инди силе – коммунистах, о чём, собственно и написал в далёком 2002 году. Неужели, казалось мне, те же «Звёздные Войны» разжились «жаждущими осколками Империи» типа адмирала Трауна, а Третьму Рейху, в лице братии какого-нибудь Адольфа Эйхмана или, тем более, его самого (после «Хеллбоя» с Распутиным это был бы очень неплохой вариант ), не сможет? В плане карикатурности изображения, враги у Инди получились на редкость идиотские. Ирина Спалько с саблей и надписью «СССР» на спине серого комбинезона – ахтунг и идиотство! Но! Как оказалось, похоронила фильм для меня не она.

      Советские злодеи выглядят в Четвёртой Части не так уж плохо. Даже проспойлёренная много раз подряд сцена с плясками под балалайку у костра не смотрится так уж по-дебильному, герой Джона Хёрта отвлекает внимание от этого мракобесия на раз. Дело в другом. История абсолютно лишена идейной подоплеки.

      Время спойлерить, как предупреждал. Итак. Первую половину фильма череп представляется действительно интересной находкой. Бог с ним, он представляется таким вплоть до момента, когда Инди погружает его в «замок» на хитрой двери в храме (то есть древние мастера не нашли ничего лучше, кроме как запечатать дверь, ведущую в храм, макнув морду своего божества в цемент, или чем они там замазывали дверь). Опустим вопрос, пришедший в данный момент мне в голову, кто были те дикари, которые охраняли «Кладбище» в середине фильма, чем они питались и чем жили.

      Дальше – ещё хлеще. Кто были эти инопланетяне? Почему они не могли взлететь с проклятой Земли без головы тринадцатого сородича? Почему при возвращении головы на место ИХ СКЕЛЕТЫ ожили? В чём заключалась пресловутая «награда» вернувшему череп на место? Ирка, одна оставшаяся для «приёма награды», погибла жуткой смертью, рассыпавшись в песчинки. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? Можно ответить на этот вопрос так: то были существа из другого мира, со своими представлениями о наградах и тп. Но! У этих самых существ случилась с людьми (древним племенем) длительная интеллектуальная связь. Существа, согласно сценарию, научили людей ирригации, канализации и бог знает каким ещё очень умным вещам. Одним словом, ЧТО ЭТО ВСЁ БЫЛА ЗА ХРЕНЬ СОБАЧЬЯ??? И ещё, почему тринадцать слившихся воедино скелетов образуют живого инопланетянина? Почему тогда этот инопланетянин не мог сконнектиться, пока у него была башка? Ведь когда-то была? Что делали остальные двенадцать в это время?

      «О, они хотели подарить нам ЗНАНИЯ», говорит лучащийся прозрением Инди своему неучу-сынку. Хук в челюсть ясен, осталось понять, какие такие знания? Трилогия об Инди славится тем, что в ней предельно чётко расписано, почему так или иначе поступает каждый из артефактов (а они, если вдуматься, абсолютно все обладают своим разумом). «Бунт» Ковчега против неправедных – здорово, «Ты предал Шиву» - здорово, «Оставь его, Индиана. Бог с ним.» - великолепно. Но Хрустальный Череп? Прошу прощения. Вероятно, я чего-то не догнал в этих всплесках бурного воображения товарища Дэвида Коэппа. И, чем больше думаю об этом, тем больше хочу почитать сценарий Фрэнка Дарабонта.И ведь он где-то есть. Он его написал.

      Общее впечатление. Оказывается, «Инди» - как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что за начинка попадётся. К сожалению, четвёртый Инди - конфетка без начинки. А вот за обтекающие ингредиенты – пять. Но это хуже, чем «Терминатор-3», ребята. В «Терминаторе-3» хоть была идея.


(23 мая 2008 года)

Hosted by uCoz