Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Бессонница (Insomnia)

триллер
США, 2002
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Аль Пачино,
Робин Уильямс,
Хилари Свонк



Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть...
(М.Ю. Лермонтов)



      Если человек не может уснуть всю ночь напролёт, на то существуют причины. За разного рода исключениями, их возможно пять: а) он (она) встретил (повстречала) новую блондинку-подружку (симпатишного парня с выразительными карими глазами), они друг другу пока надоесть не успели и всё это (ЭТО всякое) им ышо в новинку (э-э-эх, золотые времена!); б) он (она) неожиданно открыли для себя огромный мир при помощи электронного ключика под названием модем (это клиника, но занятная клиника) и, себе на голову, установили в Програм Файлз приблудку ICQ 2000, в) он (она) подхватили в метро вирусную инфекцию, распространяемую воздушно-капельным путём, к двум ночи инкубационный период закончился и зараза вылезла наружу (две таблетки "Контак" помогут делу - проверено!), г) он (она) влюблены как цуцики, но любовь эта трагичная, как не знаю что - вот и остаётся только что писать брутальные стихи при свете фонарика китайского производства (это было, было...) и, наконец, д) его (её) терзают одновременно чувство раскаяния и полуторатонный груз моральной ответственности (под таким прессом уснуть не получается).

      Герой этого фильма опытный детектив из отдела по расследованию убийств Уилл Дормер (Аль Пачино) страдает по причине пункта д). И есть из-за чего. Расследуя со своим напарником хладнокровное убийство молодой девушки, случившееся в маленьком затерянном в горах и лесах городке на Аляске, он устраивает предполагаемому убийце самую настоящую засаду. Но она не срабатывает по техническим причинам и элемент неожиданности, на который так рассчитывал детектив, теряется напрочь. А жаль, потому что предполагаемый убийца оказывается совсем даже не предполагаемым, а самым настоящим. Обнаружив засаду, преступник даёт массированный огневой отпор, волею судьбы теряет пистолет и скрывается в тумане аляскинских лесов.

      С азартом, свойственным только самым настоящим псам войны из отдела по расследованию убийств, Дормер бросается за негодяем в погоню и... теряет ориентацию в пространстве - в отличие от убийцы, калифорнийский детектив совсем не знает здешней местности и способов быстрого и бесшумного передвижения в условиях абсолютно густого тумана. Нервы детектива натягиваются как струна и готовы вот-вот лопнуть. Поэтому, когда из-за дерева метрах в двадцати по курсу вдруг появляется силуэт человека, Дормер всаживает в оный девятимиллиметровую пулю. А зря, потому что силуэт, как показывает ближайшее рассмотрение, принадлежит вовсе не убийце, а напарнику детектива, с которым он накануне здорово повздорил. Напарник мучается минуту экранного времени и умирает. Вот тут и становится понятно, что больше Дормер не заснёт. Только он об этом ещё не знает.

      Что случилось - то случилось. Тем более, несчастный случай. Надо что-то делать, пока к месту трагедии не подтянулись остальные преследователи. Дормер, не желая в разгар охоты за убийцей становиться объектом внутреннего расследования, находит выпавший из рук преступника пистолет и прячет его у себя. Пистолет, правда, тридцать восьмого калибра, а не девятимиллиметровка, но, будучи уверенным в том, что его вынужденная и не очень порядочная хитрость удастся, Доннер решает подменить пулю во время баллистической экспертизы, которая неизбежно последует, и подставить, таким образом, убийцу под ещё один карающий перст.

      Только делу это не помогает. Есть шанс избежать трагедии внешней, но внутренняя в душе Дормера уже случилась. Ему приходится позвонить жене убитого напарника и рассказать, что случилось. Вернее, рассказать свою версию произошедшего. Вдобавок, шокированного детектива покидает сон - он не может заснуть ночи напролёт ни на секунду. Темнеет в этих краях крайне слабенько, так что ночь практически не отличается от дня. Сначала детектив думает, что виной его бессонницы выступает почти дневной свет, бьющий из окон. Он даже делает попытки заклеить окна бумагой, чтобы придать комнате привычный вид тёмной спальни. Только свет тут ни причём и, чем дальше развиваются события, тем больше Дормер в этом убеждается.

      Этим дело, однако, не кончается. Потому что убийца Уолтер Финч (Робин Уильямс) не успел далеко убежать во время погони. Он спрятался за деревом и видел, что произошло. Поэтому он звонит Дормеру в номер гостиницы и предлагает поиграть в игру "ты - мне, я - тебе". Мах на мах. Молчание на молчание. Дормер, которого уже уличали в должностных преступлениях, понимает, что ещё одно расследование погубит его карьеру. Поэтому он соглашается пойти с беглецом на переговоры. Детектив и полицейский оказываются в одной упряжке.

      Тем временем, расследование убийства напарника полицейского поручают местной блюстительнице закона Элли Барр (Хилари Свонк). Девушка выполняет свою работу добросовестно, так что в процессе своих поисков сталкивается с некоторыми весьма загадочными и подозрительными аспектами произошедшей трагедии. Она понимает, что дело нечисто и продолжает копать... находясь в прямом подчинении Уилла Дормера, на шее которого всё туже и туже затягивается удавка, сплетённая им самим...

      Пейзажи и фоновая атмосфера фильма напоминают "Багровые реки". Действие тоже разворачивается на мрачно-холодных, но удивительно красивых просторах. А может быть, мрачно-холодность эта просто возникла в силу качества тряпочной копии, в которой я смотрел кино. В любом случае, вспомнились "Багровые реки". На этом, правда, сходство и заканчивается (слава Богу). Сюжет "Бессонницы" достаточно неординарен, да и динамика, в принципе, местами ничего. Известный и заштампованный вроде бы дуэт "хороший-плохой", сами понимаете, смотрится здесь под несколько другим углом и становится понятно, почему на роль плохого пригласили Уильямса, почти всё время играющего хороших и, главное, добрых персонажей.

      У каждого из актёров этого дуэта своя собственная ниша, своё место звезды на кинонебосклоне. Оба это понимают и стараются не разочаровывать зрителей. Что характерно, не разочаровывают. Вот и в "Бессоннице" главное - это, конечно, участие таких звёзд как Пачино и Уильямс. Без них фильм получился бы совершенно иным.

      Пожалуй, отнесу "Бессонницу" в разряд крепких середнячков жанра психологический триллер. Середнячков, потому что можно было снять чуток получше. Наверное, тут виноват сюжет, так как всё остальное (и уж актёрская-то игра точно) - весьма и весьма неплохо. Просто складывается впечатление, что чего-то фильму недостаёт. А один эпизод я не понял совершенно. То ли в сценарии здоровенный ляп, то ли чего просмотрел. Надеюсь, всё-таки первое (первый раз я всегда смотрю, не отрываясь), но приводить этот момент здесь не буду. Сами увидите, если всё-таки ляп. Такое трудно не заметить.

      Хотел посмотреть давно, даже до того как узнал, что на роль нехорошего утвердили Уильямса (этот вопрос решался довольно долго). Честно говоря, я ожидал от "Бессонницы" большего. Такие звёзды! Их там действительно есть, так что, в общем и целом, потянет. С лёгким скрипом, правда. Но один раз даже можно и пересмотреть. Хотя бы, чтобы разобраться: ляп всё-таки, али не ляп...


(2002 год)

Hosted by uCoz