Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Ирония судьбы. Продолжение

"новогодняя" "романтическая" "комедия"
Россия, 2007
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский,
Елизавета Боярская,
Сергей Безруков



Сказки кончились


      Забудьте новогоднюю сказку, которую вы смотрите по всем телеканалам каждый Новый год. Она не имеет никакого смысла. У героев всё получилось хреново, вполне в духе нашего времени – рациональность взяла своё, а романтика закончилась вместе с финальными титрами. Надя и Женя благополучно расстались и вернулись к своим предыдущим избраниям: Ипполиту и Гале, соответственно. Минули годы, у пар выросли чада. Надежда и Константин (Елизавета Боярская и Константин Хабенский).

      Новые времена, рынок, дозоры разных времён суток – как не повернуться к данной теме? Новый год, баня, старые друзья Жени Лукашина. Прибавилась, разве что сотовая связь, да не присутствует в кадре третий друг Жени, мой тёзка Миша, в исполнении Георгия Буркова, умершего в 1990-м году. И с ними… нет, не Женя, Женя так постарел, что и не узнать Мягкова, и не ходит он по баням, а почему-то сын их друга Костя.

      В общем, просыпается Костя в той самой питерской квартире, где однажды уже бывал его отец. А там – Надя, которая дочь той Нади, ждёт с наготовленными салатами своего суженого, бизнесмена по имени Ираклий (Сергей Безруков). Далее события хотят развиваться как в старом оригинале, но у них не получается, за неимением хоть какой-то идеи.

      «Ирония» мне нравится, и тоже ассоциируется с Новым годом, никогда не отказываю себе в удовольствии посмотреть её 31 декабря. Заслышав о продолжении, не то чтобы забеспокоился (это не «Терминатор-3», и не «Индиана Джонс-4», чтобы принимать близко к сердцу). Но всё равно как-то неприятно было: всё-таки новогодний, романтический, добрый, родной фильм про любовь, неотделимый от ёлки с гирляндами, запаха мандаринов и тазиков оливье на столе. И вдруг его, вот этот фильм, берут и препарируют, и делает это не кто-нибудь, а режиссёр «Дозоров», этих «новых русских культовых фильмов», в которых, кроме слабеньких спецэффектов, я не углядел ни одного светлого хоть даже пятнышка. Работы мистера Бекмамбетова укладываются в одну строчку современного российского анекдота: «Сыктывкарскому Хаммеростроительному Заводу срочно требуется на работу человек, видевший «Хаммер».

      Даже если закрыть глаза на абсолютное отсутствие интриги: каким образом Костя оказался в квартире Нади, как это получилось? – от фильма всё равно не остаётся ровным счётом ничего. Ну во-первых, ПОЧЕМУ этот Костя ВДРУГ влюбился в Надю? Почему Женя влюбился в свою Надю я, как и миллионы других зрителей, понимаю. И не последнюю роль в этом играет атмосфера, созданная режиссёром. Вообще «Ирония» - это изумительно выстроенная история, как можно влюбиться в человека за одну ночь, и я потому люблю этот фильм и пересматриваю его каждый год, что ей верю.

      Современная Надя не играет на гитаре, не поёт голосом Пугачёвой мудрых песен на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадулиной и Евтушенко, прости господи, её даже почти не показывают в кадре вовсе. Мне очень нравится актриса Елизавета Боярская. Как человек, дающий интервью. В новогодние праздники показывали интервью с ней – это просто восторг. По впечатлениям Лиза – это концентрированная антиксюшасобчак, не устаю высказывать восхищения, не ожидал: умна, скромна, начитанна, добра, приветлива. Но! Её Надя в новой «Иронии» - это ужас. Может, Лиза, при всех прочих достоинствах, просто не актриса? Ну не актриса, что поделать? С другой стороны, дело запросто может быть в самом фильме. Если это вообще можно назвать фильмом. Честно говоря, с такой актёрской игрой у нас не принимали в школьный кружок театрального мастерства.

      Итак, атмосферы новогодней любви и романтики в новой «Иронии» нет просто как класса. Тогда зачем сняли этот фильм вообще? Вот и я не знаю.

      Хабенский. Неожиданный Джек Воробей нового российского кино. На фоне Мягкова абсолютно вторичен, и как герой, и как актёр, зато ему неплохо удаётся копировать высокую степень мягковского алкогольного опьянения из первого фильма. Данный факт замечен ещё на «Мгле» по Кингу, перед которой шёл омерзительный ролик новой «Иронии». Если в старом фильме симптомы опьянения исполнялись Мягковым к месту, всё-таки история совсем не о том, как он нажрался и прилетел в Ленинград, по ходу пьесы герой трезвеет, и зритель начинает понимать, почему в него может влюбиться Надя, то здесь Хабенский пьян большую часть фильма. С пьянством перегнули так же, как с Воробьём в продолжении «Пиратов»: вам понравилось? Это было забавно? Получите это ещё раз, и как следует. И неважно, что на человеческое общение между потенциальными влюблёнными этот наш мегаспилберг отвёл две минуты экранного времени – просто это фильм не о любви, а о пьяном Хабенском, старательно косящим под пьяного Мягкова. На этот раз – без сюжета, зато зрелища ради.

      Ираклий. Восторгов иных зрителей по поводу игры Безрукова не разделяю нисколько: герой достаточно серый и убогий, как раз для этого фильма, но на фоне остальных героев действительно выглядит чуть более достойно. Не как Безруков, а как герой. Потому что остальные герои бессюжетно валяют дурака, а этот хоть работает. В «БиЛайне». В связи с форс-мажорным графиком работы Ираклия также напрашивается вопрос: чем он вдруг не приглянулся Наде, чем Костя, нажравшийся в хлам, поездивший по нулёвкам, не выдавший за весь фильм, банально, ни одной умной мысли, лучше? ЕДИНСТВЕННОЕ, в чём можно упрекнуть героя Безрукова – злополучная гарнитура в правом ухе и частые звонки по работе. Потом, выкручиваясь из неловкой ситуации, авторы так называемого фильма заставят Ираклия забрать с собой бутылку шампанского, принесённого для встречи Нового года с Надей и её родителями. Прямо с накрытого стола. В естественность этой сцены верится примерно так же, как в то, что слоны могут летать. Сами создали героя, так не заставляйте его совершать идиотских, не соответствующих его характеру поступков.

      В связи с этим ещё вопрос: что Ираклий нашёл в Наде? В этой смазливой курице, выросшей даже не только не в маму, но и не в папу? У меня, вот, тоже весьма форс-мажорная работа, и я тоже могу запросто 31-го декабря очутиться на крыше дома. Работа такая. Я даже не спрашивал свою любимую, как бы поступила она на месте этой Нади, любимая сама сказала, возмущаясь поведением героини: если тебя вызывают, я просто еду с тобой, прихватив бутылку шампанского. Если Новый год застанет нас на крыше, что ж, встретим его там. Вот и всё. И это не какой-то подвиг, это просто отношение к человеку, который рядом с тобой. Таким образом, в новой «Иронии» не только не завязывается никаких, сколько бы то ни было убедительных новых отношений, но и напрочь отсутствуют старые. Напомню, в оригинальном фильме старые отношения (факт того, что они, какие бы то ни было, но действительно есть) без труда показываются одной лишь сценой обмена подарками (Наде – духи, Ипполиту - бритва). После просмотра поделки Бекмамбетова обязательно пересмотрите, как это сделано у Рязанова.

      Про старых актёров, переманенных в фильм, думается, банальными гонорарами, сказать почти нечего, и так всё ясно. Едва возникая в кадре они, потерявшие уже по прошествии времени былой лоск, заруливают молодых напрочь. По одной простой причине: внешность может измениться, и Яковлева можно увидеть в кадре уже очень-очень стареньким (на моей упомянутой крайне форс-мажорной работе был один мужичок – Александр Васильевич – вылитый Яковлев в новой «Иронии»), но ХАРИЗМА не уйдёт никогда. Актёру с харизмой достаточно просто сидеть и смотреть в камеру, и уже одним этим он начисто переиграет молодых отечественных актёров. Так есть в принципе. И так происходит на протяжении всего фильма.

      Отсмотрел от и до и имею сказать: наиболее ёмко и точно выразился товарищ из Оттавы, Канада, на сайте www.imdb.com, согласен с ним до последнего слова. No plot. No dialogue. No taste. No movie.

      Новой «Иронии» стоило бы стать новыми «Старыми Песнями о Главном», тогда и претензий не было бы. Бессюжетный капустник: песенки, забавные эпизоды с пьяными милиционерами и Вилле Хаапсало в обезьяннике, а потом снова песенки. Нет вопросов. «Ивана Васильевича» же в кино не похабили. Тьфу, ну вот, напомнил...

      Самое знаменитое мотто рекламной компании фильма: этот фильм 2 года не покажут по ТВ. Да и не показывайте, ребята. И 3, и 5 лет не показывайте. Лучше показывайте старую «Иронию», которая не старая, а просто одна, и ваша идиотская пристройка в стремлении срубить бабла ей не нужна. Но вот увидите, что покажут. В будущий же новый 2009 год. И сделает это не кто-нибудь, а 1-й телеканал. Почему-то у меня сомнений на этот счёт нет.


(20 января 2008 года)

Hosted by uCoz