Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Железный Человек (Iron Man)

фантастика
США, 2008
Режиссёр: Джон Фавро
В ролях: Роберт Дауни-младший,
Гвиннет Пэлтроу,
Джефф Бриджес



Железными Дровосеками не рождаются...


      Потомственный оружейный магнат Тони Старк (Роберт Дауни-младший), сильно попивающий циничный плейбой-миллионер с одной стороны и гений-технарь с другой, едет в Афганистан, чтобы самолично продемонстрировать американским военнослужащим клиентам свои новейшие разработки: всякие ракеты и одну мегаракету-Сверхубийцу «Иерихон». В процессе возвращения с полигона пыльный грузовик со Старком и американскими солдатами подрывают злобные террористы. Тони приходит в себя в плену, окружённый толпой этих самых злобных террористов, которая под страхом смерти требует, чтобы Старк за две недели собрал из наворованных террористами у военных всяких ракет ту самую мегаракету-Сверхубийцу - эстетический эффект на пустынном полигоне мегаракета произвела явно не только на покупателей из армии и зрителей фильма.

      Старк адекватно оценивает обстановку и понимает, что злобные террористы убьют его в любом случае, но согласие сотрудничать даст ему немного времени. Так что соглашается, и потихоньку собирает на коленке… летающий бронированный скафандр с ракетницами и пулемётами, с помощью которого ему удаётся совершить побег.

      Вернувшись в Америку после того как взглянул на войну, ведущуюся своим оружием, с оборотной стороны, Старк пересматривает своё отношение к выпуску компанией средств разрушения и решает заморозить производство. Чем вызывает, мягко говоря, неодобрение со стороны своего партнёра в верхушке компании Обадаий Стейна (стриженный под ноль Джефф Бриджес).

      Пока вокруг компании разгорается сыр-бор, а Обадайя Стейн точит зуб на бывшего напарника, Тони, уже в комфортных условиях, потихоньку мастерит усовершенствованный летающий бронированный скафандр с ракетницами и пулемётами, намереваясь потратить вторую половину своей прокученной в бомонде жизни на борьбу со злом в облике Железного Человека, как окрестили неопознанный летающий в американском небе объект журналисты. Ведь, как минимум, тот же самый Афганистан до сих пор попирают своими сапогами злобные террористы, да и в целом в мире неспокойно. Тони ещё не знает, что злобные террористы обнаружили в пустыне первый прототип скафандра, в котором Старк сбежал из плена...

      «Железный Человек» - первый в истории фильм, полностью, без поддержки, а, значит и без стороннего влияния киностудий, спродюсированный знаменитым издателем комиксов, компанией Marvel, по собственному произведению. Материал и манера его воплощения на экране для подобного эксперимента были выбраны очень подходящие, отсюда и коммерческий успех, и высокие оценки.

      Надо сразу сказать, что на мой взгляд отсутствие влияния кинокомпаний, на которое (влияние) часто списываются огрехи иных произведений, не сильно сказалось на сценарии. Общая канва блокбастера вполне им, типичным блокбастерам, соответствует и не несёт в себе каких-то свежих идей или взглядов, например, на проблему супергероев с другой стороны. Иными словами, не вписывающийся ни в какие рамки, но тоже супергеройский «Неуязвимый» или та же бёртовская «Суперсемейка», покрывают «Железного Человека» интересностью развития сюжета как слон мышь. То есть, видали и получше, и поинтереснее. Много поинтереснее.

      «Железный Человек» подкупает не тем, что это фильм о супергерое. Он подкупает, целиком и полностью, личностью этого героя. По сравнению с Брюсом Уэйном, Кларком Кентом и прочими питерами паркерами, Тони Старк в миру мало чем похож на защитника угнетённых и борца за мир во всём мире. Переосмысление жизненных принципов отнюдь не превращает Тони в «правильного» парня. Он остаётся таким же каким был, просто в определённый момент его жизненные усилия и приложение таланта меняют направление.

      Плюс ко всему, Тони Старк, относящийся к числу суперменов без суперменского начала (сверхспособностями природой не награждён, зато выезжает засчёт гениальности как конструктора-изобретателя, финансового состояния и своих кредо по жизни), совершенно не имеет альтер эго. Я, по крайней мере, за весь фильм ни разу не воспринял Железного Человека как персонажа (в отличие от того же Бэтмена), для меня это всегда был Тони Старк в скафандре. Джон Фавро, режиссёр фильма, только усиливал впечатление по ходу, постоянно подсовывая в кадр лицо главного героя внутри шлема в экшн-сценах, когда на экране вроде бы не Тони, а Железный Человек. Кстати, в комиксах, которых у меня есть несколько штук, дело обстоит совсем не так, и Железный Человек там аккурат что твой Бэтмен, преподан именно как альтернативная личность.

      Но мы о киногерое. Прекрасный выбор актёра на главную роль. Жизнь Роберта Дауни-младшего в общем-то похожа на жизнь Тони Старка, особенно периодами запоя, творческого прозябания и вот этого вот неожиданного взлёта обоих на киноэкран. На мой взгляд, уже сам по себе этот выбор наполовину (а, честно говоря, и на больше) обеспечил успех картины. Роберт, на которого совершенно неожиданно (поначалу, признаюсь, это и мне казалось какой-то идиотией) взяли и повесили клеймо главгероя экшна по комиксам, справился с задачей на ура, и сделал это очень по-своему. Наблюдать за фонтаном цинично-ироничных шуточек, диалогами с секретаршей и неожиданными бесшабашными решениями, принимаемыми Старком (особенно, конечно, это касается апофеозной финальной фразы фильма) – одно удовольствие.

      Гвиннет Пэлтроу в роли секретарши с чудовищным именем Пеппер Поттс, понравилась существенно меньше. Хотя, скорее, тут дело не в игре Пэлтроу, она-то вполне на уровне, а в самом персонаже: по сравнению с героем и даже антигероем (обозлённым на Старка Обадайей Стейном) Поттс героиня чисто номинальная, введённая в кадр не более чем стенкой для отбивки Старком пинг-понга из острот. Конечно, в особняке миллионера есть ещё пара чумовых роботов собственной конструкции, но с ними особенно не поостришь, хотя молчаливый гэг с огнетушителем – это, конечно, шесть баллов из пяти.

      Стейн в исполнении Джеффа Бриджеса воспринимается скорее как хохма, чем как полноценный злодей кинокомикса. Это не Джокер и даже не Раз Аль Гул. У антигероя здесь совсем немного времени на экране, достаточно скомканная мотивация и совсем уж спорное поведение в финальной разборке (если хочешь правильно сделать что-то, сделай это сам, что ли?). С другой стороны Бриджес даже с постера блещет харизмой и лысиной, как тут быть не в восторге от явления Чувака в таком, пусть даже скомканном образе.

      Для двухчасового экшн-фильма в «Железном Человеке» не так уж много, собственно, экшн-сцен. Во время повторного просмотра может даже показаться, что мало. И, хотя те, что есть сделаны очень качественно и впечатляюще, основное экранное время вбухано на раскрытие характера главного героя и подробное описание, как он дошёл до жизни такой. Представление посвящено не супергерою, а человеку в скафандре и в данном случае это самое главное достоинство, потому что, повторюсь, в остальном это вполне средний комиксоид. Думается, неминуемый сиквел расставит всё на свои места, полётов и взрывов будет много больше, ведь авторам уже не придётся тратить время на объяснения зрителям кто есть кто и почему кто есть.

      Отсмотрел от и до и имею сказать. Совсем не революция в жанре кинокомикса, но зрелищный театр одного героя. Безусловный и заслуженный прорыв Роберта Дауни-младшего на большущий экран. Мимо сиквела фильма с таким героем проходить и мысли нет. Так что ждём.

      P.S. В сцене приёма, на красной дорожке, Старк приятельски хлопает по плечу седовласого дедулю с трубочкой в зубах и двумя красотками подмышкой. Дедуля – легендарный Стэн Ли, автор прорвы марвеловских супергероев, в частности, и Железного Человека.

      А ещё в фильме наличиствует забавное камео американской улучшенной версии Гоши Куценко, вездесущего Сэмьюэля Л. Джексона, шансы увидеть которое, с общей культурой показа фильмов в наших кинотеатрах, очень невелики. Я тоже не дождался, пришлось искать на ютьюбе. И нашлось, что характерно. После финальных титров Старк возвращается домой, а там в тёмной комнате у окна его ждёт одноглазый Сэм Джексон, который представляется Ником Фьюри, агентом секретной организации S.H.I.E.L.D, в составе которой (и даже на руководящей должности) в альтернативном комиксовом мире Марвел состоит и Тони Старк. В фильме же альтернативный – сам Ник Фьюри. В комиксах он весьма себе белый.


(17 мая 2008 года)

Hosted by uCoz