Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Сбежавшее Жюри (Runaway Jury)

триллер
США, 2003
Режиссёр: Гэри Фледер
В ролях: Джон Кьюсак,
Джин Хэкмен,
Дастин Хоффман



А судьи кто?


      Прежде всего, хочу заранее извиниться, если вдруг я понял происходящее в фильме неправильно, а, значит, наплету чего-нибудь в обзоре. Мне посчастливилось посмотреть фильм в абсолютно шикарном качестве на большом экране и без перевода, а беглый английский при этом так затянул, что в течении ещё минут пятнадцати после просмотра я никак не мог переключиться на русский язык и только ошалело моргал вокруг. Не без радости, кстати, за школу, которая заставила меня выучить английский алфавит едва ли не раньше, чем русский.

      Два года назад на своём рабочем месте выстрелом из пистолета был убит брокер. Преступника поймали и осудили. Но нашёлся один обвинитель по имени Венделл Рур (Дастин Хоффман), который спустя эти два года уговорил вдову убитого пойти чуть дальше и подать иск не на кого-нибудь, а на компанию, изготовившую орудия убийства - пистолет "ЭксКалибр", которым был убит её муж.

      Владельцы компании начинают медленно и основательно грызть себе ногти до локтей и дальше: ведь, выиграй вдова процесс сегодня, завтра крышки их рабочих столов просто лопнут под напором подобных исков, а это хорошо не есть. Поэтому владельцы оружейных компаний нанимают себе на помощь Рэнкина Фитча (Джин Хэкмен) и, платят ему огромные деньги. За что?

      А вот за что. Рэнкин Фитч - это не адвокат, не аферист и не громильный запугиватель Жюри. Мелко. Он - теневой кукловод, профессиональный манипулятор присяжными. Любое своё дело он воспринимает чуть ли не как президентские выборы и заставляет коллектив своих помощников чувствовать то же самое. Тонкий психолог и стратег, серый кардинал судебной защиты, Фитч с лёгкостью может опознать претендентов в присяжные, изначально настроенных против ответчика, перетасовать колоду Жюри на этапе отбора в свою пользу и в конечном итоге стянуть одеяло вердикта на себя. Вооружённый спецаппаратурой, Фитч может даже не присутствовать в зале суда, дабы не привлекать к себе ненужного внимания, а все махинации проворачивать из расположенного недалеко от дворца правосудия штаба.

      Но обвинителю, Венделу Руру, тоже палец в рот не клади. Он подготовился к делу основательно, набрал хороший состав свидетелей и уверен, что, если победа и не на его стороне заранее, то, по крайней мере, шансов одержать её предостаточно.

      Грядёт жаркая схватка. Стороны проверяют, достаточно ли наточены копья, и отступать не собираются, будучи уверенными, каждый в своём успехе. Но вот о чём они не догадываются, так это о том, что в споре может появиться третья сила. Или уже появилась. Сила, с которой они раньше просто не сталкивались, неизвестная и от того представляющая неоценимую опасность. Сидит внутри зала суда, на скамье присяжных, в лице неприметного торговца компьютерными играми Николаса Истера (Джон Кьюсак). Преследуя свои, неведомые цели, Истер (внутри) и его подружка Марли (снаружи) могут превратить судебную монету о двух сторонах в фигуру, намного более сложную и запутанную. Так что это ещё вопрос, кто с кем играет: обвинитель с защитой, защита с обвинителем, обвинитель с присяжными, защита с присяжными, или кто-то из присяжных со всеми...

      Прежде всего хочется поблагодарить Голливуд за то, что внял моим советам и, кажется, обратил должное внимание на актёра Джона Кьюсака, действительно талантливое кинематографическое явление. Это не Аль Пачино, который может перевоплотиться в роли неузнаваемо, напротив, герои Кьюсака манерой поведения очень похожи один на другого (здесь, например, Джон практически ничем не отличается игрой от фильма "Идентификация"), но так, как играет Кьюсак, больше не играет никто. Очень своеобразный актёр.

      В этом фильме Истер Кьюсака прежде всего тонкий психолог, способный составить конкуренцию Фитчу Хэкмена. Мотивы, заставившие его ввязаться в опасную и непредсказуемую игру с правосудием, остаются неясными довольно долгое время после начала фильма. Истер - актёр и интриган, рассчитывающий каждый свой ход. Сцены, когда Истер подбирается к своим куклам-присяжным, начинает плести марионеточные нити и проверяет их на прочность - особая изюминка этого фильма.

      Подружка героя Марли, помогающая ему в игре, тоже персонаж загадочный, ибо её мотивы зритель узнает и вовсе - почти в конце фильма. У меня, как у знающего English, но не на "отлично", конечно, возник по этому поводу только один вопрос: почему авторы в начале фильма так настойчиво показывали зрителю процесс знакомства Истера и Марли? Из этого, ведь, следует, что до начала судебной тяжбы напарники не были знакомы друг с другом, и в сюжетной цепочке возникает некоторая слабозвеньевость: не слишком ли быстро спелись за несколько-то дней?

      Актриса Рэйчел Уайз ("Мумия", "Мумия Возвращается", "Враг У Ворот") понравилась положительно. Настолько, что, узнав подоплёку участия её Марли в этой своеобразной афере, я даже сначала немного разочаровался: такое начало и такая эмоционально-человеческая подоплёка. Но потом всё встало на свои места: как бы там ни было, герои сражаются всё-таки ещё и за деньги, и деньги немаленькие. Особенно запомнился эпизод схватки Марли с визитёром от Фитча. Крепкая драка, ничего не скажешь.

      Джин Хэкмен в роли Фитча очень хорош. В основном, потому что отлично прописан его герой. В этом смысле обвинитель Хоффмана послабее. Я ждал намного большего от Дастина Хоффмана. Ладно, немного большего. Сыграно хорошо (как всегда), но уж больно обвинитель получился второстепенным. И тут я вообще, наверное бы, написал, что Хоффмана зря утвердили на эту роль, бороться с малознакомым мне актёром в роли адвоката, если бы не одно но: встреча Хэкмана и Хоффмана в туалетной комнате суда. Диалоговый поединок двух корифеев кино. Это - здорово. Но герой Хэкмена всё равно более колоритный даже сам по себе, по сценарию.

      В целом фильм представляет из себя ту разновидность триллеров, действие которых происходит практически полностью в зале суда. Следить за самим процессом интересно. (Ещё бы! С таким-то присяжным!) Вдобавок, в действие периодически вплетается "гражданская" составляющая, приключения героев в передышках между заседаниями. Козни гнусного Фитча вносят элемент экшна, что, безусловно, взбодрит уснувших на "Правилах Боя".

      По-моему, жаль, что личность Истера открыли почти в самом начале и лишили кино действительно сурпризной развязки, а ля "Обычные Подозреваемые". Хотя, фильм снят по книге, а в книге все тонкости, я уверен, отражены более глубоко, и она явно интересно читается.

      Смотреть этот фильм на английском было довольно трудно, по крайней мере, поначалу. В этом смысле, он чем-то напомнил "U Turn" (который я ни разу не видел в переводе, кроме своего собственного :) ), снятый тоже не для групп любителей, изучающих английский. Обязательно пересмотрю "Жюри" в хорошем переводе. Вариант, который я взял для того, чтобы понастряпать картинок к обзору, меня совершенно не устроил: переведена по-хорошему где-то половина, да и сама картинка периодически становится чёрно-белой (новая фишка борцов с пиратами). Советую подождать картины в кино или выхода дублированной версии. Кино хорошее, с серьёзным запутанным действием. Глупо смотреть его в переводе товарища, который сам смотрит это кино в первый раз. Ну, макисмум, во-второй.

      Общее впечатление. Довольно интересный "судебный" триллер с элементами экшна и отличным актёрским составом.


(13 марта 2004 года)

Hosted by uCoz