Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
К-19: Ваятельница Вдов
(K-19: The Widowmaker)

драма
США, 2002
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Харрисон Форд,
Лайам Нисон,
Сэм Спруэл



Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...



      С этим фильмом носились как писаной торбой, причём, по большей части, наши соотечественники. Известие от том, что Форд сыграет роль капитана советской атомной подводной лодки в трагической драме производства Голливуд, облетело телеэкраны в самый разгар трансляций истории с "Курском". Кто-то из телевизионщиков догадался заявить, что вышеуказанная лодка из фильма - не что иное, как сам "Курск", а фильм будет посвящён позорному поведению руководства страны, упрямо отклоняющей все предложения о помощи со стороны других стран, пока есть ещё возможность спасти попавших в беду. Если спросите меня о данной ситуации, я отвечу, что согласен с этим. Командование - позорники и бараны - других слов у меня нет. Кто-то там из них заявил, что, хотя мы сами не справились вовремя, людей бы всё равно никто не спас. Что ж, они НИ-КО-МУ не дали это проверить.

      А фильм... Оказалось, он не о "Курске", а о другой лодке. И времена не те - 1961 год, период обострения отношений с США. Впрочем, когда у нас не было-то с ними обострений? "К-19" - одна из первых атомных подводных лодок в тогдашнем боевом арсенале СССР. Ещё недостроенная, она внушает уважение и, несомненно, станет объектом всеобщего страха со стороны империалистов - пускай знают, кто в мире хозяин. Запуск лодки на воду - дата вполне регламентированная, и строится ультимэйт випон в кратчайшие сроки. Понятно, что на капитанский мостик красной "Звезды Смерти" командование поставит не лопуха в погонах, а одного из самых верных и опытных своих солдат. Может быть, самого верного и опытного. Первоначально им становится Михаил Поленин (Лайам Нисон), верный и опытный капитан-подводник. Однако, первые же учения под руководством Поленина оканчиваются неудачей, и командование отстраняет его от должности капитана "К-19", уступая этот пост командированному на лодку капитану Алексею Вострикову (Харрисон Форд). Поленин остаётся на лодке в должности помощника капитана.

      Американцы, в очередной раз предчуствуя глобальный конфликт между сверхдержавами, отправляют в сторону Ленинграда и Москвы подводные силы с ракетами на борту. Советское руководство, дабы урезонить распоясавшихся империалистов, намерено провести учения новой лодки в Баренцевом море, запульнув с неё ракету в пока что мирное небо прямо под боком у американцев.

      Востриков берётся за дело, порученное ему с самого верха. Он прибывает на Кольский полуостров, где гордо высится готовая к спуску на воду "К-19". Впрочем, как и всё у нас бывает, лодка готова не на сто процентов: кое-что протекает, работа ядерного реактора не проверена на надёжность должным образом, команда не вполне опытна, а лекарства корабельному врачу завезли совсем не те, какие он заказывал. Последнее обстоятельство лишает лодку проверенного доктора - в гневе он выскакивает перед грузовиком, на котором прибыли лекарства, и тот сбивает его насмерть. Москве приходится откомандировать нового врача. Плюс к этому, во время спуска на воду не разбивается с первого раза об борт бутылка шампанского, и по рядам подводников проносится вздох: "Мы прокляты".

      Незавидное начало не смущает опытного Вострикова и "К-19" отправляется в путь. Чем дальше от земли отплывают подводники, тем напряжённее становится атмосфера на борту: капитан недоволен общим состоянием порученного ему плавсредства и результатами ежедневных учений команды, команда - напротив, недовольна своим капитаном, который гоняет их тренировками с утра до вечера, многие затаили злость и предпочитают в случае форс-мажора передать управление своему старому капитану - Поленину.

      Несмотря на трения и очевидный психологический конфликт, "К-19" успешно справляется с порученным заданием и получает из центра очередное - произвести патрулирование в территориальных водах США. По пути к новой цели и происходят те трагические события, которым был посвящён данный фильм.

      Наспех склёпанный и непроверенный реактор лодки даёт сбой и начинается перегрев. Возможная цепная реакция и последующий взрыв запросто уничтожат не только саму лодку, но и большую часть местности вокруг. А местность эта одним морем не ограничивается - недалеко располагается военная база империалистов. Ядерный взрыв повлечёт за собой новую цепную реакцию, на этот раз - политическую. В сторону столиц сверхдержав немедленно полетят взаимные ядерные ракеты, а последствия вы можете додумать сами. Грядёт не конфликт, а армагеддон.

      Шанс сбросить температуру реактора всё же есть - вокруг полно холодной воды. Дело за маленьким: войти в помещение реактора, присоединить какую-то трубу к какой-то штуке (признаться, не силён в вопросах экстренного охлаждения реакторов атомных подводных лодок) и перегрев должен замедлиться. Идея - неплохая, но вот вопрос: кто пойдёт? В пылу сборов на берегу никто не удосужился снабдить команду противорадиационными костюмами и весь отсек забит комбинезонами на случай химического ЧП (читай, резиновыми халатами и противогазами). Соваться в реактор - самоубийство, но выхода нет. Ценою, вполне вероятно, своей жизни и жизни всего экипажа, капитану Вострикову придётся попытаться предотвратить Третью Мировую войну...

      Такая вот завязка. Фильм - типичный подводнолодный триллер: беготня по горящей, затапливаемой со всех сторон лодке в стремлении спасти жизни вокруг, а, значит, и свою собственную. Вполне приличный, очень даже смотрибельный и интересный триллер с крепким драматическим уклоном. Так что многочисленные возгласы наших подводников насчёт неправдоподобности и несоответствия действительности, и то тут им не так, то тут не эдак - совершенно мне непонятны. Голливуд сделал очередное кино. Для Голливуда делать кино - довольно обычное дело, если честно. Фильм адресован, несомненно, в первую очередь американской аудитории - это вам не англоязычный "Сибирский Цирюльник", который Михалков снял для кого угодно, только не для русских. Америка - страна гражданских, так что любой человек, кроме, конечно, соответствующих специалистов, имеет право НЕ знать, как устроен реактор у лодки или, там, какого цвета кнопка вызова капитана на мостик, и даже, есть ли на подводной лодке капитанский мостик вообще. Тем более, на советской лодке образца 1961 года.

      А ещё фильм постоянно упрекают в том, что, несмотря на внушительную надпись "основан на реальных событиях", реального там - только название лодки. Вполне предполагаю, что и это так. Правда, опять же - НУ И ЧТО? Повторюсь: Голливуд снимает кино, а не кинохронику, и реальные события экранизирует примерно так же, как экранизирует литературную классику, а это мы неоднократно видели. В общем, вся эта шумиха и упрёки гроша ломанного не стоят. Потому что не в этом соль фильма.

      "К-19" - не событие. Кино качественное, вроде "U-571", но не событие. И всё же определённые символические моменты наблюдаются. Во-первых и в главных: худо-бедно, Голливуд ИГРАЕТ русских. И это - основная ценность фильма для меня. Раньше наши соотечественники лишь ИЗОБРАЖАЛИСЬ. Если, скажем, вам предложить сыграть в драме, разложить по полочкам всех героев: что, где и как, но заявить, как бы между прочим, все герои фильма - марсиане. Хочешь-не хочешь, но как бы ты не передавал эмоции драмы, никогда уже не забудешь, что ты - марсианин. Поэтому попутно начнёшь его ИЗОБРАЖАТЬ. То же у американцев и с русскими - ну не могут они пока понять, что мы - такие же как они, и не практически, а точь-в-точь и из изображения выходит не образ, а пародия. И юмор, и эмоции, и горе, и радость у нас - одинаковы. Поэтому мы и смотрим их фильмы с удовольствием, и, благодаря нашим доблестным пиратам, частенько устраиваем премьеры их новых творений раньше, чем они сами.

      Пока (и так долго ещё будет) русские - это курносые парни в телогрейках, шапках-ушанках, верхонках и валенках. В день они выпивают водки больше, чем выпивает пива весь Туманный Альбион вместе взятый, говорят по-английски с ярко-выраженным "сильным" акцентом и периодически срываются на слова "халява", "водка" и "настоящий коммунист". Такими видят нас, марсиан, земляне. Так чего удивляться, что советские подводники на "К-19" слушают русскую классику, читают Достоевского и отличаются исключительно русским сорвиголовством? И обижаться зачем?

      Русский в американском кино - это не национальность, это - типаж. И долгое время киношники так к этому и относились. А теперь, в "К-19", это ушло. Впервые русские предстали перед американцами в лице звёзд первой величины, которые, вопреки обыкновению, не стали играть "советскую историю по-американски", они сыграли "человеческую историю". Да, пускай остались танцы вприсядку и игры на аллюминиевых ложках, но история о русских, более того, о советских, да ещё и патриотах, впервые за всю историю существования Голливуда получилась настолько человечная и самодостаточная, что обошлось даже без американского присутствия (за весь фильм показаны только американский вертолёт и линкор - и то издалека). Вспомните "Красную Жару". Фильм и так-то не ахти, а вы попробуйте убрать оттуда Белуши. Оставить американцев один на один с громильным советским офицером, без присмотра киношного американского воспитателя - ЖУТЬ! Но, оказывается, можно. Оказывается, доросли и поняли.

      Отрадно и то, что в "К-19" нас не учат тому, какой плохой была "империя зла". Поняли, что патриот - это не полюс, а ПОЛЮСА - есть ЭТИ патриоты и есть ТЕ. И среди них, не только ЭТИХ, но и ТЕХ, встречаются настоящие герои. Пару раз во время просмотра я, конечно, не смог сдержать улыбки - проскальзывает ещё марсианский дух. Но, в общем и целом, фильм - достойный. Кто бы мог подумать, что первой ласточкой попытки посмотреть на мир с другой стороны окажется атомная подводная лодка.


(2002 год)

Hosted by uCoz