Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Левиафан (Leviathan)

фантастика
США/Италия, 1989
Режиссёр: Джордж Косматос
В ролях: Питер Веллер,
Ричард Кренна,
Аманда Пейз



Пить вредно!


      Экипаж из семи старателей во главе с капитаном Стивеном Беком (Питер Веллер) трудятся на благо Корпорации на подводной станции, высверливая из глубинных пород серебро. Трудодни коллектива проходят в обстановке ежесекундного риска для жизни: то скафандр у одного из подводников забарахлит, то отвинтится важная контрагайка, не завинтив которую срочно и немедленно, команда рискует навсегда остаться на дне морском. Одним словом, с грехом пополам, но лямку тянут, мечтая поскорее оказаться на поверхности и с максимальным комфортом потратить заработанные за 90-дневную вахту денежки. Эта мысль греет всех, тем более, до окончания вахты остаётся всего ничего, считанные дни.

      В один из таких считанных дней старатели случайно натыкаются на затонувший советский корабль "Левиафан" и конечно же первым делом отправляются на его борт в поисках ценных вещей. Оснастка, пусть и барахлящих, скафандров позволяет отдельно взятому подводнику притаранить немаленький советский сейф на борт станции буквально на своих двоих - чего отказываться от такой возможности? Несколько смущают данные о посудине, почёрпнутые из всемогущего бортового компьютера старателей: оказывается, "Левиафан" не только числится в базе данных кораблей Красной Державы, но и вполне спокойно рассекает себе просторы мирового океана.

      В числе прочих часов, ручек, документов, дневника капитана, записанного в формате VHS (! - неизвестная науке разновидность военно-морского эксгибиционизма?) и советских рупий команда находит... бутылку водки, могущей, между прочим, существенно скрасить томительное ожидание поверхности моря. Поэтому, недолго думая (и невзирая на запрет капитана, который даже спрятал зелёного змия в собственный сейф, что, впрочем, жаждущему не помеха) отдельные члены экипажа распивают запретный напиток. Наутро, к похмелью глотнувших добавляется ещё одно неприятное ощущение: генетической деформации в несусветное чудовище. Оказывается, на борту советского корабля проводились засекреченные опыты непонятно с какой дикой заразой. И эту дикую заразу подливали советским морякам прямиком в уставный напиток.

      Команда, охваченная паникой и теряющая одного члена экипажа за другим, срочно докладывает о ЧП Деловой Стерве от Корпорации на поверхность, настойчиво просясь наверх досрочно. Но Корпорация, принимая во внимание окрепшую советскую заразу, отнюдь не горит желанием увидеться со своими подчинёнными...

      Дальше в фильме начинается динамичное копирование "Чужого" Скотта и "Нечто" Карпентера, жутко ухают какие-то баки, искрит изоляция и рвутся трубы водяного охлаждения. Кино твёрдыми шагами движется по проторенной дорожке под именем "калька с вышеназванных фильмов". В сумрачных коридорах подводной базы старателей так и ждёшь появления Сигурни Уивер, а Монстр своей монструозной наружностью (которой он, кстати, обязан самому Стэну Уинстону) беззастенчиво походит на чудо-юдо, на протяжении двух часов убиваемое, но так до конца и не убитое полярником Куртом Расселом.

      В принципе в копировании хитов нет ничего плохого: фильм снимался по беспроигрышной формуле клаустрофобической ужасофантастики (наличиствует даже сцена для ценителей облачения хрупкой дамы в трусиках в тяжёлый скафандр). Только вот, к сожалению, от великих предков "Левиафан" унаследовал всё что угодно, кроме самых главных хромосом: атмосферности своего первого предка и параноидальности второго. Большая Злая Зараза лазит где-то между машинным отсеком и столовой, главгерои, вооружившись мега- (действительно мега-, Рипли бы такой! - см. скриншот) огнемётами, пытаются выманить Заразу куда-нибудь в область прямого поражения, а остальные члены экипажа либо чешутся, постепенно превращаясь в Нечто, либо подвергаются нападкам всё той же Заразы.

      И всё же, несмотря на безусловную вторичность, это проходное кинцо 1989 года посмотреть можно. Особенно, если неба в алмазах от него не ждать. Неувядающие фильмы были и в арсенале покойного режиссёра Джорджа Косматоса (подарившего нам сурового лейтенанта Мариона Кобретти), и у капитана Стивена Бека (Питер Веллер - Робокоп на все времена), и у (увы, тоже уже покойного) Ричарда Кренны (армейский родитель Рэмбы полковник Траутман). Тут - просто не сложилось. И фильм, и все роли, и режиссура - про-ход-ны-е. Оговорюсь, однако: проходные для 1989 года. Сейчас копирок подобного уровня даже так не делают: "Левиафан" даёт сто очков форы недавнему "Чужому против Хищника". Как ни смешно звучит, но он куда атмосфернее и параноидальнее поделки Пола "я всё что угодно превращу в класс Це" Андерсона.

      Время, между тем, само всё расставило на свои места - робокопов, рэмб, чужих и прочих нечт вы с лёгкостью найдёте в любом киномагазине. А попробуйте навскидку отыскать "Левиафана"...


(13 мая 2007 года)

Hosted by uCoz