Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Властелин Колец: Две Крепости (The Lord of the Rings: The Two Towers)

фэнтези
США, 2002
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Элайджа Вуд,
Йан МакКеллен,
Вигго Мортенсен



Где ныне всадник, где конь боевой, где звонкого рога пенье?
Где шлем и копьё, меча остриё, волос золотых плетенье?
Где твёрдость руки, сжимающей сталь, где алых огней свеченье?
И где по весне над тучной землёй высоких хлебов цветенье?
Исчезли, ушли, как ветер с равнин уходит, устав скитаться;
На Запад, на Запад уходят дни, чтоб там навсегда остаться.
Кто властен сдержать бесконечный дым, летящий над пепелищами?
И годы, спешащие за моря - удержим ли их? Отыщем ли?..



      Тот, кто придумал слово "ажиотаж", придумал его неспроста. И молодец, потому что происходившее в кассах самого крупного кинотеатра нашего города на третий день проката "Двух Крепостей" описать другим словом невозможно. Разве что малоприличным каким-нибудь.

      Билетов на четырнадцать ровно не было уже в тринадцать. Просьбы продать билеты "в серединку" на пять-тридцать суровая кассирша за мощным стеклом парировала, как орешки, предлагая наивным фантазёрам "серединку" на рядах с первого по третий. Смотреть кино даже с последнего из предложенных рядов можно исключительно в подзорную трубу, повернув её задом наперёд. Желаю такое только Гитлеру и моей школьной учительнице по химии. Словом, пришлось идти на девять вечера со всеми вытекающими. Прощай, "Давидофф Магнум", прощай.

      Не напрасно придуманным оказалось и слово "аншлаг". Зал - битком, толкинистов - тьма и это видно. Остальная публика - разношёрстная. Кто-то даже притащил с собой дитё лет четырёх. Мда-а, в четыре я до одури боялся салюта на Девятое Мая. Акселерация. Пара рекламных роликов, как и водится совершенно неуместных, пара трейлеров, давно вывешенных на apple.com, полный кирдык света в зале, хруст пакетов с чипсами и пшикс открываемых пивных банок. Две тысячи глаз прикованы к экранам, на которых сейчас будет вершиться История...

      Дитё начало подвывать минуте на тринадцатой. Немудрено: небритый Арагорн всё равно, что салют на Девятое Мая. Я ж говорил. В туалет забегали на двадцатой. Телефоны не отключил, по-моему, никто. И откуда только берутся такие кретинские мелодии звонков? Тата - тарата - ТА - ТА! Но фиг с ними, заэкранное Средиземье - вот оно, на незаезженной пока плёнке, и абстрагироваться в нём - пара пустяков...

      "Он был во мраке - снаружи. Фродо был внутри, живой, но в плену." Последний абзац книги. Фильм заканчивается иначе и герои не попадают пока к зловещей Шелоб. И правильно. С точки зрения логики, совершенно оправданно, также, как и смерть Боромира не во второй части, а в первой: за год до выхода следующего фильма обыватель на фиг забудет, кто такой Боромир - какая может быть тогда драматичность?

      Горлум. Эпизод из первой части, где прелессть выглядывает из какой-то дырки, скрытый темнотой, почти убедил, что Горлум - вылитый E.T. Спилберга. На деле - совсем не так. Горлум - особенная прелессть. Знаю, куча народу утвержднёт, что совсем непохож и, вообще, что попало, но по мне - отличный Горлум. Выразительная наружность и потрясная компьютерная мимика. У товарища налицо раздвоение личности: весь фильм ожесточённо спорит сам с собой, и посмотреть на это - любо-дорого.

      Пейзажи. От зелёно-лазурной красоты Средиземья не осталось и следа. Небо затянуто тучами, Тьма собирается над Континентом, закаты исключительно багровые. На большом экране - красотища неописуемая. Обилие вертолётных съёмок, как и в прошлой части. Крепости и врата Мордора очень жизнеутверждающие, причём, по поводу последнего, даже детально показано, как именно эти врата открываются. Между прочим, голимая физическая сила - никакой магии. Хельмова Падь, изящно вмурованная в скалы, показалась сначала мелковатой, но во время бойни всё встало на свои места.

      Герои. Фродо поменял голос, по-моему. Безусловно, на лучший. Тот, что был в первой части, видимо, Боря Моисеев, отправился на гастроли в Моршанск и далее по области. Более деятельное участие в судьбе мира принимает Гимли (в отличие от "Братства Кольца"). Пара шуток от старика Толкиена, несколько по-настоящему забавных гномьих фишек от сценаристов. Молодцы, в эпопее тоже не надо забывать о юморе. Не всё же время мир спасать?

      Лив Арвен с милыми ушками и агент Смит в парике властвуют в сознании Арагорна, не принимая участие в разворачивающихся событиях. Героев хватает. Аморфный, было, Теоден молодеет на глазах и, терзаемый сомнениями, всё-таки бросается в бой. Йовин из дома Йорла симпатичная, с веснушками, и, кажется, начинает нравиться нашему товарищу Арагорну. То-то он всё вспоминает свою эльфийскую красавицу. Всадники Рохана и Фарамир тоже неплохие.

      Мерзкий Грима в исполнении Брэда Дурифа - класс! Бегает вокруг Теодена, нашёптывая пакости про отважных героев, и положил глаз на веснушчатую Йовин. Но кто устоит против диспел мэджик Гэндальфа Белого? Маг в "Крепостях" отходит на второй план, блистая нарядом на фоне действа и позволяя битве, самому эффектному моменту фильма, протекать без волшебного мумбо-юмбо. Кстати, когда резко показывают мага, целого и невредимого, по воскликам "Мать твою! Это ж Гэндальф!" можно подсчитать, сколько народу не читало Толкиена, но глядело первую часть. А их достаточно. Перекричали "Долби Сурраунд".

      Эффекты. Не буду сравнивать с первой частью, потому что нельзя. Всё равно, что сравнивать самого Толкиена, первую книгу со второй. Не забыли? - "Властелин Колец" - это одна большая книга, разбитая в 1954 году на три тома для удобства выпуска издания. Сравнивать отдельные части эпопеи - ни к чему, по моему. Очень убедительные елефанты (четыре бивня - это не шутки), но своенравные: чуть что - скидывают народ со спины. Энты в фильме не такие здоровые, как представлялось. Зато ходят - как в книжке. Единожды сев на Фангорна - Древоборода в начале фильма, Мэрри и Пиппин наворачивают круги по лесу и слазят только в конце. С другой стороны, свысока всё видно, только спина затекает корячиться на ветках.

      Побоище потрясное. Особенно удались сцены атаки энтов на обитель Сарумана и бросок в битву всадников, приведённых Гэндальфом к Пади. Камера кружила так, что в глазах мелькало. Компьютерная массовка десяти тысяч объектов - суперская. До чего дошла, однако ж, техническая мысль!

      Музыка. Композиции дополнены ещё несколькими запоминающимися мотивами, плюс шикарная песня Горлума. Очень понравилось. Хоть и скимят многие, что весь саундтрек посвящён "Титанику", сюда подходит. Я и от титаниковской музыки в своё время обалдел - купил кассету через неделю после премьеры фильма. В целом же, звук в кинотеатре подкачал. То ли недостаточно громко, то ли не все колонки включили, но эффекта присутствия, за исключением пары моментов, не было. А жаль. Вот, помню, когда в "Западне" Коннери бросил со стены замка стакан и он разбился, я полез под кресло, проверять, не ухнула ли у меня бутылка пива. Отсутствие классного звука - серьёзный недостаток к общему впечатлению, но фильм, наверное, ни в чём не виноват. Это всё кинотеатр - больше чем уверен.

      Что не очень понравилось, и уже второй раз, так это откровенная обезличенность орков, да и сами они отмороженные какие-то. Всё же, в книжке - это целая нация, со своей культурой, языком и славными владыками. А тут они какие-то серо-зелёные, страшные и тупые. Не-е-т, была у орков тактическая составляющая. Пушечным мясом тоже можно огого как руководить. Но здесь руководство свелось к построению римской черепахи и вялым попыткам сломать ворота Пади таранами. Хотя, количество нечисти - это почти ожившее воображение читателя Толкиена.

      Общее впечатление. Идеальная вторая часть. И здесь я сравниваю с первой. По накалу повествования не уступает "Братству Кольца", а по размаху съёмок превосходит, правда, и в книжке так же. Не пародирует, в отличие от некоторых там ещё эпопей (надеюсь, все понимают, какие я имею в виду), ни саму себя, ни другие фильмы. Потрясающее, ни с чем не сравнимое зрелище. Конечно, явным образом коммерциализированное, но это Голливуд, чёрт возьми! Фабрика по производству заведомо хитов. Светоч поп-культуры.

      Денег соберёт - жуть сколько, но это - как раз тот случай, когда справедливо соберёт. Смотреть не в кино карается длительным сожалением по упущенной возможности. Кино стоит и ста, и двухсот рублей за билет. А "Давидофф" подождёт. Вообще, бросать уже надо этот скучный и нездоровый процесс.

      Не понял, в каком месте "фильм тягомотный"? Пара эпизодов умеренно затянута, но сделано это, по-моему, в нужных местах. А, если перед сеансом литрами дрюзгать пиво, а потом, будучи законсервированным пятью десятками человек с обеих сторон, захотеть кое-куда - ну тогда, конечно, фильм покажется не трёхчасовым. Все девять часов. Пиво можно и потом попить.

      Красивое, масштабное, своеобразное и ещё раз красивое кино, однозначно рекомендуемое к просмотру и, в первую очередь, конечно, в кинотеатре. Альтернативные способы - несерьёзно. Ради такого можно и очередь отстоять. Подумаешь, человек сто двадцать.

      И последнее. Опять, понимаш, ходят слухи, что Джексон всё облажал. Да ни черта. Он киношник и соображает, что надо угодить и тем, и этим. Золотая середина. На одной чаше весов придирчивые толкинисты, замечающие, что в киношной массовке крайнее левое ухо в одном эпизоде было не таким, как в массовке книжной. А на другой чаше весов...

      Вот разговор, невольно подслушанный мною в толчее на выходе из кинотеатра:

А: Нее. Ну рубилово кайфовое.
Б: Угу, ничё так.
А: Нее, но тока рубилово. Остальное - фигня. Эпопею облажали.
Б: Угу, облажали. А скока там эпизодов-то в эпопее?
А: Шесть.
Б: А это какой был?
А: Четвёртый.

     Без комментариев. Пойду лучше, прикноплю плакат к стене. Уже и место выбрал.

"Братство Кольца": Обзор
"Братва и Кольцо": Обзор
"Две Крепости": Ляпы

(26 января 2003 года)

Hosted by uCoz