|
Машинист (The Machinist)
триллер Испания, 2004 Режиссёр: Брэд Андерсон В ролях: Кристиан Бэйл, Дженнифер Джейсон Ли, Майкл Айронсайд
|
|
|
Сон разума рождает чудовищ
      Конечно, главный герой фильма, встречающий утро за сверлильным станком, вовсе никакой не машинист, а слесарь (как благополучно и переводится международное "The Machinist"). Максимум оператор станка. Только слышится, конечно, поскромнее, и не так, что ли, категорично, как "машинист". Психологический триллер "Слесарь"... Нет, не звучит.
|
|
      Итак, слесарь Тревор Резник (Кристиан Бэйл) честно вкалывает на небольшом заводе слесарем, смолит одну за другой сигареты, свободное время просиживает за чашечкой кофе в забегаловке близ аэропорта или пролёживает рядом с разгорячённым телом проститутки Стиви (Дженнифер Джейсон Ли), постоянным клиентом которой является. А ещё Тревор Резник... не спит. Вообще. Полицейский Аль Пачино из "Бессонницы" и толпа запуганных подростков с улицы Вязов - натурально аутсайдеры, бессонница Тревора продолжается больше года.
|
|
|
      Причина столь категорического бодрствования, конечно, должна быть, и какие-нибудь способы его лечения тоже. Здоровье Тревора, без сомнения, находится под угрозой: он выглядит настолько хреново, что от него шарахаются даже коллеги по цеху. И ведь не впечатлительные блондинки, а видавшие виды сварщики-механики.
|
|
      Тревор игнорирует предостережения знакомых и издалека обходит врачей. Он не знает, почему именно, а, скорее, не задаётся этим вопросом. Вместо того, чтобы намекнуть, из-за чего именно телу не спится, разум просто приспособился к новой реальности: призрачной колее между сном и явью. Как следствие, у Тревора неважная память, и, чтобы не забыть сделать что-либо (например, заплатить за квартиру), Резник пользуется стикерами, которые приклеивает к холодильнику.
|
|
      В один прекрасный день на привычном месте появляется памятка, которой Тревор не писал. Похожая поначалу на зеркальную букву "Г" с шестью прочерками под ней, записка возникнет на следующее утро, и на следующее, помаленьку обрастая новыми штрихами. Кто-то вздумал поиграть с Тревором в старую добрую "виселицу", загадав слово из шести букв. Чем дальше развиваются события, тем больше Тревор сомневается в целостности собственного рассудка. А порой и просто в его наличии.
|
|
      Постановочный минимализм, соскальзывание героя в обрыв подсознания, полное отсутствие всяческих стартовых позиций и безусловно ожидаемый "неожиданный финал" - хотя течение картины и не повёрнуто вспять, по впечатлениям "Машинист" вызывает стойкие ассоциации с "Помни". Тревор менее "потерянный" герой, чем Леонард, но концовка не менее шокирующая чем в "Помни". А то и гораздо более тонкая, мне кажется.
|
|
      И, как в "Помни", главным достоинством фильма, после концовки, является отличное актёрское соло. В "Мементо" замечательно сыграл Гай Пирс, здесь всё держится на плечах Кристиана Бэйла. Остальные участники, что неожиданный Майкл Айронсайд в роли соседа Тревора по цеховому станку, что постельного режима Дженнифер Джейсон Ли - исключительно фон для развития событий, в центре которых раскручивается маховик отключенного до недавнего времени сознания главного героя.
|
|
      Лишний раз подчеркну, что лично для меня имя Кристиана Бэйла в титрах любого фильма, будь то "Эквилибриум", "Власть Огня" или даже какой-нибудь "Шафт", всенепременно означает, что вопрос о наличии или неналичии качественного актёрского состава заведомо закрыт. В пользу наличия. Но игра игрой, на моей пямяти Бэйл не подвёл ни разу, а вот что он сотворил с собой здесь физически - страшно представить и просто невозможно описать словами. Это всё-таки диета или грим плюс светотени? А может испанцы вспомнили славный инквизиторский опыт и обратили его во благо наиважнейшего из искусств? Словом, я в шоке. Да, полным актёра никогда нельзя было назвать, но чтобы так... Для сравнения, слева Кристиан в "Машинисте", справа - год спустя, в "Начинающем Бэтмене".
|
|
      Общее впечатление. Отменный психологический триллер, осмелившийся бросить вызов самому "Мементо", и небезосновательно причём. Тяжеловатый, но к просмотру обязательный. И снова, как и в обзоре "Помни", считаю необходимым предупредить: у таких фильмов самый важный просмотр - первый. Второй, третий и тридцать пятый - всё это будет уже не то. Так что подгадывайте для просмотра "Машиниста" не только время, но и настроение.
|
|
|
(23 сентября 2005 года)
|
|
|
|