|
Помни (Memento)
триллер США, 2000 Режиссёр: Кристофер Нолан В ролях: Гай Пирс, Джо Пантолиано, Кэрри-Энн Мосс
|
|
|
Эхх, классный был эпиграф! Жаль, позабыл...
      Сколько амнезий подарил нам кинематограф! Память убегала от героев и полностью и избирательно, и внезапно и постепенно, возвращаясь во сне и наяву. Но чаще, конечно, во сне. Непосредственно после долгого поцелуя на ночь.
|
|
      Герой картины "Помни", в прошлом страховой агент по имени Леонард (Гай Пирс) потерял не просто память, а целый её тип. Так называемую быструю память. Это означает, что Леонард помнит всю свою жизнь до какого-то определённого момента, а дальше - пусто. И чем дальше, тем пустее.
|
|
      Каков срок удержания воспоминаний в такой голове известно только Богу. Десять минут, пятнадцать - неизвестно. Известно лишь то, что близкие (или возможно близкие) знакомые (или возможно знакомые) Леонарда очень скоро становятся совершенно чужими людьми. А события, случившиеся с бывшим страховым агентом пятнадцать минут назад, пятнадцать минут спустя никогда не случались.
|
|
      Представьте себе компьютерную эрпеге, заражённую хитрым вирусом, который каждые дцать минут самопроизвольно грузит вам срандомейзленные сэйвы. Ты только что был в Северной деревне на совете старейшин и вдруг - бамс! - оказываешься в пустыне, недалеко от Убежища номер 13, окружённого монстрами, такими монстрячими, что даже как бы и непонятно, монстры они или нет. Впрочем, это я вам объясняю, а Леонарду объяснять не надо: он в этом живёт. В этом кошмаре. Если, конечно, помнить, что это - кошмар.
|
|
      Единственная ниточка, цепляющая человека из пасти такого кошмарного безумия - это его собственная вера в его собственную систему. Вот почему жизнь Леонарда окружена всякими записками, полароидными фотографиями с пояснениями, что же на них сфотографировано, и татуировками на собственном теле - месте, отведённом под факты.
|
|
      Хуже всего (для Леонарда) и интереснее всего (для зрителя) то, что недуг сразил страхового агента не просто так: однажды некий злодей в маске (в мире Леонарда - практически абстрактный) изнасиловал и убил жену Леонарда. Это событие - последнее, что наверняка помнит герой. Дальше - только путь к отмщению, которое является главной аксиомой, а потому - самой большой татуировкой на теле. День за днём Леонард идёт по этому пути, собирая улики, которые завтра стопроцентно станут неизвестными, и встречая людей, которые завтра стопроцентно станут незнакомыми...
|
|
      В отличие от большого количества "амнезийных" фильмов, действие "Мементо" разыгрывается от финала к началу. Узнавание подобного приёма, использованного, например, в "Необратимости" быстро блекнет: ничего общего. Один подход, разные цели. Если "Необратимость" максимально жёстко ведёт героев и зрителей к событиям, которых избежать нельзя (это ясно из названия), то "Помни" погружает всё тех же многострадальных созерцателей в мир главного героя: мир хилых попыток строительства системы в нигде, приспособления в хаосе. Параноидальное зрелище, так и герой - невольный, но законченный параноик. Надо же как-то жить, даже если жизнь - это месть в темноте.
|
|
      Практически любое кино основано на зрительской памяти - как же иначе обыграть, например, удачный момент позднее? В "Помни" много сделано для того, чтобы зритель этой памяти лишился. Не очень-то приятно, а в самом начале картины и совсем непонятно. Но так надо. Состояние замешательства и захватывает больше всего. Герой не помнит прошлого, а зритель его просто не знает, и ещё вопрос, стоит ли его узнать.
|
|
      Общее впечатление. Великолепное кино. Не красивое и не динамичное. Захватывающее и сильное. Отличная игра Гая Пирса, хорошего актёра, который позорнулся на моей памяти лишь однажды: в "Машине Времени", да и то, позорнулся не тем, как играл, а тем, что вообще в таком этом самом играл.
|
|
      Вообще неплохи три роли. Главные. Но, если наша всем известная тринити Кэри-Энн Мосс и Джо Пантолиано (тоже, кстати, орудовавший под покровом Матрицы) неплохо играют в контексте истории, то Гай Пирс - этот контекст и есть. Оговорюсь, первые полчаса не веришь ни в героя (ев), ни в события фильма (слишком всё кажется надуманным), однако потом вещи встают на свои места, история набирает обороты (реверс в данном случае) и та самая вера появляется. Как появляется сочувствие герою, зрительский страх за него и гнёт неизвестности: ведь всё совсем не так, как кажется. Три самые важные состаляющие отличного триллера.
|
|
      Обязательно посмотрите этот фильм, но под настроение посмотреть психологический триллер - кино очень серьёзное, далеко не развлекаловка. Самый главный просмотр, тот, ради которого фильм и снят - первый, так что не прозевайте с мыслью "потом пересмотрю". "Потом" будет уже совсем не то. Повторные просмотры наверняка будут (у меня во всяком случае), но эффект производит именно первый раз, сеанс в отсутствие зрительской памяти, когда история с известным финалом движется к совершенно непредсказуемому началу, оставаясь загадкой до титров.
|
|
      И ещё одно. Самое важное. Ммм... О чём это я говорил?..
|
|
(3 декабря 2003 года)
|
|
|
|