Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Помни (Memento)

триллер
США, 2000
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Гай Пирс,
Джо Пантолиано,
Кэрри-Энн Мосс



Эхх, классный был эпиграф! Жаль, позабыл...


      Сколько амнезий подарил нам кинематограф! Память убегала от героев и полностью и избирательно, и внезапно и постепенно, возвращаясь во сне и наяву. Но чаще, конечно, во сне. Непосредственно после долгого поцелуя на ночь.

      Герой картины "Помни", в прошлом страховой агент по имени Леонард (Гай Пирс) потерял не просто память, а целый её тип. Так называемую быструю память. Это означает, что Леонард помнит всю свою жизнь до какого-то определённого момента, а дальше - пусто. И чем дальше, тем пустее.

      Каков срок удержания воспоминаний в такой голове известно только Богу. Десять минут, пятнадцать - неизвестно. Известно лишь то, что близкие (или возможно близкие) знакомые (или возможно знакомые) Леонарда очень скоро становятся совершенно чужими людьми. А события, случившиеся с бывшим страховым агентом пятнадцать минут назад, пятнадцать минут спустя никогда не случались.

      Представьте себе компьютерную эрпеге, заражённую хитрым вирусом, который каждые дцать минут самопроизвольно грузит вам срандомейзленные сэйвы. Ты только что был в Северной деревне на совете старейшин и вдруг - бамс! - оказываешься в пустыне, недалеко от Убежища номер 13, окружённого монстрами, такими монстрячими, что даже как бы и непонятно, монстры они или нет. Впрочем, это я вам объясняю, а Леонарду объяснять не надо: он в этом живёт. В этом кошмаре. Если, конечно, помнить, что это - кошмар.

      Единственная ниточка, цепляющая человека из пасти такого кошмарного безумия - это его собственная вера в его собственную систему. Вот почему жизнь Леонарда окружена всякими записками, полароидными фотографиями с пояснениями, что же на них сфотографировано, и татуировками на собственном теле - месте, отведённом под факты.

      Хуже всего (для Леонарда) и интереснее всего (для зрителя) то, что недуг сразил страхового агента не просто так: однажды некий злодей в маске (в мире Леонарда - практически абстрактный) изнасиловал и убил жену Леонарда. Это событие - последнее, что наверняка помнит герой. Дальше - только путь к отмщению, которое является главной аксиомой, а потому - самой большой татуировкой на теле. День за днём Леонард идёт по этому пути, собирая улики, которые завтра стопроцентно станут неизвестными, и встречая людей, которые завтра стопроцентно станут незнакомыми...

      В отличие от большого количества "амнезийных" фильмов, действие "Мементо" разыгрывается от финала к началу. Узнавание подобного приёма, использованного, например, в "Необратимости" быстро блекнет: ничего общего. Один подход, разные цели. Если "Необратимость" максимально жёстко ведёт героев и зрителей к событиям, которых избежать нельзя (это ясно из названия), то "Помни" погружает всё тех же многострадальных созерцателей в мир главного героя: мир хилых попыток строительства системы в нигде, приспособления в хаосе. Параноидальное зрелище, так и герой - невольный, но законченный параноик. Надо же как-то жить, даже если жизнь - это месть в темноте.

      Практически любое кино основано на зрительской памяти - как же иначе обыграть, например, удачный момент позднее? В "Помни" много сделано для того, чтобы зритель этой памяти лишился. Не очень-то приятно, а в самом начале картины и совсем непонятно. Но так надо. Состояние замешательства и захватывает больше всего. Герой не помнит прошлого, а зритель его просто не знает, и ещё вопрос, стоит ли его узнать.

      Общее впечатление. Великолепное кино. Не красивое и не динамичное. Захватывающее и сильное. Отличная игра Гая Пирса, хорошего актёра, который позорнулся на моей памяти лишь однажды: в "Машине Времени", да и то, позорнулся не тем, как играл, а тем, что вообще в таком этом самом играл.

      Вообще неплохи три роли. Главные. Но, если наша всем известная тринити Кэри-Энн Мосс и Джо Пантолиано (тоже, кстати, орудовавший под покровом Матрицы) неплохо играют в контексте истории, то Гай Пирс - этот контекст и есть. Оговорюсь, первые полчаса не веришь ни в героя (ев), ни в события фильма (слишком всё кажется надуманным), однако потом вещи встают на свои места, история набирает обороты (реверс в данном случае) и та самая вера появляется. Как появляется сочувствие герою, зрительский страх за него и гнёт неизвестности: ведь всё совсем не так, как кажется. Три самые важные состаляющие отличного триллера.

      Обязательно посмотрите этот фильм, но под настроение посмотреть психологический триллер - кино очень серьёзное, далеко не развлекаловка. Самый главный просмотр, тот, ради которого фильм и снят - первый, так что не прозевайте с мыслью "потом пересмотрю". "Потом" будет уже совсем не то. Повторные просмотры наверняка будут (у меня во всяком случае), но эффект производит именно первый раз, сеанс в отсутствие зрительской памяти, когда история с известным финалом движется к совершенно непредсказуемому началу, оставаясь загадкой до титров.

      И ещё одно. Самое важное. Ммм... О чём это я говорил?..


(3 декабря 2003 года)

Hosted by uCoz