Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Особое Мнение (Minority Report)

фантастика
США, 2002
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз,
Колин Фаррелл,
Саманта Мортон



В царстве слепых и одноглазый - король.


      Таки я на него сходил. Невозможно уже стало. Залазишь на любой сайт о кино, а там - в самом разгаре ожесточённые дебаты, по поводу того, должен был главный герой ослепнуть на один глаз от каких-то жучков, которые куда-то чем-то ему засветили, или не должен был? Прибавьте сюда ещё загадочные цветные шарики (мне, дилетанту, сразу американский пул вспоминался), опять какие-то глаза, на сей раз почему-то вырезанные и уложенные в целлофановый пакет, убийства, которых не было, потому что это были самоубийства (или наоборот?) - в общем, чувствуешь себя отсталым, ничего про жизнь за окном не знающим бревном.

      Собственно, поэтому, в самый разгар подготовки к экзамену по дисциплине "Конструкторско-технологическое обеспечение" (уже я, наконец, сяду читать тетрадку или нет?!) терпение моего молодого организма не выдержало. Лопнуло с громким треском. Когда эхо треска затихло под потолком крупногабаритной квартиры, я поспешно собрался (даже шарф забыл надеть, а ведь на улице морозяка), извлёк из коробки (бывший блок из-под жевачек "Терминатор - 2") 100 рублей своего тщательно взлелеянного Эн Зе и поковылял по сугробам (видать, у дворника запой) в сторону кинотеатра с системой ОбДолбиМ Диджитал (других сейчас нет).

      К заставке "20 Сенчюри Фокс" я слёту отнёсся предвзято - везде фильм критиковали. Говорили, туфтень по большей части. Да и сам я после "Искусственного Интеллекта" к Спилбергу особого трепета не испытывал. Съёжился, в общем, в кресле кинотеатра. Напрягся, ожидая сплошных подвохов, разочарований и устойчивого чувства, что кто-то очень близкий и родной вот-вот начнёт водить тебя за нос.

      2054 год. Благословенная Америка, впитывавшая в себя все достижения эпохи хай-тек, получила, наконец, чего хотела. Золотую эру хай-тек. Помимо умопомрачительных технических наворотов в области быта и труда, умники-изобретатели наизобретали панацею в области убийств. Это означает, что спецслужбы могут раскрыть теперь тяжкие преступления, даже если они ещё не произошли. Вернее, спецслужба такая всего одна и называется она Отдел Профилактики Преступлений. Руководит Отделом пожилой дядька Ламар Бёрджес (Макс фон Сюдов), а правой рукой и вообще старшим опером выступает некий Джон Андертон (Том Круз), молодой специалист в ранге капитана.

      Андертон относится к своей работе остервенело. И есть из-за чего. Шесть лет назад кто-то похитил его сына. Что стало с мальчиком, совершенно неизвестно ни Андертону, ни его жене, с которой детектив больше не живёт, ни кому либо ещё, включая, разумеется, зрителей. Шесть лет назад панацейного Отдела ещё не существовало, а, ведь, существуй он, Андертон не потерял бы сына. Однако, ничего не вернуть. Поэтому, угрызаемый угрызениями совести, Андертон беспощадно преследует потенциальных (в прямом смысле слова) убийц и упекает их за своеобразную решётку (действие-то - в будущем, так что и преступников здесь садят не в простую каталажку, а в высокотехничную).

      Система предоповещения о преступлениях базируется на работе трёх существ-предсказателей, объединённых в подобие единого мыслящего организма. Мыслительный процесс трио отслеживают всякие умные датчики, а образы, возникающие в сверхмозге, незамедлительно записываются на оптические носители нового поколения. Когда какое-то преступление должно произойти, из здоровенного агрегата по стеклянным трубочкам выкатываются шарики определённого цвета (в зависимости от характера убийств: предумышленное или непредумышленное) с выгравированными именами, соответственно, жертвы и убийцы. А дальше - всё просто. Осталось только определить местоположение обоих, время, когда совершится преступление, и успеть прибыть туда для произведения ареста. Система работает безупречно и за годы своего существования не дала ни одного сбоя.

      Андертон, подсевший после пропажи сына на наркотики - маньяк своего дела. От праведного, но преждевременного возмездия, творимого им, не ушёл ещё ни один преступник. И это - за все годы существования спецслужбы. Есть, чему радоваться. Однако, чтобы внедрить экспериментальное средство в повседневную жизнь граждан, необходимо, как минимум, его узаконить. А узаконивать что попало государство не намерено. Поэтому в Отдел Профилактики направляется представитель власти детектив Дэнни Уитвер (Колин Фаррелл). Его цель - разобраться в том, что натворили придумщики-панацеисты, и выяснить, имеет ли смысл внедрять данную службу в жизнь, узаконив её повсеместное существование.

      В том, что процесс узаконивания пройдёт как по маслу, уверены все: и директор Бёрджес, и работники службы, и капитан Андертон. Хотя, последний внезапно теряет такую уверенность. Копаясь в делах несовершённых раскрытых преступлений, он обнаруживает несостыковку. И, чем дальше расследует он эту несостыковку, тем больше убеждается в том, что система оказалась на поверку не так прозрачна, как это могло показаться.

      В один прекрасный день работе Андертона в спецслужбе приходит конец. Очередное предсказание медиумов выкатывает два шарика, цвета предумышленного убийства. На шарике жертвы стоит имя некоего Лео Кроу, никому не известного товарища. А на втором, шарике убийцы, имя Андертона. Понимая, что безупречная система правосудия обернула свою праведную силу против него самого, Андертон пускается в бега. Путь этот опасен для жизни, а финал - неизвестен. Его имя светится на каждом углу, а фотографии круглосуточно транслируются по всем информационным каналам (включая довольно любопытные он-лайн газеты). Куда выведет его этот путь, знает только Бог... А, может, кое-кто ещё...

      Сначала услышал, о чём анекдот, а потом мне его рассказали. Бывает. Общая осведомлённость о сюжете фильма не сильно помешала посмотреть его непредвзято. И, всё же, что-то вроде предвзятости наличиствует. Увы-увы. Поэтому, если и сравнивать "Особое Мнение" с чем-либо, то только с ним же самим. Тем, который ещё не случился. Ожидаемое с фактическим.

      Скажу сразу, ожидаемое и фактическое сильно разошлись. Причём, в положительную сторону. "Особое мнение" мне понравилось. Сильно. Главным образом, атмосферой картины. Хороший режиссёр хорош не тем, что снимает в каком-то одном, своём стиле. Он - как хороший актёр, может перевоплощаться неузнаваемо. И здесь я Спилберга не узнал. Это непохоже на его предыдущие фильмы. Эффекты в кадр может засунуть любой дурак, которому дали в руки эффекты и этот самый кадр. Наслоить их стильно и умело может только талантливый режиссёр. Визуальной составляющей картины и звуковым сопровождением я остался доволен. Просто блеск.

      Актёры. Выбор на главную роль Тома Круза я, в целом, одобряю. Андертон - это аркадный кукольный Кен, самозабвенно открывающший загадки фильма. Круз - это аркадный кукольный Кен, которому по зубам более-менее сносно изобразить на симпатичной мордашке эффект открывания загадок. Сходится. В принципе, роль Андертона мог исполнить любой другой актёр. Это - если честно. Но от Круза не мутило (а бывает), так что большое спасибо. Не знаю, правда, кому: самому Крузу или Спилбергу. Все остальные - тоже аркадные и симпатичные. Выделяется Фон Сюдов, и вряд ли только своей седой шевелюрой. По большей части его имя не является знаком качества (вспомнить хотя бы "Судью Дредда" - невероятной силы идиотизм), но его герой здесь - убедителен. Как убедительна и девчонка-медиум Агата (Саманта Мортон). Ей идёт короткая стрижка и кричать истерически она умеет (чуть не оглох). Аркадные роли - аркадные актёры. С позиции здравой логики выбор именно этих актёров вполне уместен. Они не делают погоды в "Особом Мнении", погоду делают съёмки и режиссура. Понравился Фаррелл. Умеет эффектно кусать губы и изображать досаду. Посмотрим на следующие роли, может оказаться, что он умеет не только это.

      Сюжет. Ляпов, конечно, полный короб и ещё маленькая тележка. Куда смотрели сценаристы и, особенно, те, кто этот сценарий потом читал, совершенно непонятно. Упущено много здоровских задумок - просто оставлены в зачаточном состоянии. Если не хватало экранного времени, можно было бы его найти, урезав затянутую и предсказуемую концовку, разбивающую кино на две части: блестящую и тягомотную. Опять же, несостыковки сюжета в ходе этой концовки и совершенно неоправданная завязка фильма... В общем, перемудрили они, конечно. Так путали, что и сами запутались. А график, видать, давил, вот распутывать и не стали. Оставили на уровне "посмотреть-то очень даже можно, но только не вдаваясь в детали". Словом, запаситесь пивом, потягивайте его и ни о чём не думайте. Вы пришли сюда отдыхать.

      Общее впечатление. Лучше, чем я думал и куда лучше, чем мне говорили. Подвёл сюжет, есть немножко, но не Спилберг. Снято безупречно. Фильм, как зрелище, впечатляет. Здоровский аттракцион. Спилберг снял кино, как может снять только исключительно хороший режиссёр. И насчёт названия я упрёков не понял. Почёму же оно плохое, когда очень даже здоровское? Было у Агаты особое мнение, и ещё какое. Просто не то, о каком сразу думается. Вокруг него же всё НА САМОМ ДЕЛЕ завязывается, путается и развязывается в конце. Кстати, знаете, на чём бы я закончил фильм? На сцене, где Круза консервируют в ячейку тюрьмы под разглагольствования инвалида-надсмотрщика. А то в борьбе человека против системы в миллион триста четвёртый раз выигрывает человек. Фантастика какая-то!


(2002 год)

Hosted by uCoz