Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Пророчества Человека-Мотылька
(The Mothman Prophecies)

триллер
США, 2001
Режиссёр: Марк Пеллингтон
В ролях: Ричард Гир,
Лора Линни,
Уилл Паттон



Ты не видел его, да?..


      Штатный журналист издания "Вашингтон Пост" Джон Клейн (Ричард Гир) купил для себя и свой жены дом. Такое событие, как никак, один из наиболее ярких этапов построения своей собственной американской мечты. А всё остальное - уже имеется. Карьера Джона идёт в гору, его печатают, его показывают по телевидению. Жену свою Джон обожает, она его тоже, а, значит семья - полный порядок. Нужен бы только дом в пригороде. Но вот деньги накоплены - дом приобретён.

      Только недолго оставалось Джону и его жене радоваться семейному гнезду, потому что незадолго до Рождества, пара попала в автокатастрофу. Машину вела Мария, жена Джона. Авто слетело с дороги и зашло юзом, а Мэри разбила голову о боковое стекло. Так приложилась, что и стекло треснуло. Правда, перед тем, как машина потеряла управление, Мэри что-то увидела. Что-то или кого-то, кто появился из тьмы и понёсся прямо на машину. Мэри вспомнила об этом в больнице, когда пришла в себя.

      Снимки показали, что в одном из полушарий головного мозга Мэри образовалась редкая разновидность опухоли. Причём по заверениям врачей, аномалия не является следствием катастрофы. Они доказывают это Джону, на котором не оказалось ни царапины. Джон сутками не отходит от постели жены, тем более, что после того, как Мэри пришла в себя, она начала говорить странные вещи. Начала чувствовать что-то. Что-то совсем не то.

      А дальше - ещё хуже: Мэри неожиданно умирает. Безутешный Джон приходит в больницу, чтобы забрать вещи жены и на глаза ему попадается блокнот с весьма странными и зловещими рисунками. Оказывается, всё время, пока Мэри находилась в больнице, она что-то рисовала. Что-то или кого-то. Неясные силуэты, странные надписи и чёрные крылья. Джон шокирован находкой, но постепенно забывает о ней: погибла жена и всё остальное отступило на второй план.

      Проходит два года. Джон по-прежнему работает в своём издательстве и живёт в доме, купленном для семьи, которой уже нет. Все два года Джона не покидало чувство, что случилось нечто большее, чем просто дорожная авария. За несчастьем словно что-то стоит. Что-то или кто-то, кого не увидел он, но увидела Мэри. Под Рождество руководство посылает журналиста в командировку в соседний город. Джон садится в машину и трогается в путь.

      На лесной трассе, его машина неожиданно глохнет. Более того, отказывается подавать признаки жизни сотовый телефон и останавливаются часы. Джон выходит из машины и бредёт по дороге до первого попавшегося жилища, позвонить оттуда в автомастерскую. Американцы, между прочим, всегда так делают, когда машина глохнет по дороге. И правильно. Цивилизация.

      Первым попавшимся жилищем оказывается дом Гордона Смоллвуда (Уилл Паттон). Хозяин открывает путнику дверь и... думаете спокойно даёт ему позвонить в автомастерскую? А вот и нет! Он направляет на Джона здоровенный дробовик, затаскивает в дом и вызывает полицию. Ошарашены? Вот и Джон ошарашен. Вскорости прибывает полиция в лице симпатичной патрульной Конни Миллс (Лора Линни). Всё это время Смоллвуд не сводит с Джона ствол дробовика и очень заметно нервничает.

      Полицейская Миллс с присущей хорошим полицейским ответственностью пытается разобраться в ситуации. Тем более, что Джона она узнала почти сразу: это ведь тот самый знаменитый журналист, которого часто показывают по телевидению. История несомненно запутанная и странная. Как так вышло, что знаменитый журналист оказался в доме местного работяги под дулом его дробовика, а местный работяга утверждает, что этот человек (Джон то есть) вывел его из себя, потому что третью ночь подряд ломится в двери Смоллвудов с просьбой позвонить по телефону? Жена Смоллвуда подтверждает правдивость истории мужа, к тому же Гордон Смолвуд имеет в городке репутацию добропорядочного человека.

      Да, городок... К утру выясняется, что Джон находится не в пригороде, где стоит его купленный для семейной жизни дом, а вообще чёрт знает где, в местечке близ реки Огайо, которое находится на другом конце карты страны. Ситуация совершенно необъяснимая и Джон понимает, что за шесть часов проехал все штаты, умудрившись ничегошеньки из этого вояжа не запомнить. Проще говоря, у Джона едет крыша. Как едет она и у зрителей, которые смотрят этот фильм.

      Впрочем, не только у нас и у Джона едут крыши: по словам полицейской Миллс городские жители часто обращаются в полицию с заявлениями крайне загадочного характера - говорящие мойки, странные звонки по телефону, крылатый силуэт с красными глазами в окне и загадочные рисунки, которые очень похожи на те, что рисовала незадолго до смерти Мэри. Рисунки чего-то или кого-то.

      Рискуя совсем потерять рассудок, Джон решает остаться в городке близ реки Огайо, чтобы узнать как он попал сюда и для чего он попал сюда. Чтобы узнать, какое отношение имеют рисунки к смерти его жены, чем вызваны незаживающие красные язвочки вокруг глаз некоторых местных жителей, которые видели что-то или кого-то, что видела Мэри в последнюю секунду перед аварией и что это за странные телефонные звонки. Звонки, которые раздаются в номере мотеля Джона по ночам.

      Прошу прощения, здорово увлёкся и чуть не переписал добрую половину фильма. Надеюсь, заинтриговал, потому что несомненно однозначно и непременно, а, главное, искренне советую посмотреть "Человека-Мотылька". Лично меня заинтриговало имя... нет, не Гира, я его как-то не очень. Он слишком похож на павлина. Так мне почему-то кажется. А имя режиссёра. Марк Пеллингтон снял "Дорогу на Арлингтон", мрачный, захватывающий и совершенно восхитительный триллер о террористах. Пеллингтон - один из немногих режиссёров, которому удаётся настолько виртуозно сочетать картинку со звуковой дорожкой, что в фильм ты буквально вживляешься. Хотелось посмотреть, как он справится с мистикой. Сделал ставку и не прогадал.

      Когда-то, ещё учась в школе, я посмотрел первые несколько серий "Секретных Материалов". Разочарование в заштампованности и всех этих побегушках с Конторами и Курильщиками пришло позже. А вот те, первые серии, просто поразили. Поразили так же, как и "Мотылёк". Загадка - это не просто словечко. В кино загадку нужно уметь показать. Даже не показать, а умудряться показывать какое-то время, те часы или минуты, пока герои ходят по экрану. Загадку нужно уметь вшить в кадр так, чтобы зрителю казалось: да вот же она, прямо за кадром, вот чуть-чуть отодвинуть плёнку, заглянуть за плоскую картинку и она будет там, во всей своей мрачной загадочной красе. Герои могут ходить, говорить, плакать, смеяться, но загадка должна быть. Всё время.

      Показать что-то или кого-то всегда гораздо легче, чем заретушировать кадр присутствием чего-то или кого-то. Чем-то, чего нельзя потрогать или увидеть, но оно здесь, рядом, в миллиметрах от героев. И герои это чувствуют. Вот оно, то самое откровение "Секретных Материалов". То самое, что делает подобные ленты по-настоящему захватывающими. Что сделало суперсмотрибельным "Человека-Мотылька". Но это надо уметь. Это надо быть Крисом Картером, которому это удалось. Или Марком Пеллингтоном, которому тоже удалось.

      Фишка в таких фильмах ведь не в нагнетании банального саспенса, мол, вот, сейчас из-за угла выскочит серобуромалиновое в крапинку нечто и ухватит вон ту толстую тётку за ляжку своей когтистой лапой. Ждёшь чего-то совсем иного. И, когда в подобном фильме ТАКОЕ происходит, это приводит в восторг. Иная логика, иное воплощение, иная природа, а герои - просто люди. Они хотят выжить, узнать правду и понять эту природу и всё это одновременно. Да кто ж им даст?

      Музыку к "Дороге на Арлингтон" писал Анджело Бадаламенти, композитор Дэвида Линча. На звуковой дорожке "Человека-Мотылька" царствует Томанденди. Музыка, как и в "Арлингтоне" взвавливает на себя добрую треть (как минимум) всего эмоционального наполнения фильма. Чёрт, вот это и называется САУНДТРЕК, товарищи.

      Актёры. Очень понравился Гир. Знаю, знаю, я его назвал павлином. Он почему-то и правда павлин, но здесь он актёрствует превосходно. Не по-павлиньи. Так что даже и не знаю, павлин он теперь или не павлин. Да это и без разницы: в "Мотыльке" он - супер и первое место его по праву. На втором, приближающемся к первому гораздо быстрее, чем это обычно бывает, Уилл Паттон в роли Смоллвуда. Обычно у Паттона роли небольшие, но исполняет он их здорово. Здесь - побольше, чем обычно, но всё равно здорово. Вывод: просто классный актёр. Молодец! Понравилась и Лора Линни в роли полицейской Миллс. Её роль прописана неважно, по сравнению с предыдущими двумя, так что присуждаю место номер три, не более, но сыграла она её достойно, так что тоже молодец. Итог: молодцы ВСЕ. Кстати, в роли бармена забегаловки, где в одной из сцен сидит пригруженный непонятками Гир, снялся сам Пеллингтон.

      Наконец, режиссёр. Не знаю, какой из Пеллингтона бармен - роль незаметная и узнал о ней я только из финальных титров, но вот режиссирует он потрясающе. Операторы вертят камерами по всем мыслимым и немыслимым траекториям, выхватывая очень оригинальные, кричащие планы. Насыщенность в съёмках со стрелы. Для меня это очень важно, есть ли съёмки со стрелы или нет. Всё-таки, помимо ширины и высоты, есть такая вещь как глубина кадра. Так что абсолютное игнорирование целой оси координат - непростительная вещь. Заметьте как-нибудь, сцены, снятые со стрелы (да ещё и в движении) намного эффектнее и сильнее смотрятся, чем снятые с земли статически, будь то межгалактическая разборка или поцелуй влюблённых. Особенно здорово это сработано в "Титанике", "Амели", "Храбром Сердце" и "Форресте Гампе".

      Ну а я закругляюсь и ещё раз крайне рекомендую посмотреть "Мотылька". Особенно любителям "Секретных Материалов" и "Дороги на Арлингтон" - получилось нечто обоюдостороннее: мистика, снятая в жанре тяжёлого триллера. Детям смотреть не советую. Спать не будут. Я бы точно не заснул. Может быть, не все разделят моё мнение. Может быть, во время второго просмотра картина уже не вызовет у меня бурю таких эмоций. Может быть, мне вообще разонравится фильм. Но СЕЙЧАС, сию секунду, фильм - высший супермегакласс! Тасковый! Что называется, таск от первого впечатления. Оно ведь самое главное.


(2002 год)

Hosted by uCoz