Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Осмозис Джонс (Osmosis Jones)

фантастическая комедия
США, 2001
Режиссёры: братья Фаррелли
В ролях: Билл Мюррэй,
Крис Эллиот,
Крис Рок



Осмос - проникновение (диффузия) молекул растворителя в раствор сквозь непроницаемую для растворённых веществ перегородку, отделяющую раствор от чистого растворителя или от раствора с меньшей концентрацией. Явление осмоса играет огромную роль в биологии.
(из толкового словаря)



      В нынешние времена сценаристам (даже тем, которые и взаправду пыжаться что-то сочинить) не позавидуешь. Сидят себе в ванной, мылят спину и тут - бамс! - прямо из космоса прилетает свежая мысля. А потом выясняется, что мысля эта была совсем не свежей, и представляет собой не что иное, как банальное дежа вю того же сценариста, засевшее в подсознании с того момента, как сценарист однажды посетил кинотеатр. Он уже давно забыл, какой именно, и как сам фильм-то назывался, но вот запала идея - и всё тут. А потом вылезла, сверкая фальшивой новизной и туманя мозги своим величием.

      Как правило, из таких дежа вю рождаются фильмы-двойники, вполне справедливо забываемые зрителями по выходу из кинотеатра. Есть ещё, конечно, и сознательное копирование, вызванное стремлением сорвать деньгу с проката по экранам заведомо любимых зрителями моментов (и продуктов такого копирования - неисчислимое большинство), но и зрители не все просты, как очищенный апельсин - подловят такого деятеля с поличным - и кассовых сборов - тю-тю.

      Золотоносная жилка сценариста - конфликт. Конфликты зритель любит. Тут у нас хорошие, тут - злодеи. Весь фильм хороших обижают, но в конце они-таки дают сдачи. И такой они-таки дают сдачи в конце, что быть на месте злодея никому не пожелаешь. Что? Не так? Да почти везде именно так.

      Вопрос только, где? При нынешнем развитии околокиношных компсистем и недюжинном мастерстве гримёров в тринадцатом поколении ответ на этот вопрос прост до безобразия: да хоть где. Космос, мир, насквозь затопленный водой, параллельная вселенная, подводная лодка, самолёт-гигант, Дикий Запад, другая планета - сочиняй - не хочу. Однако, как показывает простая зрительская практика, фильмы такого плана всем уже просто надоели. Не радует ни обилие эффектов, ни приглашённые за семизначные суммы звёзды, ни пресловутый запутанно-сплетённый сюжет с непредсказуемой развязкой за три с четвертью секунды до финальных титров. "Видал я всё это," - говорит обыватель и идёт домой, где, угнездившись в любимом кресле и надев любимые тапки в форме кроликов, смотрит "День Сурка". Вот так. Э, а как же наши кассовые сборы?! - Хороший вопрос. А вот и ответ на этот вопрос: встряхни зрителя. Удиви, рассмеши, напугай или заставь плакать. Только встряхни.

      И представляете, удаётся некоторым. Например, Спилбергу. В своё время он тряс зрителя с завидной по нынешним меркам регулярностью: акулы-переростки, археолог-приключенец, динозавры из далёкого прошлого и, что немаловажно, путешествия в микрокосмос. Незаслуженно забытое многими кино. Картина студии Спилберга "Внутреннее Пространство" (1987 года, снятая режиссёром Джо Данте) - это было действительно свежо (правда, только в мире кино - литература об этом давно говорила). Комедийный боевик о путешествии изрядно уменьшенного героя в галактику человеческого организма получился просто отличным. Чем-то напомнил кэмероновскую "Бездну" и даже "2001" Кубрика, фантастический мир, находящийся, однако, совсем рядом. Организм человека со всеми его нервами, сердечными клапанами и кровяными клетками представал перед зрителем новой вселенной, загадочной и бесконечной. "Внутреннее Пространство" удивляло необычностью, иными законами бытия и, если хотите, действительно новизной в плане ответа на вопрос "ГДЕ?".

      Думается, "Осмозис Джонс" вышел из "Внутреннего Пространства". За одним исключением. Создатели задались вопросом: а что, если при переходе в инокосмос мало чего меняется?..

      В одном зоопарке работает смотрителем некий Фрэнк (Билл Мюррэй). Неряшливый обрюзгший отец-одиночка, беззаботно уплетающий один гамбургер за другим, и живущий по принципу: "быстро подобранная еда упавшей не считается". У Фрэнка растёт дочь, конфликтующая с отцом по двум поводам: во-первых, папуля приучает к подобной диете и её саму, а во-вторых, папуля нисколько не заботится о своём здоровье.

      Увещевания дочери очевидных результатов не приносят, и Фрэнк продолжает гнуть свою линию. Дочка молодая, откуда ей знать, каково это: манящий гастрономический рай? Фрэнк и не подозревает, что недовольна образом его жизни не только дочь, ибо на самом деле организм Фрэнка - это огромный мегаполис Фрэнк, в нём живут миллионы граждан, днём и ночью выдворяя за пределы организма нелегальных эмигрантов: вирусы и бактерии съеденные Фрэнком заодно с наспех подогретыми шедеврами фастфуда. Микроскопические граждане Фрэнка как могут вычищают родной город от тех куч заразы, что ежедневно проникают через Рот Фрэнка. Во Фрэнке даже есть свой мэр, а у этого мэра есть своя секретарша, а ещё у этого мэра есть оппонент и, уж конечно, в самом разгаре предвыборная гонка.

      Патрулируя местность Рот Фрэнка, полицейские с воздуха постоянно засекают нелегалов. Для ударной бригады это обычное дело. С недавних пор во Рту работает молодой полицейский, белая кровяная клетка Осмозис Джонс (голос Криса Рока), разжалованный с более высокой должности за халатность при исполнении служебных обязанностей. Парень амбициозен и рвётся назад, он хочет реально помочь родному городу, но вынужден прозябать во Рту, отлавливая мелочь. Начальник у Джонса - обычное дело: толстый увалень с лысиной во всю голову, от которой ничего, кроме истерик с вызовами на ковёр и недовольных кислых мин не дождёшься. Так и проходят осмозисовы дни: рутина.

      Но - ха-ха! - до поры - до времени. Неожиданно во Рту и в Горле начинают происходить странные вещи. В числе прочего, ломается незаменимый в работе катер-слюноход, а его команда пропадает без следа. Мэр Фрэнка беспокоится, но отнюдь не за благополучие своего города, а за показатель проголосовавших "за" на выборах. Думая, что Фрэнк находится под угрозой Простуды, мэр принимает решение импортировать в город специального агента Дрикса - Пилюлю от Простуды со Вкусом Дикой Вишни. Как уже говорилось, грядёт время борьбы за пост, и конкурент здорово давит на пятки. Поэтому шефу полиции поручается подыскать спецагенту Дриксу напарника из местных, заурядного неудачника, на которого в случае, не дай Бог, форс-мажора можно будет спустить всех собак. Естественно, самый большой неудачник во Фрэнке - это Осмозис Джонс. Заручившись поддержкой присланного спецагента, Джонсу предстоит разобраться с обычной Простудой. Казалось бы, обычной простудой...

      Полуфильм-полумультик, причём первая составляющая - бытовая комедия, а вторая - пародийный полицейский боевик. Налицо конфликт, ведь ежу понятно, что Простуда, нелегально пробравшаяся во Фрэнк - вовсе не Простуда - не блокбастерно это. Куча комичных ситуаций - раскаты блокбастерного (таки) конфликта, бушующего внутри организма, не могут не сказываться на поведении Фрэнка-человека: то ногу сведёт, то насморк нагрянет. И, безусловно, пародия. Пародия на давно знакомое и любимое. Пародия на каждом шагу.

      Актёры со стороны полуфильма забавные. Единственное, что смущает, это откровенное переигрывание Мюррея в некоторых сценах. Как-то уж слишком кривляется. Я заметил это ещё в "Ангелах Чарли". Мюррэй - один из моих любимых актёров, но после "Ангелов" я специально сел пересматривать "Сурка" - неужели раньше не замечал, что переигрывает? Но, оказалось, в "Сурке" Мюррэй - супер. А в последних работах - не восторг. Что-то с Мюрреем случилось, если честно. Задался? Ну да ладно, в целом забавно, тем более что партнёром по картине является коллега Мюррэя по "Дню Сурка" (оператор Ларри) Крис Эллиот.

      Что же касается полумульта - это, как минимум, здорово. Внутренний мир Фрэнка не превратили в компьютерную бездну а ля корабль чужих, а превосходно отрисовали цветастый мегаполис с симпатичными героями и тьмой юморных аналогий: "Чем планируешь заняться на выходные?" - "Да вот, хочу смотаться с подружкой в Почки. Поглядим на камни". И далее в том же духе.

      Главные герои узнаваемы, а, потому, любимы слёту: робокопно-терминаторский спецагент Дрикс с Вишнёвым Вкусом (и его визитной карточкой: "Черри... Уайлд Черри"), более всего напоминающий Шварца из "Красной Жары", носится с этаким уилломсмитом Джонсом по Фрэнку, преследуя вселенского злодея Тракса (голос Лоуренса Фишборна), хохмя и обыгрывая знакомые с детства киношаблоны на каждом шагу. Причём, пародия эта не очень явная (не как в фильмах с Лесли Нильсеном, я имею в виду). Герои просто идут своим путём, а старое-знакомое благополучно цветёт на втором плане, не "мешая" сюжетной линии. Тут и "Чужие", и "Звёздные Войны", и "Робокоп", и "Хищник", и "Матрица". Куда в наше время без "Матрицы"?

      В подмышке Фрэнка весьма уютно устроился мультяшный дон Карлеоне со своими "крёстными детками". Мэр и его конкурент вылитые политики, только карикатурные (впрочем, политики по большей части и есть карикатурные). Уматные дикторы на ТВ (больше всего мне понравилась представительница фрэнковского гидрометцентра :) ), нелегалы-эмигранты, шеф полиции и стриптизная тусовка в ночном клубе "Прыщ на Лбу". А самое шикарное создание (со своей неповторимой судьбой) - это зелёная сикарашка, которую в том варианте перевода, который смотрел я, зовут не иначе как Важный Свидетель. Одним словом, от мультяшек "Осмозиса Джонса" я в полном восторге - комедийно-бытовая составляющая с Мюррэем на фоне лихих картунзов несомненно проигрывает.

      Очень удивился, что сняли кино братья Фаррелли, потому что в нём отсутствует свойственный им (и особенно в "шедевре" "Я, Снова Я и Ирен") унитазноватый юмор. Нет-нет, тут будут эпизоды с блевотиной, гноем, брызнувшим из переболевшего прыща прямиком на дамское лико и прорыв целой плотины соплей, но внимание на этом не акцентируется, да и смотрится (с учётом "медицинской специфики") очень даже забавно. Стоп. С Фаррелли, кстати, всё понятно. Сейчас глянул кредитсы - так, оказывается, сценарий не их. Сходится.

      Общее впечатление. Классный пародийный мультбоевик, изюминкой в котором является клише. Да-да, вот так, при должном старании и желании рассмешить, не ограничиваясь при этом показом пальца, даже из давно смотренного-пересмотренного может получиться действительно новое кино. Новизна (возвращаясь к началу) должна бы получиться фальшивой, но этого не наблюдается. Потому что однозначной простопародией на жанр тоже не назовёшь - самостоятельный сюжет, интересный и без пародийной составляющей. Всё вместе - чрезвычайно забавное антизевотное (я смотрел его под утро) смешливое зрелище - тот случай, когда к сценаристу в ванной из космоса действительно прилетела свежая мысля. Фильм удивил, рассмешил и захватил идеей. Встряхнул, если хотите. Бесспорно, достоин зрительского внимания и продолжения в лице, как минимум, одного сиквела. С точки зрения идеи, ничуть не хуже "Внутреннего Пространства", но совершенно другой.

      Рекомендуется к просмотру всем без исключения, кроме, раве что, только-только начинающего подрастать поколения - есть в кинце пара-тройка крепких выражений (игнорируемых, кстати, переводчиком, но весьма уместных). А особенно рекомендуется любителям полицейских боевиков (увидите много знакомого в оригинальном ракурсе) и абитуриентам медвузов. Ну, чтобы имели представление, как это всё, быть может, устроено. Им-то читают, что, насчёт мегаполисов - это сказочки, а на деле - поди-докажи. Кто его знает?..


(13 января 2003 года)

Hosted by uCoz