Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Перл Харбор (Pearl Harbor)

драматическая мелодрама
США, 2001
Режиссёр: Майкл Бэй
В ролях: Бен Аффлек,
Джордж Хартнетт,
Кейт Бэкинсэйл



Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.



      Должно быть, мода на киношные истории на фоне известных исторических событий началась с экранизации трагедии на "Титанике". Не с той, которую снял "папа Терминатора", а гораздо, конечно, раньше. Постепенно и этот "жанр" распался на несколько ветвей, основной из которых на сегодняшний день является Вторая Мировая. Думаю, не ошибусь, если назову двумя крупнейшими произведениями этой ветви "Тонкую Красную Линию" и "Спасение Рядового Райана". "Список Шиндлера" не беру в расчёт, потому что фильм претендует на биографический, а "Жизнь Прекрасна" показался мне немного бредовым - несмотря на несколько сильных моментов, в нём повально встречается неуместный юмор. Несерьёзно о серьёзном - это, как минимум, неуважение к памяти.

      Однако, в приведённых выше фильмах в принципе отсутствовала романтическая составляющая. "Линия" показалась посильнее - "Райан" - послабее и всё же это довольно жёсткие драмы. Недоставало фильма - военной МЕЛОдрамы, своеобразного "Титаника", только во время войны. Деньги у Голливуда на эффектные боевые съёмки есть, это мы знаем. Что ж, недоставало? - Получите. "Перл Харбор".

      Историческим фоном (это я пишу для тех, кто ещё не смотрел) был избран декабрь 1941 года. Место действия - военная база США "Перл Харбор" на Гаваях. 7 декабря японская авиация нанесла быстрый и сокрушительный удар по этой базе, отправив на дно американский военный флот. Главным коньком японцев была неожиданность - статус участия Страны Восходящего Солнца в войне был неопределён и США вели мирные переговоры. Но японцы сделали ставку на Германию, о чём впоследствии пожалели, как и сама Германия. Итак, батальные сцены уже имеются - разрушение целого флота, так что исторический фон блокбастерного размаха обеспечен. Остаётся история любви, и она не заставила себя долго ждать.

      Рэйф МакКоули (Бен Аффлек) и Дэнни Уолкер (Джордж Хартнетт) - друзья детства. Оба с малых лет бредили небом. Неудивительно, что, возмужав, оба записались в американские ВВС. Увлечённость - это уже полдела - ребята быстро стали в этом самом деле настоящими асами. Командование приняло к сведению, что за орлята взрощены под их крылом, и, когда встал вопрос о теневой помощи Великобритании в борьбе против нацистов (официально Америка пока что сохраняла нейтралитет), недолго думая, отправило группу своих лучших пилотов на помощь английским силам. Среди отправленных оказался Рэйф МакКоули...

      Ой! Тьфу-ты! Забыл совсем про романтическую составляющую! Так вот, ещё до того, как Рэйф узнаёт о необходимости помогать британцам, он встречает симпатичную медсестру Эвелин Джонсон (Кейт Бэкинсайл). Туда-сюда, бутылка шампанского, и молодые люди любят друг друга уже до смерти. И тут такое известие - Рэйфу надо воевать. МакКоули и Эвелин расстаются в слезах и конечно же клянутся друг другу в вечной верности. Эвелин будет ждать, когда Рэйф вернётся с задания живой и невредимый, чтобы зажить с ней в любви и согласии до конца жизни и умереть в один день.

      Рэйф отбывает на задание, но всё складывается не совсем хорошо. В один из боевых вылетов самолёт МакКоули сбивают и он пропадает посреди океана. Узнав о том, что её любимый погиб, Эвелин увядает на глазах и долго не может придти в себя. И тут, волею случая, в её жизни возникает лучший друг погибшего любимого Дэнни Уолкер. Отношения, которые завязываются между Дэнни и Эвелин, приобретают всё более личный характер. Что ж, где-то это и правильно - жизнь продолжается и надо жить дальше. Постепенно трагедия уходит в прошлое и Эвелин по-настоящему влюбляется в Дэнни.

      Но влюблённых ждёт настоящее потрясение, потому что Рэйф на самом деле не погиб. В океане его подобрали французы и, оклемавшись, он возвращается к любимой, которую вместе с его лучшим другом перевели на базу "Перл Харбор". С одной стороны Дэнни и Эвелин радоваться надо, ведь лучший друг и возлюбленный, оказывается, жив-здоров, а с другой... ну, в общем, сами понимаете.

      Треугольник геометрический - это, конечно, ещё какая устойчивая штука, а вот треугольник любовный - совсем нет. Отношения между лучшими друзьями основательно портятся и неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы не атака японцев... Дальше, смотрите сами, если кто не смотрел. Хотя, уверяю, продолжение и окончание этой истории вы без труда можете додумать собственными силами. Немудрёная история.

      Теперь поговорим о качестве самого фильма. Режиссёр Майкл Бэй, подаривший нам "Плохих Парней", "Скалу" и "Армагеддон", своего пристрастия к созданию зрелищ не бросил, за что ему персональное спасибо. Визуальный ряд (речь идёт о сцене бомбардировки, конечно) выстроен мастерски и сам собой напрашивается на большой экран. Взрывы, переворачивающиеся линкоры, воздушные бои и зенитные залпы - всё это снято просто блестяще. На моём дохлом мониторе без названия с диагональю в четырнадцать дюймов фильм теряет процентов восемьдесят, если не больше - это факт.

      Насчёт фабулы. Да примитивная она, конечно, но никто, похоже, делать что-нибудь насупленно-серьёзное и не собирался. Если допустить, что мы имеем дело с фильмом жанра "спецэффектный-мелодраматический-энтертейнмент-времён-Второй-Мировой", то и получаем именно то, что допускали. Больше скажу, красиво сняты не только бои, но и любовь. Довольно утрированно и с изрядной долей штампов, но зато красиво. Так что и по части любовных сцен вряд ли можно назвать "Перл Харбор" поделкой. Тем более, что и актёры симпатичные, и драматизм в некоторых сценах очень даже впечатляет. Особенно, паника в госпитале во время бомбёжки базы. Даже местами сильно.

      Самый убедительный типаж, с моей точки зрения, у героини Кейт Бэкинсэйл. Впрочем, особо полагаться на моё мнение не стоит - ну падок я на симпатюлечек, вроде этой Бэкинсайл, так что, скорее всего, это - предубеждённое мнение. Такая лапа, вы что...

      Друзья в исполнении Аффлека и Хартнетта получились такими, какими и должны были получиться: в меру эмоций, в меру патриотического настроя, в меру выяснения отношений. Особых откровений не несут, америк нам не открывают и новой школы ролевых воплощений не проповедуют. Зато качественно и с чувством поддерживают тот уровень накала повествования, какой и был задуман. Молодцы.

      Кроме того, на второплановых ролях наблюдается целый кинозвездопадец: тут тебе и Алек Болдуин (который что-то в последнее время всё больше мультики озвучивает), и Дэн Эйкройд (стал ну СТРАШНО толстый), и "военный ныряльщик" Куба Гудинг-младший (тут он, кстати, тоже морячка играет), и Джон Войт в роли президента Рузвельта. Кстати, войтовский Рузвельт мне чегой-то не понравился. Может и правдоподобно - я, как вы понимаете, с реальным Рузвельтом знаком не был. Но какой-то он слишком уж пафосный. Как, впрочем, и все события после бомбардировки. Потрясания звёздно-полосатым флагом уместны в данном контексте, но трясут им что-то сильно уж долго, глядя при этом благородным взором вдаль. Надоедает. Не слишком ли для спецэффектной военной мелодрамы?

      Однако, это я Голливуду прощаю. И знаете за что? Во-первых, американцы - патриоты, и нам надо бы поучиться у них этому. Не болтать, а быть. Этого у них не отнимешь, и поэтому они молодцы. Даже если смотрится пафосно. А во-вторых, потому что японцы в "Перл Харборе" показаны достойными противниками. Я имею в виду, что Голливуд мог спокойно показать врагов отчизны этакими недочеловеками, тупорылыми косоглазыми самураями без достоинства и реплик. А вышло вполне удобоваримо. Ненависть - ненавистью, враги - врагами, но показаны эти враги ЛЮДЬМИ. Потому что людьми и были. Нация сделала свой выбор в своё время - это история. Да и вообще, Вторая Мировая гораздо честнее и благороднее была, чем нынешние времена. 11 сентября, хотя бы возьмите. Куда мир катится? Дурью какой-то занимаются со своими джихадами хрЕновыми - лучше бы читать сначала научились. Уроды.


(2002 год)

Hosted by uCoz