Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Отходная Молитва
(A Prayer for the Dying)

драма
США, 1987
Режиссёр: Майк Ходжес
В ролях: Мики Рурк,
Боб Хоскинс,
Лиам Нисон



Кое-что о тех временах


      До сих пор полевой боевик Ирландской Республиканской Армии Мартин Феллон (Микки Рурк) с твёрдой уверенностью правоты партии в глазах и твёрдом пальце на спусковом крючке, выполнял заказы руководства, и все его помыслы были нацелены на одно: сделать свою страну свободной. Но однажды во время одной из таких «освободительных» акций, когда Армия готовилась подорвать кортеж высокопоставленных британских военных, на загодя подготовленной бомбе взорвался школьный автобус.

      Мартин, не моргая, смотрел на плоды своего и коллег труда, и что-то в этот момент оборвалось глубоко внутри истового боевика. В одночасье он осознал, что больше не сможет быть таким как раньше и … сбежал. В Лондон.

      Но панацеей Лондон, конечно, не оказался. Ведь, даже физически, Мартин прибыл без отмазывающих от содеянного документов, дальнейших планов и... денег вообще-то. С одним обрезом, которым мало что можно изменить.

      В Лондоне у Мартина один выход: обратиться к своему знакомому, который работает на Роберта Миана (Алан Бэйтс), регионального мафиози и держателя похоронного бюро. Миан положил глаз на бизнес своего прямого конкурента по фамилии Краско. Разумеется, за вожделенные Мартином документы и закуток на корабле, направляющегося в далёкие Штаты, Миан предлагает взять на себя ещё один грех: убийство Краско.

      Мартин Феллон соглашается и планирует убийство Краско на кладбище, куда оппонент нанявшего его мафиози должен придти поклониться могиле своей матери. Убийство совершается согласно плана, но случайным его свидетелем становится местный приходской священник Отец Да Коста (Боб Хоскинс).

      Потерявший какие-либо ориентиры (а, может, наоборот, впервые обретший их?) Мартин не смеет тронуть Святого Отца. Чем явно недоволен Миан — ведь впервые в деле, в которое вовлечён он обнаруживается живой свидетель. Следуя своему обновленному кодексу, Мартин начинает защищать Отца Да Косту, параллельно, впрочем, исповедавшись ему.

      И складывается ситуация: Да Коста ничего не может рассказать полиции, поскольку на нём висит тайна исповеди, Миан не может спустить дело на парах, потому что полиция гоняется за ним уже добрый десяток лет, полицейские подозревают, что Отец Да Коста от них что-то скрывает, бывшие ирландские друзья (представленные здесь великолепным характерным актёром Лиамом Ниссоном и будущей (на момент создания фильма) подругой Индианы Джонса из «Последнего Крестового Похода» Элисон Дуди) ищут своего камрада, который «слишком много знает». А Мартин... Ну а Мартин, похоже, находит свою отдушину. Под сводами прихода Отца Да Косты. И, кажется, впервые по-настоящему влюбился. В слепую племянницу священника Анну (Сэмми Дэвис).

      Смотря фильм, так хочется, чтобы у всех хороших всё было хорошо. Особенно у Мартина. Но так он тернист, путь к свободе...

      О многих вещах в 90-х, которые нынче заклеймлены в основном просто как «криминальные», я буду вспоминать с большой теплотой. И день, когда посмотрел «Отходную Молитву» в самом крупном кинотеатре города (тогда ещё не отреставрированном, с сиденьями, менее удобными, чем в вагонах старых пригородных электричек). Придти в 10-11 лет на неизвестный фильм, с сомнением, идти или нет, предварительно съев по мороженому со своей мамой, и в итоге увидеть «Отходную Молитву» - о, это дорогого стоит.

      Разумеется, это был первый фильм с участием Микки Рурка, который я увидел. Кстати, вторым был «Красавчик Джонни». Микки Рурк, когда он ещё был человеком... В смысле КРАСИВОГО (на мой, конечно, взгляд) общечеловеческого строения.

      Пересматривая сейчас «Молитву» (а я, поскольку считаю обязательным переводить «без бумажки», вынужден поэтому заучивать фильм буквально наизусть) диву даёшься, насколько этот актёр (учитывая его новые роли) себя «располовинил». Действительно, их теперь два, два Микки Рурка. Но, если второго (сыгравшего свою лучшую роль в "Городе Греха"), можно заменить, на худой конец, каким-нибудь Винни Джонсом (где главное фактура), то вот того, первого, из «Отходной Молитвы» и «Красавчика Джонни» (где ХАРИЗМА), заменить некем. Тот, пропавший в боксёрских боях, алкоголизме и сомнительных историях Микки Рурк — это актёр, которого мы навсегда потеряли. Что ж, остаётся сказать, тот, первый Микки Рурк, был очень хорошим актёром. Теперь его, того Рурка, больше нет. И никогда не будет.

      Хотя, честное слово, если бы я был его агентом, его бы тоже не было. Потому что за то, как он себя вёл в девяностые, от души драил бы ему рыло за такое поведение. Хех, при условии, что он, хоть бы из-за положения, не сдал бы сдачи. В общем, если бы это было, он всё равно бы стал тем, кем стал. Куском отбивного мяса. Впрочем, это судьба, наверное? Хотя сам Микки, в многочисленных интервью, говорит что «сглупил в своё время». Обладай я такими внешними характеристиками, которыми обладал Микки Рурк в 1987 году, и превратись в то, во что он превратился сейчас, нууу... я бы не так всё это назвал вообще-то. Остаётся лишь любить этого чувака до того как он ударился в это мракобесие. И уважать. Что выплыл. И помнить, что судьба готовила ему шанс быть совсем другим. А ещё - не предавать его, и чтобы знал, что он на самом деле - один из ЛИЧНО МОИХ любимых актёров. И то что, хроманул - не страшно. Хоть и жаль.

      Всё это я к чему, «Отходная Молитва» по настроению, по атмосфере, по выбору актёра на главную роль, подходит этому старому Микки ИДЕАЛЬНО. Она и «Красавичк Джонни» навсегда останутся в моей памяти как лучшие роли этого актёра вообще. Роли актёра, которого, простите, больше нет. Если про Шварценеггера мы можем сказать, это человек, который сделал самого себя, то про Рурка - это человек, который разрушил сам себя. Дебильные сраные гопники, которых он вынужден, благодаря свой внешности, исполнять сейчас (и часто очень, неудивительно, прекрасно исполненные) - ну... У меня тут напрашиввается вопрос: а ведь всё могло быть по-другому, Мик? Фильм - реквием по этому вот ощущению...

      Повествование наивно, диалоги картонны и предсказуемы, но история играет и светит красками, и в ней есть жизнь. И сопереживание героям.

      В эффекте, который производит фильм можно и нужно хвалить кого угодно, Микки и Боба Хоскинса, на ура исполнившего роль священника, но в прошлом крутого спецназовца. Но ещё, и, наверное, особенно — Билла Конти, композитора фильма. Его музыку к этому фильму я лично считаю ВЫДАЮЩЕЙСЯ. Ибо она передаёт настроение даже не столько героя, сколько — самой истории. В музыке очень явно прослеживаются четыре составляющие: драматическая (с такого фрагмента и начинаются титры фильма), романтическая, «переживательные моменты» и, конечно, тема «Армия от тебя всё равно не отстанет, не забывай, кто ты есть». Самая классная мелодия в фильме.

      Общее впечатление. «Отходная Молитва» - это нота, которая берёт за душу и тянет за собой, пока звучит. И в ней, несмотря на кажущуюся примитивность, на самом деле очень много, по-моему. Работа Актёра, которого мы больше нигде никогда не увидим, и наивная, но трогательная история. И главное, общее состояние после просмотра. Какой-то уход в далёкие времена детства. И одна мысль: больше так уже никогда не снимут. И точно никогда - с этим актёром. Никогда. Я буду помнить тебя, ТОТ Микки Рурк...


(27 ноября 2008 года)

Hosted by uCoz