Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Палач (The Punisher)

боевик
США/Германия, 2004
Режиссёр: Джонатан Хенсли
В ролях: Томас Джейн,
Джон Траволта,
Ребекка Ромин-Стамос



С арбалетом в метро, с самурайским мечом меж зубами,
В виртуальной броне, а чаще, как правило, без,
Hеизвестный для вас, я тихонько парю между вами,
Светлой татью в ночи, среди чёрных и белых небес.
На картинах святых - я незримый намек на движенье,
В новостях CNN - я черта, за которой провал,
Но для тех, кто в ночи, я - звезды непонятной круженье,
И последний маяк тем, кто знал, что навеки пропал...
(БГ)



      Фрэнк Касл - стахановец на службе ФБР. Парень с крепкими мышцами, железными нервами и симпатичной наружностью Томаса Джейна ("Четверг", "Глубокое Синее Море", "Ловец Снов"). Супермен в основном действует под прикрытием и планомерно высаживает мозги из торговцев оружием. Американские налогоплательщики могут спать спокойно: их деньги работают во благо Америки.

      Не стоит и говорить, что работа эта нелёгкая, а подчас и опасная. Потому что иногда торговцы оружием, из которых Фрэнк Касл под прикрытием планомерно вышибает мозги, пытаются ответить ему тем же. Однако пока ни у кого не получилось, ведь жизнь Фрэнка Касла - одна большая перестрелка, в которой он всегда стреляет первым...

      Однажды, во время операции, проводимой Каслом, в перестрелке гибнет сын криминального авторитета Говарда Сейнта (Джон Траволта). Сейнт безутешен, но будет и на его улице праздник - он посылает своих громил на поиски виновника траура. Громилы - молодцы. Они находят ужасть как засекреченного Касла (согласно БАЗЕ ДАННЫХ, давно погибшего, причём, несколько раз) живым и здоровым, в Пуэрто-Рико, куда он со своей семьёй перебрался покупаться и загореть.

      Покупаться злодеи подло не дают. Заявившись на семейную вечеринку в разгар веселья, он перестреливают всех друзей и родственников Касла, включая его папаню - убелённого сединами акульего киллера Роя Шайдера. А жену и сына супермена, вместо того, чтоб подвзорвать в автомобиле, как это делают все нормальные злодеи (ради мгновения, когда отблески взрыва яростно пылают в приближенных к камере зрачках героя), просто банально переезжают несколько раз на джипе. Потом в упор расстреливают самого Касла, обливают всё вокруг бензином и бросают окурок, обеспечивая себе несколько малоприятных и последних дней жизни, ибо не стоит в стахановцев так криво стрелять и так косо лить вокруг них бензин.

      Есть, есть в этом Фрэнке Касле что-то от старины Гуддини, ведь расстрелянный и практически сожжённый, он выбирается на берег, который отсюда, с кресла, кажется необитаемым островом, и обрастает бородой, становясь похожим на Пирса Броснана в постановке "Робинзон Крузо". Сходство тем более усугубляется, потому что выхаживает его сквозные ранения местный абориген - Пятница. Но на этот раз Пятнице не быть верным другом комманча (две "м" - это от "коммандос"). На этот раз Пятнице придётся довольствоваться скупым "сенкс" из уст суперхиро. Робинзон в оперативном порядке здоровеет, затаривается в ближайшей хижине горой оружия и уплывает на большую землю, воевать с ненавистным сердцу Сейнтом.

      Ну а дальше всё по-старому (как, в принципе, и до "дальше"). Касл селится в убогой квартирке трущобного района, с большим вентилятором в окне, провозглашает себя Палачом (или, в современном переводе, Карателем) и начинает свою жестокую мстю убийце своей семьи. Пробравшись в офис Сейнта, выкидывает миллионы баксов, принадлежащих авторитету, прямо в окно, на радость американских налогоплательщиков, под этим окном разгуливающих. И это только начало!

      Заставшим золотую эру видео в начале девяностых, времена Ветхого Завета Другого Кино, который доносил до нас апостол Леонид Володарский, имя Фрэнка Касла ака Палач незнакомо быть не может. Потому что "Палач", боевичокс с Дольфом Лундгреном в роли Мстящего Касла и Джерона Краббе в роли Злодея, как следует завоевал сердца совковых киноманов, ничем не уступая Второму Безумному Максу и ужасающему Попутчику Рутгера Хауэра.

      Снятая в меньшей степени по комиксам, мрачная стрелялка Марка Голдблатта представляла из себя типичнейший современный боевик стандарта БЭ, но смотрелась в те времена так, как ни одна поделка класса А смотреться сегодня не будет. Пребывающий в полушоковом состоянии, бледный, как сама смерть, Касл Лундгрена сидел в сыром подземелье и, точа огроменный нож, безжалостным взглядом сверлил будущее, в котором не было жизни его обидчикам. Кстати, если правильно помню, семью того Касла именно подвзорвали в автомобиле, и яростной отблеск взрыва, в надлежание всем положенным штампам, действительно нашёл своё место в зрачках будущего супергероя.

      Из того фильма запомнилось многое. Например, очень колоритный лысый негр, напарник ушедшего в подвальное забвение Касла, в исполнении Луи Госсета-младшего (который играл драка в картине "Враг Мой", одном из самых больших кинооткровений моего детства). И ещё очень впечатляющая (ведь не забылась до сих пор!) японо-якудзовская линия в сюжете: беспощадные убивцы раскосоглазой внешности рассекали по экрану с гневными выражениями лиц и убивали врагов максимально кроваво. Злодей Краббе с малолетним сыном просто терялись на фоне хлынувших на экран в процессе повествования негодяев.

      Увы, ТЕ злодеи, труднозабываемые, в римейк не перекочевали. Тёмная сторона ограничилась присутствием несколько блеклого и часто переигрывающего Траволты со своими громилами, аркадной тупости которых позавидовал бы сам Джеймс Бонд. А ведь спецагенту грех жаловаться на сколько бы то ни было умных врагов в принципе!

      Если Касл Лундгрена - существо полумистическое, сродни тем, о которых рассказывают сказки на ночь детям, чтобы их испугать: "Вот вырастешь большой, станешь продавать наркотики - тебя заберёт Палач", то Касл Томаса Джейна во всеуслышанье объявляет в СМИ о возвращении уже на второй день своей охоты за Сейнтом. А Сейнт, без труда выследивший оперативника в Пуэрто-Рико, получает адрес его нового места жительства ещё до того, как Касл познакомится с троицей своих новых соседей: этакой шведской семьёй, симпотной внешностью из которой в очередной раз выделяется подмоложенная лет на ять Ребекка Ромин-Стамос. И уж кому как не ей завладевать израненным сердцем Героя?

      Сопоставляя сейчас этих абсолютных тёзок, двух Фрэнков Каслов, разделённых полутора десятками лет разгульной жизни, вынужден признать, что настоящий Палач, бессмертный супермен, живущий в канализации, гроза всех живых бандитов, это однозначно Дольф Лундгрен. Несмотря на то, что и бюджеты картин не сравнить, и Томас Джейн как актёр нравится мне после "Четверга" гораздо больше, чем двухметровый швед из "Рокки".

      Дело, как всегда, в героях. Фрэнку Каслу Лундгрена веришь больше. Отчаявшийся, потерявший всё, не имеющий другого смысла в жизни, кроме как НАКАЗАНИЕ ВИНОВНЫХ, у которого выживать получается по одной простой причине: он ни на грамм не ценит свою жизнь (ну разве это забудешь в двенадцать-то лет, когда Супергерой, убив отца ребёнка у него на глазах, опускается на колени перед парнем и, вложив ему в ладошку пистолет, приставляет к своему виску: "ОСТАНОВИ МЕНЯ, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ НЕТ, Я БУДУ ПРОДОЛЖАТЬ").

      В персонаже Джейна я этой струнки не почувствовал, он разъярён, он мстит, но он не в отчаянии. Он проигрывает Лундгрену в отчаянии, а, потому, он проигрывает Лундгрену по всем статьям. Его герой куда прилизанней и социально активней, что для персонажей, вроде данного (или Бэтмена, например) означает смерть репутации. За право быть супергероем в хороших комиксах надо заплатить свою цену: перестать быть человеком. Стать легендарным призраком, живущим где-то в канализации. И, несмотря на вроде бы однотональную минорную концовку, что в старом "Палаче", что в новом, старому веришь больше. Он и есть настоящий Фрэнк Касл.

      Злодей Траволта тоже не порадовал оригинальностью. Помимо напыщенного умирания в конце, по воле размаха сценариста, явно переигравшего в "Postal - 2", его Сейнт ещё и необыкновенно туп и киношен. Прекрасно зная, где живёт главный герой, злодей, вместо того, чтобы послать по его душу кучу-малу громил, а ля "Убить Билла-1", последовательно отсылает для его устранения Одиночных Плохишей, прямо сошедших с экранов фильмов о Джеймсе Бонде. Местному Эль Мариачи, благодаря музыкальному номеру, отпущено чуток больше времени жизни, чем громильному (действительно громильному) Русскому. И это - притом, что ещё 15 лет назад догадались включить в сюжет некую третью силу, что сделало его (сюжет) гораздо более интересным и захватывающим.

      Единственный плюс нового "Палача" относится не к самому фильму, а к жанру в принципе: двери, которые сугубо положительный герой прошибает головами сугубо отрицательных злодеев, стали толще, чем были в девяностые, и меньше производят впечатление драпа или фанеры. Всё остальное, исключая размах и редкие находки, аркада, аркада и ещё раз аркада.

      Общее впечатление. Довольно зрелищная средней паршивости стрелялка. Лучше посмотреть старого "Палача" или поиграть в "Макса Пейна". Атмосфера обречённой прогулки сквозь ночь передана в этих продуктах значительно интереснее.


(3 августа 2004 года)

Hosted by uCoz