Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Рекрут (The Recruit)

шпионский триллер
США, 2003
Режиссёр: Роджер Дональдсон
В ролях: Аль Пачино,
Колин Фаррелл,
Бриджет Мойнахан



И на первый взгляд как будто не видна...


      Триллеры про шпионов бывают серьёзные и не очень. Серьёзные делать значительно сложнее, потому их и меньше. Тут, как минимум, сценарий нужен. Чтоб серьёзный и про шпионов.

      Молодой американский парень Джеймс Клейтон (Колин Фаррелл) работает барменом, молотит в свободное время боксёрскую грушу и осваивает слепой десятипальцевый метод набора на клавиатуре, параллельно создавая свой ультрамегапроект. У каждого счастливого обладателя компьютера, отягощённого интеллектом, есть замысел ультрамегапроекта, внезапно озаряющий ум, когда игрушки надоедают. У Джеймса - это сверхсовременная программка "Спартак", позволяющая внедряться с любой PCшки в мире во всяческие важные базы данных, на засекреченные серверы и как-то там все их всесторонне контролировать. Можно, например, залезть из дома на www.microsoft.com и "украсить" индекс тьмой баннеров на свою домашнюю страничку. Снимут, конечно, быстро, но посещаемость возрастёт - огого! А лучше даже ничего своего не вешать (неприятности могут быть), а просто продать программку какой-нибудь серьёзной большой компании для её серьёзных больших целей. Короче, даже в плане хобби Джеймс предприимчивый товарищ.

      Предприимчивых везде и во всём видно издалека. Всем, включая вербовщиков из ЦРУ. Неожиданно оказывается, что на Джеймса обратила своё внимание эта знаменитая трёхбуквенная организация в лице главного цээрушного искателя молодых талантов Уолтера Бёрка (Аль Пачино). Некоторое время Бёрк следит за кандидатом, наводит о нём справки и в один прекрасный день предстаёт перед Джеймсом с очевидным предложением: с его-то талантами и предприимчивостью стать настоящим полевым агентом. Тем более, что отец Джеймса был именно полевым цээрушным агентом, так что тут и вовсе - ходьба по стопам предков. Вдобавок, и имя подходит: Джеймс, практически Бонд.

      Предложение Джеймса скорее озадачивает, нежели радует, ведь отец погиб во время выполнения секретной операции, а все данные о нём засекречены. Он, может быть, мир спас от гибели, но такое уж кредо у секретных агентов: "никогда". Все данные об отце Джеймса покрыты туманом "топ сикрет" и сын никогда не узнает, каким на самом деле был его отец, что сделал для мира и почему погиб.

      Однако Бёрк лояльно настроен к кандидату, демонстрирует симпатию и верит, что нашёл кого-то особенного, ведь чутьё никогда не обманывало старого цээрушника. Кто знает, что может поведать старик Джеймсу дружески за кружечкой пива? В частности, об отце, ведь в одной организации работали и на одном и том же уровне секретности. Скорее, именно поэтому, а не по каким-то другим причинам Джеймс решается сменить привычную стойку бара на тёмные помещения школы агентов ЦРУ, известной более как "ферма". Такой Хогвартс для шпиёнов.

      Начинается процесс обучения волшебству оперативной разведки. Шефство над цээрушными гарри поттерами берёт на себя Бёрк, возможно, чтобы не упускать из виду нового протеже. На вид тренер относится к ученику повышенно строго, но на самом деле очень внимательно следит за его успехами, кои, разумеется, есть, ведь полевые операции - то, для чего Джеймс со всеми своими мозгами и амбициями просто создан.

      В процессе учёбы Джеймс знакомится с молодой и крайне симпатичной, на мой взгляд, претенденткой в ряды спецслужб Лэйлой (Бриджет Мойнахан), о которой, как знать, Эрик Клэптон, может, и спел свою знаменитую песню. Между молодыми людьми вспыхивает определённого рода связь, как и всё в разведке сходу незаметная, но вполне ощутимая. Это, конечно, очень хорошо, с точки зрения личной жизни главного героя и развития лирической части сюжета, но "ферма" не растит ромео и джульетт, а любая привязанность есть зависимость, что пагубно сказывается на качестве агента. Вдобавок, время идёт, тренировки становятся всё сложнее и - вот она, подлинная суть людей в чёрном - наступает семестр ИКС, время, когда невозможно уже отличить, по прежнему ли ученики участвуют в гонках на тренажёре, или вокруг давно уже ведётся самая настоящая шпионская игра, жестокая и серьёзная?

      Картина во многом напоминает "Шпионские Игры". Во-первых, актёрским составом, а точнее, центральным дуэтом: Рэдфорд - Питт, Пачино - Фаррелл. Все четверо по роли - цээрушники: один - динозавр парка голливудского периода, матёрый агент, говорящий "два" и имеющий в виду "двенадцать", второй - молодое дарование, звезда из сверхновых (отмечу, что оба, и Питт, и Фаррелл были сразу взяты мною на заметку как талантливые серьёзные актёры, а не смазливая сахарная пудра на один день), "лишающийся гражданской девственности", обнаруживающий, что не всё так светло и весело в окружающем мире, зримом до этого молодыми беззаботными глазами. В обеих картинах наличиствует сильная лирическая составляющая, опять же, не сопливая во все стороны, а в самом хорошем смысле. И снова: объект влюблённости, ничего не подозревающая девушка (с разными вариациями) оказывается по заданию объектом использования. Средством достижения целей неизвестных людей, которых парень даже не знает, и которым начхать на него с высокого амбара, как и на эту его лапуську.

      Особая ценность обоих фильмов - режиссура и музыка: трёхмерный реалистичный эффект присутствия, ощущения себя пешкой в чужой партии (немало сделано для того, чтобы зритель сжился с героем). Но, если в "Играх" внимание акцентируется на моральных составляющих (всё-таки действие там не главное), то в "Рекруте" герой в основном действует, мечущийся по лезвию запутанной бритвы, расклада, созданного сценаристами.

      Актёры. Фаррелл симпатичен, а не смазлив. И герой его именно симпатичен. Манерой игры (в данной картине, по крайней мере), Фаррелл местами - вылитый Питт. Причём это не намеренное копирование, а так и есть: Голливуд, наконец-то начал определяться с новым поколением серьёзных актёров. У Пачино (которого судить нельзя - богов не судят) намного меньше экранного времени, но вряд ли только поэтому корифей не переигрывает новичка. Моменты взаимной хитрости, профессионального шпионского блефа это подтверждают. Дуэт, за которым (как и в "Играх"), во-первых, просто очень интересно следить.

      Великий. Роль пошла ему, как и все до единой остальные, неважно, в удавшихся картинах или нет. Возможно, здесь внешне он и похож на Карлито, но актёрствует как всегда единожды: ни одной повторяющейся роли. В "Рекруте" Пачино не сильно выбивается из колеи, давая возможность парню (Фарреллу) развернуться. Чего греха таить, это - взлётная роль Фаррелла. После таких ролей, исполненных на равных бок о бок с Великим, или небосклон, или забвение. Я считаю, что имя Пачино - это уже повод смотреть фильм, а всё остальное уже намбер ту: это живая легенда. Великий непревзойдённый мастер. Вот и готовит себе замену, между прочим. ;)

      Отдельным абзацем хочется выразиться по поводу игры Бриджет Мойнахан (АААААА!!!! Я только что вспомнил, откуда её знаю: это ж Стерва Из Нью-Йорка в баре "Гадкий Койот") в роли Лэйлы, потому что, по моему разумению, именно так и должна выглядеть женщина - героиня второго плана на фоне первостепенных серьёзных мужских разборок. По мне - идеально. Умница! Думаете, умеренно понавставляли лирических моментов? - Фиг! Их там полно! Но насколько ненапряжно, нетормозато для сюжета всё это сыграно! Вдобавок, эта Мойнахан, честно говоря, просто объедение и внешне. Грешу, грешу, клюю на обёртку, но что уж тут поделать: КРАСОТА, если?

      Общее впечатление. Более чем весьма. Если вы остались неравнодушны к "Шпионским Играм", не посмотреть "Рекрута" - преступление. Если вы остались неравнодушны к "Шпионским Играм", но вам показалось, что в фильме мало действия, не посмотреть "Рекрута" - тяжкое преступление. Сбалансированный ненапряжный, но напряжённый интересный суперсмотрибельный серьёзный шпионский триллер. Вот это кино - по мне!

      P.S. Если будете покупать фильм на диске в дивиксе, на всякий случай НЕ СМОТРИТЕ НА ОБРАТНУЮ СТОРОНУ КОРОБКИ!!! Несколько изданий взяли на обложку аннотацию какого-то ПОЛНОГО КРЕТИНА, который, знаете ли, вместо описания завязки своими словами, выдал полное покадровое описание концовки. За это надо уши отрезать и вешать. А уши сканировать и вывешивать на Yandexe. При помощи "Спартака", разумеется. У меня руки тоже чешутся поделиться впечатлением, как это я так, не смотря на обратную сторону коробки (по выработанной ещё на видеокассетах привычке) начал подозревать всю концовку ближе к середине (даже с папиком поспорили, совместно нагружаясь "Великопоповецким Козелом" по случаю защиты диплома), но не буду. А, хотя, буду. Но в зашифрованном виде. Только, кто расшифрует из тех, кто не смотрел, потом меня не обвиняйте. Лучше сначала посмотрите, а потом читайте.

      ШПИОНСКАЯ ШИФРОВКА! ВНИМАНИЕ, КТО НЕ СМОТРЕЛ ФИЛЬМ, НЕ РАСШИФРОВЫВАТЬ!!!

      NJG CBRHTN

      Rfr ds levftnt? cnfkb ,s Fkm Gfxbyj ghbukfifnm yf pfdtljvj jlyjpyfxye. hjkm& Z c cfvjuj yfxfkf levfk? xnj rk.x rj dctve bvtyyj tuj uthjq/


(18 июня 2003 года)

Hosted by uCoz