Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Красный Дракон (Red Dragon)

триллер
США/Германия, 2002
Режиссёр: Брэтт Ратнер
В ролях: Энтони Хопкинс,
Эдвард Нортон,
Ральф Файнс



Яблоко от яблони...


      Двенадцать лет назад доктор психиатрии Ганнибал Лектер в блистательном исполнении сэра Энтони Хопкинса завоевал сердца зрителей. "Молчание Ягнят" явилось тем (не очень частым) случаем, когда премия "Оскар" действительно выступает в роли знака качества. За годы благодаря этому фильму выросло не одно поколение, знающее, что это за жанр такой - триллер. История доктора Лектера будоражила, помимо самого факта своего существования, ещё и концовкой "Ягнят": Ганнибал в белом костюме и шляпе прогулочным шагом уходит в даль, на все четыре стороны.

      Годами идея продолжить приключения психа-психиатра витала в воздухе (благо и книжка не одна), но всё не воплощалась - никто не хотел идти против факта: "Молчание Ягнят" гениально самодостаточен и не требует продолжения. Однако, рано или поздно, продолжения следовало ожидать. Именно ожидать, потому что пропустить такое событие невозможно. Все ждали и дождались. Лектер вернулся в картине Ридли Скотта "Ганнибал". Вопреки некоторым прогнозам, фильм оказался более чем качественным. Несмотря на то, что Джоди Фостер наотрез отказалась от роли Клариссы Старлинг, актёрский состав не стал хуже - Старлинг возмужала и окрепла в лице актрисы Джулианны Мур, а доктор Лектер остался самим собой, тем, которого знают все.

      "Ганнибал" собрал отличную кассу, хорошенечко потрепал зрителям нервишки и дал понять, что киношный Лектер не ушёл в забвение, являя собой воплощение Лектера книжного (с которым я пока не знаком) - очередного романа Томаса Харриса (роман, кстати, вдруг со зверской силой начал продаваться в крупнейших магазинах нашего города месяца за три до выхода картины на экраны). Старлинг повстречала давнего знакомца ещё раз, но теперь всё было по-другому. "Ганнибал" оказался блестящим сиквелом уже хотя бы потому, что таковым его назвать нельзя. Получилась картина совсем другого рода, однако, Лектер на свободе в ней смотрелся как Лектер на свободе, а вкусившая жизни Старлинг - как вкусившая жизни Старлинг. Все опасения насчёт целесообразности продолжения оказались напрасными - "Ганнибал" это и не продолжение вовсе. По крайней мере, за всё время, что шёл фильм, я ни разу не вспомнил "Ягнят" - ассоциации не вызывались.

      Очередная порция сомнений по поводу здравой логики нынешних оунеров торговой марки "доктор Лектер" возникла совсем скоро, после новости, что снимается третий фильм и, в отличие от "Ганнибала"-сиквела, это будет приквел. Старушка-оскароносица разродилась двойней. В скудных сведениях со съёмочной площадки утверждалось, что в роли Лектера мы вновь увидим Лектера (согласитесь, Хопкинс - это Лектер). Выход трейлера навеял какие-то совсем уже непонятные мысли: коридор, застеклённая камера, родные лица санитаров из первой части и... приблонднённый Эдвард Нортон, идущий по коридору вслед медленно откатывающейся камере. Что-то где-то я уже такое видел. Нет? Возникало ощущение, что кто-то из киношников нарыл уникальные записи актёрских проб на "Молчание Ягнят" до того момента, как как на роль утвердили Фостер, а, стало быть, на роль её начальника - Скотта Гленна - в трейлере по экрану эфбээровским шагом дефилировал Харви Кейтель.

      Определённо возникало подозрение, что семейство ДеЛаурентисов (которых я насчитал уже минимум три штуки) решило проверить наивную аудиторию на предмет: "посмотрите на фигуры рисунка номер один, запомните их, переверните страницу, теперь, какие из фигур на рисунке два были изображены на рисунке один?" Римейк "Молчания Ягнят", выдающийся за приквел? Обалдели, что ли? И что это за название такое: "Красный Дракон"? Больше подходит для гонконговской колотушки. Словом, пришлось идти в кино...

      Всё верно, за теми или иными исключениями история повторилась. Своя логика тут наблюдается: не так давно народ лицезрел Ганнибала на свободе. Это хорошо с точки зрения новизны ощущений, однако, настало время снова посадить его в клетку - этого люди не видели более десятка лет. А, раз Лектер в камере, всё можно начинать сначала. Опять за окном орудует загадочный маньяк-убийца, прикрывающий свою маньяческую сущность маской рядового гражданина. Опять молодой агент ФБР спускается в подвал к доктору Лектеру, чтобы получить от гения зла (но гения) совет, потому что всё ФБР вместе взятое, со всем его многомиллионным финансированием самостоятельно маньяка изловить не может. Опять доктор отвечает загадками. Опять молодому агенту ФБР приходится додумывать ребусы, загаданные ему скучающим в камере Лектером. Опять приходится в одиночку ловить маньяка , в то время, как всё остальное ФБР лишь имитирует бурную самоотверженную деятельность.

      Есть и отличия, но, в целом, их немного: агента ФБР зовут не Кларисса Старлинг, а Уилл Грэхэм (Эдвард Нортон). Он является тем самым человеком, который засадил маньяка в знаменитую клетку, из которой он потом удерёт при невольном пособничестве агента Старлинг. Ранее агент Грэхэм был вхож к Лектеру в дом и последний часто помогал ему в расследованиях, как психиатр, в совершенстве разбирающийся в маньяках. Видимо, в силу этого факта Лектер более снисходителен к пытливому уму эфбээровца, нежели будет к агенту Старлинг. И последнее: в отличие от Буффало Билла, Зубную Фею (прозвище, данное здешнему действующему маньяку газетчиками) Лектер не знает, то есть действовать будет исключительно вслепую. На чьей стороне он будет действовать? - вот это уже другой вопрос.

      Лектер снова меряет шагами стеклянную клетку. Всё вернулось на круги своя. Наличиствуют, разумеется, полюбившиеся зрителю диалоги через стекло с угадыванием дезодоранта главного героя, намордники, условия, выдвигаемые Лектером в ответ на его скромное участие в расследовании. В общем, один в один. Рай для предвзято настроенных - вы форумы почитайте. Что ж, настало время и мне рубануть сплеча всё, что думаю по этому поводу. Итак.

      Несмотря на всё, что я тут сейчас попытался сформулировать, кино оказалось очень даже весьма. "Красный Дракон", безусловно, достаточно силён как самостоятельный фильм. К тому же, после него безумно хочется пересмотреть "Ягнят" (тут дело в концовке), но не для противопоставления, а для продолжения звучания. Конечно, "Дракон" более коммерческий, чем "Ягнята" и "Ганнибал", в нём куда меньше психологизма - упор в немалой степени делается на экшн. Много моментов саспенса, что практически не было свойственно фильму-оригиналу. Одновременно, он менее мрачный и кровавый, чем "Ганнибал" и порой смотрится даже как боевик.

      Актёры. Дуэт Хопкинс - Нортон оправдал ожидания с хорошей точки зрения. В основном - это заслуга Нортона. Джулианне Мур в "Ганнибале" было попроще - она играла совсем уже другую Старлинг, не ту, к какой мы привыкли. Нортон же очень рисковал потерять самобытность своего героя - слишком много вокруг витало от Старлинг, героини, с которой зрители в первую очередь ассоциируют Лектера. Но Нортон справился - не зря он один из моих самых любимых молодых актёров. Его агент Грэм не утонул в декорациях Клариссы, а диалоги с доктором Лектером не обозлили своей вторичностью. Однако, этот дуэт не превзошёл оригинал даже с точки зрения сценарных диалогов. Немаловажную роль в "Молчании Ягнят" сыграла укрепляющаяся психологическая связь между Лектером и Клариссой. Убийца-психопат, сидящий в клетке учит жить агента ФБР. Он видит её насквозь, играет в "ты - мне, я - тебе" и иногда, развлечения ради, может ранить Старлинг в самое сердце одним единственным словом. Несочетающееся сочетание, но оно существует, на протяжении всех двух часов фильма. Вот в чём главная ценность "Ягнят", в возможности существования этого дуэта и уж никак не в довольно банальной ловле Буффало Билла.

      Аналогичный дуэт в "Драконе" гораздо слабее. Впрочем, несколько раз диалог пытается свестись к духу оппозиционной привязанности, но дальше этого дело не идёт. Нет той странной связи, которая поражала зрителя в "Ягнятах". И дело тут не в интимной составляющей (всё-таки Кларисс, а не Кларисса), а в сценарии. Хопкинс приложил заметно меньше усилий для того, чтобы остаться для зрителей Лектером. Экранное время доктора-затворника в "Драконе" более чем скромно, по сравнению с "Ганнибалом", где Лектер правил бал почти единолично. Кстати, если подумать, выходит, что, кто уж и клишировал весь фильм насквозь, так это Лектер. Заметьте, я не говорю Хопкинс, а именно Лектер. Лектер в "Драконе" - это наислабейшее его воплощение во всей трилогии. Как королева в Великобритании: достойно наличиствует, но особой погоды не делает. Однако, поскольку присутствие полюбившегося персонажа (пусть и номинально по сюжетной составляющей), обеспечивает фильму определённый стиль, оставлю эти пустые упрёки. Есть Лектер - нет Лектера - кино получилось. Однозначно.

      Отдельных слов заслуживает Ральф Файнс в роли Красного Дракона ака Зубная Фея. Изувеченный жизнью маньяк вышел из Файнса просто здоровский, несмотря на пресловутую татуировку, с которой носились абсолютно все, когда фильм только выходил в прокат, но, которая не сыграла в результате ни одной сколько-нибудь значимой роли. Сцена, где он эффектно подёргивает мышцами, заставляя картинку на спине двигаться, конечно, производит некоторое впечатление, но как-то не вяжется с типажом Дракона - человека, у которого не всё в порядке не столько снаружи, сколько внутри. Мы ведь за это полюбили того же доктора Лектера: внешне весь из себя такой интеллигентный Айболит, а на деле... Самые жуткие киношные маньяки на внешний эффект не бьют - например, тишайший, но ужасающий герой Кевина Спейси из триллера "Семь". Ужас не снаружи, он внутри. Однако, и с таким, спорным, на мой взгляд, типажом Файнс справился отлично. Я ставлю его на первое место среди актёрского состава "Красного Дракона". Его персонаж - самый интересный и неординарный из всех, номинальный маэстро Лектер оставлен далеко позади.

      Харви Кейтель, своего рода аналог Гленна из "Ягнят", не мешается под ногами у Нортона, и это хорошо, потому что он особо и не помогает. Не очень яркая роль коллеги по расследованию, введённая в сюжет, чтобы зритель узнавал из диалогов "герой-коллега" все хитросплетения этого самого сюжета: какие у героев в данный момент улики, чего дальше будем делать и так далее. Кстати, многие из смотревших "Дракона" сетуют на очевидную слабость сцен, когда герой Нортона, находясь один, рассуждает с самим собой вслух. В одном эпизоде он наговаривает речь на диктофон, однако, есть и "разжёвывающие" моменты. Например, когда агент Грэхэм увидел вырезанный на дереве знак Дракона. Тут с рассуждениями действительно перестарались - дали бы крупный план, да и всё - и так понятно, что все следы, которые найдёт внимательный Грэхэм, оставлены Драконом. Не детишками же, в самом деле.

      Достаточно заметная роль у актрисы Эмили Уотсон. Она играет здесь слепую женщину, волею судьбы втянутую в жизнь Дракона. Оригинальная внешность и внушающая уважение игра Уотсон определённо на руку её героине. Сцена в фильме, когда она сидит под ручку с Драконом на диване у телевизора, по которому проигрывается семейная запись очередных жертв маньяка, сильна и без Лектеров, сама по себе. Одна из лучших в фильме.

      Общее впечатление. Популяризированная версия "Ягнят". Менее мрачная и зловещая, чем "Ганнибал", более динамичная и напряжённая, чем оба предшественника. Сделана попытка откровенно сохранить дух "Ягнят", хотя бы уже декорациями, диалогами и знакомыми по оригиналу лицами (на месте даже начальник психушки Чилтон (Энтони Хилд) - извечный враг доктора Лектера), но на вторых "Ягнят" не рассчитывайте. Тем не менее, кино определённо заслуживает просмотра, хотя бы, как обычный хороший триллер. Хоть и непохоже на "Ганнибала", я ставлю его в один ряд с этим фильмом. Что же до "Ягнят"... В два прыжка до "Ягнят" не допрыгнуть. Пожалуй, до них вообще не допрыгнуть. Да и стоит ли?


(2002 год)

Hosted by uCoz