Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Звёздные Войны: Месть Ситхов
(Star Wars: Revenge of the Sith)

фантастика
США, 2005
Режиссёр: Джордж Лукас
В ролях: Эван МакГрегор,
Натали Портман,
Хайден Кристенсен



The good, the bad and the ugly


      3 года спустя того дня, как сказали своё весомое слово клонированные собратья Джанго Фетта, ситуация в далёкой-далёкой Галактике совсем не улучшилась, а, наоборот, стала гаже некуда. Судите сами: сенатор Палпатин похищен злобными экстремистами, на сцену вышел новый злодей, не на шутку монстрообразный генерал Гривус, по Галактике распространяется Тьма и Нехорошие Предчувствия, королева Амидала ждёт двойню и настойчиво снится в плохих снах своему мужу, Оби-Ван понимает, что больше не может контролировать Энни добрым словом, а сам Анакин на фоне всего этого старательно следует Тёмной Тропой Силы, которая приведёт всю Галактику к массовому геноциду и репрессиям. Добро пожаловать в самый мрачный эпизод "Звёздных Войн". Не только приквельной трилогии, а вообще. Можете себе представить?

      "Вот и закончилось детство", - пошутил один мой приятель после выхода из кинозала. "Надо выпить" - ответила общественность. Да, для нас это не просто ещё один фильм, а часть мира, в котором мы выросли. Ощущение эта часть у нас оставила примерно одинаковые. Сначала казалось что чувство это - пустота. "Ну, как тебе фильм-то?" - Молчок. Просто нечего сказать. Спустя несколько часов внезапно вспыхнувших жарких обсуждений за столиком первого подвернувшегося под руку кафе, выяснилось: чувство это - не пустота, а умиротворение. Учитывая первые два эпизода, следует добавить, в духе "Звёздных Войн": "чувство давно забытое".

      Да, я всё представлял себе совсем не так. Причём, не только в визуальном плане, но и в эмоциональном. Что и должно было произойти. Вот только на этот раз Лукас, рассказав свою историю, заставил меня с ним согласиться. Это не абсолютно обескураживающий удар мимо кассы, каким является "Призрачная Угроза". "Месть Ситхов" действительно примиряет течение саги с последующими тремя частями.

      Примиряет, потому что, помимо идиотских диалогов, взятых целиком из мыльных опер (от которых здесь, к сожалению не отделались, зато на порядки уменьшили количество) и невнятной генеральной линии, демонстрирует глубину. В фильме снова находится место элементарным чувствам, которым по каким-то причинам не хватило места в первых двух эпизодах, перегруженных спецэффектами, фанерными эмоциями и сломи-голову-политическими изысками. Элементарное чувство - это не натянутая лирика Падме и Анакина, с самого начала рисуемая с позиции того, чем у них всё закончится, а, когда предатели подло уничтожают джедаев. Когда, после каждой смерти, не на шутку плохеет Йоде. По эмоциям и духу эту сцену я бы спокойно поставил в один ряд с оригинальными "Звёздными Войнами", а, раз так, уже был смысл терпеть первые два эпизода, и есть смысл закрыть глаза на некоторые, откровенно слабые детали, здесь.

      Визуально фильм менее масштабный, чем второй эпизод, зато намного более зрелищный. В нём больше запоминающихся моментов, больше красивых, с художественной точки зрения, локаций (один взляд со дна ущелья на небо, усеянное звездолётами, чего стоит) и... больше крупных планов. Нагулявшись по просторам бездонного космоса, вперёдсмотрящая кинокамера последних достижений "Industrial Light and Magic" обратила свой взгляд на героев. Попробуйте, найдите в первом или втором эпизоде героя, более "звездовоинского" чем здешний Оби-Ван, героя, юморнее R2D2 ("мама пошла за грибами" в "Атаке Клонов" не в счёт), злодея, колоритнее генерала Гривуса, инопланетянина, которого буквально разорвало на кусочки в результате падения шаттла, но которого потом по этим кусочкам собрал император Палпатин и заключил останки в тело дроида. Любопытствующим, отчего Гривус так страдальчески покашливает в фильме, расскажу что знаю: в одной из битв Клонической Войны, между вторым и третьим эпизодами, генералу Гривусу здорово досталось от лысого афроамериканца-джедая Мэйса Винду (Сэмьюэл Л. Джексон). Этим героям не тягаться с Люком, Ханом и Леей, но в фильмах новой трилогии такого наплыва человеческих (и прочих) страстей ещё просто не было.

     А вот самая возмутительная халтура "Мести Ситхов", о которой невозможно не упомянуть, это момент перехода Анакина на Тёмную Сторону. Прямо коробит, какая халтура. Наверное, претендует на звание самой притянутой за уши сцены в хорошем фильме. Обратный процесс, переход на Светлую Сторону, снят не в пример драматичнее и, главное, правдоподобнее, и это при том, что лица колеблющегося в шестом эпизоде мы вообще не видим. А здесь - безобразие форменное. Полный провал. Лучше бы эту сцену вовсе вырезали. Честное слово, охотнее верится просто факту: всё, Анакин перешёл на Тёмную сторону.

     Но этот и некоторые другие прискорбные моменты с лихвой компенсируют появление героев моего детства: Дарта Вейдера и Чубакки. Причём, если Вейдер - это Вейдер, ничего удивительного, всё видено в трейлерах, то Чубакка просто поразил. Тем, что его герой реально показан "вскользь", ему уделяется намного меньше времени, чем он, казалось бы, того заслуживает. Только здесь это наоборот хорошо: Лукас не тычет зависимого от него зрителя мордой в камеру: "Ух ты, правда? Чубакка!", а как бы мимоходом, как бы очень случайно заставляет ОДНОЙ ФРАЗОЙ биться сердце поклонника сильнее. Ты как бы между прочим максимально приближаешься к легенде. Так что эпизод прощания Йоды с вуки - это был просто восторг. Это же ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОНИ, НАШИ ГЕРОИ.

      Йода снова на коне. Хотя, согласитесь, после эпизода поединка с графом Дуку, казалось бы, сложно удивить чем-то ещё. Сложно, но, как оказалось, можно. Мал-да-удал снова положил весь кинозал одним жестом в истерику. Лишь войдя в покои Палпатина, вход куда сторожили два имперских бойца. Единственное "но": уж слишком нарисован этот Йода на компьютере. Кукла была гораздо живее. Для боевых сцен - всё понятно, но на крупных планах - жаль, что не чудесная кукла. Заметно, что ненастоящий.

      Очень многим людям не понравился Хайден Кристенсен в роли трасформирующейся редиски Анакина/Вейдера. Угу. Совершенно понятно, что любой из вас (и особенно, конечно, я) гораздо лучше бы подошли на роль Анакина Скайуолкера. Другое дело, что недалёкий Лукас про нас не знал. Но это его проблемы, правда? Я к тому что: "Лукас, уважаемый, раз уж на то пошло, я малость поболе похож на Себастиана Шоу, чем вышеупомянутый товарищ Кристенсен". :)

      А если серьёзно, по-моему, Кристенсен получился вполне на уровне. Несомненным плюсом в образе стоит признать шрам на лице, полученный в перерывах между эпизодами и всё, что произошло на вулканической планете Мустафар. Финальный поединок Ученика и Учителя, та самая полуокружность, что замкнётся в круг уже в "Новой Надежде", смотрится отлично, и, если честно, я, упустивший в многочисленных спойлерах исход поединка, был поистине ШОКИРОВАН финалом сцены. Категорически сильно. Кристенсен молодец!

      Так что, с лёгкостью закрыв глаза на венесульские мотивы в отношениях Анакина и Падме (после второго эпизода это делается без особого труда), заявляю, что это - "Звёздные Войны". Это - так, как в идеале (но уже, увы, НЕ) должен был бы выглядеть каждый эпизод новой трилогии, для того, чтобы его можно было считать частью истории. Я привык, выходя из зала, прислушиваться к мнению других зрителей. На этот раз кто-то сказал: "Мне фильм совершенно не понравился. Надо ещё раз сходить". По-моему, это главная награда Лукасу. Фильм оставляет зрителя с непередаваемым ощущением. Это - как быть одному в двух разных местах. Ты знаешь, что это конец истории и одновременно помнишь всё, что будет (было) дальше.

      Камень в огород наших прокатчиков и вообще: а ведь у нас не знают, что такое мерчендайзинг. Наверное, это потому, что никому не надо денег. Вдумайтесь: ПОТРЯСЁННЫЙ я выхожу из кинозала и первое что я вижу - ПУСТОЙ СТЕКЛЯННЫЙ ПРИЛАВОК. Страна пигмеев.

      В кафе, для протокола, поинтересовался у народа: "Если бы, выходя из кинотеатра, ты увидел не пустой прилавок, а шлем Дарта Вейдера, за сколько бы купил?" - "За две тысячи." - Это - не моргнув глазом. А представим себе модельки "Лего" рублей за 700, постеры с Вейдером (а не только с Йодой) за 200. Календарики за 15. Я не столько о том, что можно было бы заработать, сколько к тому, что на выходе из кинотеатра сам с удовольствием бы купил всё это. "Лего", особенно.

      Про Звезду Смерти. Обсуждая в кабаке детали потрясшего сознание фильма, двинул мысль, что, между прочим, странно, что Звезда Смерти настолько долго строилась (вроде бы, между эпизодами прошло лет 20). А между 5 и 6 эпизодами успели отгрохать лучшую станцию. На что один товарищ мне ответил: "Хо! Слушай сюда. Я сам крановщик, работаю на стройке, я сейчас тебе всё объясню. Это прямо как у нас. Твой император - что наш Заказчик, пока его нет, строители пинают балду, играют в карты и надираются до сине-фиолетового. Как только он прибывает на станцию - здрасьте-пожаллста, стройка полным ходом. Как убывает на свой Корускант - начинается халява. Вот. А ты спрашиваешь, фиг ли 20 лет. Да у нас она бы все 60 строилась!"

      Общее впечатление. Потрясающе. Лучший фанфик на тему "Звёздных Войн". Созданный, несомненно, самым большим их, "Войн", фанатом. Спасибо тебе, Джордж. Большое-человеческое.


(20 мая 2005 года)

Hosted by uCoz