|
Небесный Капитан и Мир Будущего (Sky Captain and the World of Tomorrow)
фантастика США/Великобритания/Италия, 2004 Режиссёр: Керри Конран В ролях: Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джоли
|
|
|
Крутое пике "скользящего" Карлсона
      Добро пожаловать в Нью-Йорк 1930-х по Керри Конрану. Альтернативную эпоху тоталитарно победившего хай-тека. Старинные телефонные аппараты соседствуют здесь с гордыми сигарами дирижаблей, причаливающими к Эмпайр-Стейт-Билдингу, а дамские шляпки преспокойно уживаются с грозными бластерами, стреляющими кольцевидными сгустками плазмы. Колоссальные заоблачные просторы патрулируются воздушными авианосцами. Если визуально-сказочному, пропущенному не через один светофильтр, реализованному громадным спецэффектом Яблоку чего и не хватает, так это армии роботов с фонарями вместо головы, сошедших со страниц бульварной послевоенной фантастики, безжалостно атакующих городские просторы. Армии, подчиняющейся воле неизвестного, зато очень злобного чокнутого гения, который вот-вот покажет технократии Мать Кузьмы. Если его не остановить. Роботы, кстати, уже в пути.
|
|
      Счастье нам, грешным, Тот, Кто в Облаках не дремлет. Ещё не поблекла акулья морда на борту боевого истребителя, не изъёден молью лётный шлем, не перевелись под крылом бесконечные патроны и не заржавела добрая подруга гашетка. Небесный Капитан Джон Салливан (Джуд Лоу) летит на помощь! В конце концов, ему есть кого любить и защищать там, внизу: механические Годзиллы уже почти затоптали журналистку Поли Перкинс (Гвинет Пэлтроу) своими пятиэтажными ботами. Разумеется, не до той степени, чтобы храброму летуну обломилось её спасти.
|
|
      Вместе со спасённой Поли Капитану предстоит выяснить, кто стоит за беспорядками на просторах родного города, похищает учёных-ракетчиков, ну и, как водится, планирует уничтожить весь мир. В пути найдутся щепотка милого флирта, уголок для романтики, петля-другая от кутюрье Нестерова, бесчисленные гэджеты, непальские динозавры, а также встреча с чумовой атаманшей всея авиации параллельного мира. Одноглазой бэдээсэмной Анджелиной Джоли в самой, что ни на есть, пилотке.
|
|
      Вневедомственная охрана, бдящая отточенный конвейер по производству попкорновых комиксов, удалилась по нужде за угол. Прыткий Керри Конран сидел в засаде за другим. Более яркого и странного дебюта в бюджетном кино не припоминается. Две оскаровские лауреатки, летающий Джуд Лоу, тьма метров киноплёнки со спецэффектами, 70-миллионный бюджет и сказочный винегрет retro noir, который никому не известный программист выстругивал более 10 лет - теория ничтожной вероятности. Взявшая, да и сработавшая, здесь и сейчас.
|
|
      Хотел он того или нет, Конран-сценарист представил типичную блокбастерную историю, пропагандируя которую обложки кассет и дисков будут потом пестреть "лучшими традициями" "Бэтмена", "Звёздных Войн" и "Индианы Джонса". По большому счёту "Небесный Капитан" уступает многим блокбастерам этого сезона. В отличие от того же "Хеллбоя", здесь нет ни запоминающихся героев, ни харизматичных злодеев, ни оригинальной фабулы. Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу смотрятся на фоне бесконечных эффектов планово убого.
|
|
      Непременной визиткой "Капитана" в разгар раскрутки стала фраза "ожившая легенда воплощает образ злодея". Изначально у Конрана предполагалась чуть ли не революция в кино: долгожданный фильм с участием актёра без его участия. Увы, персонаж злого гения в исполнении покойного Лоуренса Оливье, о котором так долго говорили большевики, невнятен сюжетно и слаб во плоти. Два коротких диалога с размазанной дёргающейся голограммой не оправдали даже самых робких ожиданий.
|
|
      Пятнадцать минут экранного времени Анджелины Джоли в роли единственной по-настоящему суперской героини незначительно скрашивают двухчасовой светофильтрованный тет-а-тет с СиДжи и никак не тянут на третье имя в титрах. Сплочённого трио с рекламного щита в самой картине не существует.
|
|
      Конран-режиссёр дебютировал куда неоднозначнее Конрана-сценариста, на эту мысль навели ещё первые кадры трейлера. Эффекты эффектами, звёзды звёздами, в "Капитане" есть куда более важная вещь. Стиль. Причём не просто стиль, а атмосфера, отполированная режиссёром до уровня собственной эстетики фильма. Серьёзный вызов продюсерам, ежедневники которых на каждой странице украшены памяткой "НЕ РИСКОВАТЬ!" Для зрителя, соломинкой потягивающего "Спрайт" из бумажного стакана, грань между арт-хаусом и "понаворотили фигни всякой" ничтожно мала. Бюджетное кино - средство ублажения масс, причём, успешность самым наглым образом прямо пропорциональна количеству ублажённых масс.
|
|
      И всё же рискнули. Декорации, девайсы, и костюмы, а также упоминавшаяся светофильтрованность картинки под передержанное на полке кинотеки ретро создали нешуточный прецедент: с бюджетным кино тоже можно экспериментировать.
|
|
      Общее впечатление. Несколько тяжеловатый и вторичный, но крайне зрелищный и с претензиями на собственную эстетику, "Небесный Капитан" заслуживает просмотра. Как заслуживает и неспешной прогулки домой по осенней слякоти, в размышлениях: что же я только что увидел?
|
|
(18 октября 2004 года)
|
|
|
|