Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Небесный Капитан и Мир Будущего
(Sky Captain and the World of Tomorrow)

фантастика
США/Великобритания/Италия, 2004
Режиссёр: Керри Конран
В ролях: Джуд Лоу,
Гвинет Пэлтроу,
Анджелина Джоли



Крутое пике "скользящего" Карлсона


      Добро пожаловать в Нью-Йорк 1930-х по Керри Конрану. Альтернативную эпоху тоталитарно победившего хай-тека. Старинные телефонные аппараты соседствуют здесь с гордыми сигарами дирижаблей, причаливающими к Эмпайр-Стейт-Билдингу, а дамские шляпки преспокойно уживаются с грозными бластерами, стреляющими кольцевидными сгустками плазмы. Колоссальные заоблачные просторы патрулируются воздушными авианосцами. Если визуально-сказочному, пропущенному не через один светофильтр, реализованному громадным спецэффектом Яблоку чего и не хватает, так это армии роботов с фонарями вместо головы, сошедших со страниц бульварной послевоенной фантастики, безжалостно атакующих городские просторы. Армии, подчиняющейся воле неизвестного, зато очень злобного чокнутого гения, который вот-вот покажет технократии Мать Кузьмы. Если его не остановить. Роботы, кстати, уже в пути.

      Счастье нам, грешным, Тот, Кто в Облаках не дремлет. Ещё не поблекла акулья морда на борту боевого истребителя, не изъёден молью лётный шлем, не перевелись под крылом бесконечные патроны и не заржавела добрая подруга гашетка. Небесный Капитан Джон Салливан (Джуд Лоу) летит на помощь! В конце концов, ему есть кого любить и защищать там, внизу: механические Годзиллы уже почти затоптали журналистку Поли Перкинс (Гвинет Пэлтроу) своими пятиэтажными ботами. Разумеется, не до той степени, чтобы храброму летуну обломилось её спасти.

      Вместе со спасённой Поли Капитану предстоит выяснить, кто стоит за беспорядками на просторах родного города, похищает учёных-ракетчиков, ну и, как водится, планирует уничтожить весь мир. В пути найдутся щепотка милого флирта, уголок для романтики, петля-другая от кутюрье Нестерова, бесчисленные гэджеты, непальские динозавры, а также встреча с чумовой атаманшей всея авиации параллельного мира. Одноглазой бэдээсэмной Анджелиной Джоли в самой, что ни на есть, пилотке.

      Вневедомственная охрана, бдящая отточенный конвейер по производству попкорновых комиксов, удалилась по нужде за угол. Прыткий Керри Конран сидел в засаде за другим. Более яркого и странного дебюта в бюджетном кино не припоминается. Две оскаровские лауреатки, летающий Джуд Лоу, тьма метров киноплёнки со спецэффектами, 70-миллионный бюджет и сказочный винегрет retro noir, который никому не известный программист выстругивал более 10 лет - теория ничтожной вероятности. Взявшая, да и сработавшая, здесь и сейчас.

      Хотел он того или нет, Конран-сценарист представил типичную блокбастерную историю, пропагандируя которую обложки кассет и дисков будут потом пестреть "лучшими традициями" "Бэтмена", "Звёздных Войн" и "Индианы Джонса". По большому счёту "Небесный Капитан" уступает многим блокбастерам этого сезона. В отличие от того же "Хеллбоя", здесь нет ни запоминающихся героев, ни харизматичных злодеев, ни оригинальной фабулы. Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу смотрятся на фоне бесконечных эффектов планово убого.

      Непременной визиткой "Капитана" в разгар раскрутки стала фраза "ожившая легенда воплощает образ злодея". Изначально у Конрана предполагалась чуть ли не революция в кино: долгожданный фильм с участием актёра без его участия. Увы, персонаж злого гения в исполнении покойного Лоуренса Оливье, о котором так долго говорили большевики, невнятен сюжетно и слаб во плоти. Два коротких диалога с размазанной дёргающейся голограммой не оправдали даже самых робких ожиданий.

      Пятнадцать минут экранного времени Анджелины Джоли в роли единственной по-настоящему суперской героини незначительно скрашивают двухчасовой светофильтрованный тет-а-тет с СиДжи и никак не тянут на третье имя в титрах. Сплочённого трио с рекламного щита в самой картине не существует.

      Конран-режиссёр дебютировал куда неоднозначнее Конрана-сценариста, на эту мысль навели ещё первые кадры трейлера. Эффекты эффектами, звёзды звёздами, в "Капитане" есть куда более важная вещь. Стиль. Причём не просто стиль, а атмосфера, отполированная режиссёром до уровня собственной эстетики фильма. Серьёзный вызов продюсерам, ежедневники которых на каждой странице украшены памяткой "НЕ РИСКОВАТЬ!" Для зрителя, соломинкой потягивающего "Спрайт" из бумажного стакана, грань между арт-хаусом и "понаворотили фигни всякой" ничтожно мала. Бюджетное кино - средство ублажения масс, причём, успешность самым наглым образом прямо пропорциональна количеству ублажённых масс.

      И всё же рискнули. Декорации, девайсы, и костюмы, а также упоминавшаяся светофильтрованность картинки под передержанное на полке кинотеки ретро создали нешуточный прецедент: с бюджетным кино тоже можно экспериментировать.

      Общее впечатление. Несколько тяжеловатый и вторичный, но крайне зрелищный и с претензиями на собственную эстетику, "Небесный Капитан" заслуживает просмотра. Как заслуживает и неспешной прогулки домой по осенней слякоти, в размышлениях: что же я только что увидел?


(18 октября 2004 года)

Hosted by uCoz