Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Мы Были Солдатами (We Were Soldiers)

боевик
США, 2002
Режиссёр: Рэндалл Уоллас
В ролях: Мел Гибсон,
Мэделин Стоу,
Сэм Эллиотт



Когда гремит оружие, музы молчат.


      Вьетнам для американцев - тема больная. Эта война не только преподнесла самоуверенным патриотам звёздно-полосатого флага горькую пилюлю поражения, но и осветила незаметные ранее грани социального неблагополучия. Вернувшиеся с этой бойни американцы нередко становились объектами всеобщей критики и жертвами озлобленного отношения со стороны окружающих, медленно превращаясь в изгоев общества. Что ж, нельзя сказать, что озлобленность эта была односторонней - вспомним хоть того же Джона Рэмбо, перешедшего на экраны со страниц социального боевика Джеральда Морелла (если правильно помню). Следующие две части - туфта невероятная, но вот первая часть (и особенно книжки) - одно из самых сильных произведений на тему "он вернулся с войны, где дрался за вас, но с другой стороны мог бы и не возвращаться - вы всё равно бы этого не заметили".

      Честно говоря, я не очень понимаю, зачем Америка вообще сунулась во Вьетнам? Впрочем, я не очень понимаю Америку по многим вопросам. Именно Америку, а не самих американцев. Потому что война во Вьетнаме навсегда осталась для большинства тех, кто воевал там и тех, кто получал похоронки в тылу, простых американцев, непонятой. Есть в "Солдатах" одна фраза, которая мне особенно запомнилась: "Мы дрались не за честь нашего флага, а за жизни тех, кто был в тот момент рядом с нами". Довольно сильно и правдиво, по-моему.

      История боя в Долине Смерти - экранизация книги Гарольда Мура и Джозефа Гэллоуэя, воссоздающая на экране атмосферу той войны и рассказанная от лица подполковника Хэла Мура (Мел Гибсон), срежиссирована автором "Храброго Сердца" и "Перл Харбора" Рэндаллом Уолласом. По сравнению с этими картинами, "Солдаты" получились куда динамичнее и насыщеннее с точки зрения экшн-адреналина: фактически, весь фильм представляет собой один сплошной бой, перемежающийся короткими сценами отдыха и эпизодами жизни тыла, в котором не находит себе места жена Мура Джули (Мэделин Стоу). Ждёт вместе с сотнями других жён и детей.

      Помимо качественных боевых сцен, обильно сдобренных взрывами, напалмом и летающими частями тел, в фильме присутствует довольно сильный эмоциональный мотив - несколько маленьких историй с собственными завязками, кульминацией и развязками: "зелёный" фоторепортёр-пацифист, первый раз хватающийся за оружие и пробующий вражескую кровь на вкус, старичок-таксист, разносящий в тылу похоронки жёнам солдат, потому что больше некому, перегревшийся миномёт и оригинальный способ его охлаждения, придуманный Муром и его ребятами, вьетнамский камикадзе и фотография его девушки в дневнике...

      Если фильмы об этом снимают, значит, помнят. Это хорошо - помнить. Если фильмы об этом посвящают памяти павших с обеих сторон, значит понимают. Понимают, почему не понимают эту войну. Потому что войну понять и нельзя. Никакую.

      "Солдаты" - командный фильм. Здесь нет чётко определённого главного героя. Хотя мы с самого начала наблюдаем за судьбой Мура, в эпизодах боёв он показывается крупным планом не намного чаще, чем остальные. Беда превращает бойцов отряда в отряд. Командир из Гибсона, само собой, потрясающий. Побольше бы таких командиров.

      Несмотря на довольно большое количество по-настоящему сильных моментов, фильм показался недостаточно глубоким, потому что взялся я его смотреть как серьёзную военную драму. А "Солдаты", скорее - эмоциональный экшн. Пожалуй, так его и следует смотреть, это не "Взвод" и не "Апокалипсис". Драма под градом бомбёжки отступает в "Солдатах" на второй план, так что по-настоящему сильные драматические сцены (по-моему) - это начало, эпизоды с похоронками в тылу и финал. Всё остальное смотрится неплохо, но как-то смазано излишним действием.

      Чаще всего в сегодняшних фильмах ощущается здоровский недостаток интересного действия, здесь - наоборот, чуток переборщили. На боевик -то потянет ещё как, а вот для серьёзной военной драмы слабовато. Где-то на полголовы повыше "Перл Харбора".

      P.S. Искренне желаю, чтобы в этом мире шло побольше войн, кровавых и беспощадных. Чтобы враги тонули в крови, безжалостно расстреливаемые солдатами доблестных армий. Чтобы под россыпью бомб шли на дно здоровые крейсера и маленькие подводные лодки. Чтобы мир накрывался облаком ядерных взрывов и градом метеорных осколков. Только пусть это будет на киноэкранах и в компьютерных играх. А в жизни - не надо. Она не для этого дана. По крайней мере так считаем мы с Мэлом Гибсоном.


(2002 год)

Hosted by uCoz