Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Суррогаты (Surrogates)

фантастический боевик
США, 2009
Режиссёр: Джонатан Мостоу
В ролях: Брюс Уиллис,
Радха Митчелл,
Винг Рэймс



Крепкий орешек в Кукольном Царстве


      В нашем городе (да и во всех других, конечно, наверняка тоже, но в нашем — точно) фильм «Суррогаты» отметился самой оригинальной и стильной постерной рекламной кампанией сезона. В то время как бекмамбетовско-бёртоновская «Девятка» кичилась говорящей датой своего выхода на экраны (09.09.09), а из-под козырьков крыш супермаркетов на горожан пялились «смешные» рожи героев «Комедии Строгого Режима», «Суррогаты» пошли на штурм рекламой не самого фильма, а квазикомпании, предоставляющей внутри фильма те самые технологии, вокруг которых и раскручивается действие.

      Тут стильный суррогат-парень светит проходящим мимо робокоповский позвоночник, там симпатичная брюнетка демонстрирует хромированный остов. Мимоходом, даже смотревшему трейлер, сложно сообразить, что рекламирует постер. Обязательная надпись, что это реклама нового фильма с Брюсом Уиллисом, конечно, всё расставляет на свои места, но первое впечатление забавное. Если бы не она, плакаты легко перепутать со всеми остальными, предлагающими зайти во всякие там бутики.

      Ближе к премьере эти плакаты разом заменились на один-единственный другой: оказалось, киборгов-моделей на глянце всё это время видели вовсе не мы, а поцарапанный (и явно врагами) Брюс Уиллис. Он снова тут, именно такой, каким мы его всегда себе и представляем, неспешно выступает вдоль авеню. А вокруг — все эти заманухи, практически что из наших салонов. Таким образом, игра с публикой из разряда «от первого лица» уже превращается в обычную рекламу фильма, как Девятка и зэки строгого режима. Такой подход знавали и раньше (например, ранний ролик «Обители Зла» был обстряпан как реклама парфюмерии), но на улицах родного города такое видел первый раз. Запомнилось и понравилось. Ну вот. А теперь — о кино.

      По ту сторону экрана — недалёкое будущее. Один умный учёный по фамилии Кантер (Джеймс Кромвел) изобрёл суррогатов — кибернетических двойников человека. Изготовленные из реалистичного термопластика, суррогаты полностью подчиняются воле операторов-людей. Человек ложится в кресло, этакое стоматологическое, надевает на голову специальную маску и при помощи неё начинает управлять своим двойником, контролируя его непосредственно импульсами своего мозга. При этом от суррогата оператор получает всю информацию, необходимую для создания полного эффекта присутствия: зрение, слух, тактильные ощущения, (и, в фильме об этом не говорится, но наверняка обоняние тоже).

      Изначально Кантер разрабатывал технологию для людей с ограниченными возможностями, и для них это было настоящее чудо. Какой человек, всю жизнь прикованный к креслу, отказался бы пройтись по улице на своих двоих, сильных и — да, да — буквально, идеальных? Очень скоро технологией заинтересовались военные. Армия солдатов-двойников, киборгов, по всем показателям превосходящих самых тренированных бойцов-людей — мечта любого пентагона. Тем более, потери на поле боя теперь сложно назвать человеческими — в случае смерти суррогата специальная система защиты просто выкидывает сознание обратно в тело оператора.

      Неудивительно, что в конечном итоге в мире произошла революция: технология суррогатов хлынула в массы, затмив масштабами все социальные сети разом. Большинство народу дружно задёрнуло шторы в домах, ухнуло в стоматологические кресла и принялось перевоплощаться кто во что горазд. Да здравствует совершенная жизнь! Жирный неудачник с нездоровыми наклонностями теперь может рассекать по ночным клубам в образе прелестной нимфетки, любитель экстрима прыгнет с высоты, не боясь разбиться насмерть, а злоумышленник...

      А что злоумышленник? Видеохроника внутри фильма утверждает, что уровень преступности упал до микроскопических размеров, никому больше не надо злодействовать, все просто хорошо проводят время. Но мы-то с вами знаем, что наслаждаться полной утопИей Брюса Уиллиса в кадр никто не позовёт. Иначе — хотя бы взять — откуда у него на плакате царапины физиономии?

      И разумеется мы правы в своих подозрениях. Буквально сразу после обзора всех прелестей новой жизни кто-то убивает суррогата сына того самого Кантера, который придумал всю систему. На место убийства выезжают доблестный следователь Грир (блондинистый суррогат Брюса Уиллиса, омоложенного на 20 лет, вызывает только одну ассоциацию: педерастическое амплуа убийцы из фильма «День Шакала») и его бравая напарница по фамилии Питерс (Радха Митчелл минус фирменная родинка на переносице — зачем убрали?)

      Банальное расследование убийства, в новом мире именуемое не иначе как лишь «вандализм по отношению к чужому суррогату» приводит героев к шокирующей правде: кто-то в этом мире научился убивать двойников заодно с их хозяевами. Подозрение падает на секту дредов - людей, презирающих богомерзкие воплощения, согнанную в резервацию во главе со своим лидером Пророком (Винг Рэймс). Клубок запутан, Брюс на старте, игра началась...

      Про клубок я, конечно, погорячился. Интрига — единственный недостаток этого фильма. Серпантин Загадки закручен здесь в пол оборота, большего ждать не приходится. Скорее всего, первый расклад, который придёт вам в голову при просмотре и окажется верным. У меня так и получилось. «Убийца — действительно садовник», досадно.

      При заданных начальных условиях, а именно, продиктованной сценарием возможности, что любой, кого встретит главный герой, может оказаться совсем не тем, кем думаешь, можно было бы накрутить один бог знает чего, можно было бы так накрутить, так накрутить... Даже не буду рассуждать как можно было бы накрутить, чтобы не портить вам впечатление как они... всего лишь навернули.

      Вообще, на тему виртуальной реальности в каких-либо её проявлениях меня по-настоящему потряс только один фильм: «Тринадцатый Этаж», где, на мой взгляд, возможности сценарных условий, в которые поставили героев, действительно были использованы на полную катушку, ОТЫГРАЛИ свою роль сполна. «Суррогаты» в этом плане не тянут и на «Особое Мнение».

      А вот к чему «Суррогаты» гораздо ближе в рассматриваемом разрезе — так это к фильму Кэтрин Бигелоу «Странные Дни», по сценарию Джеймса Кэмерона, который я посмотрел пару дней назад. За тем лишь исключением, что, когда оба фильма принимаются читать зрителю какую-либо мораль, кэмероновский детективный триллер почему-то превращается в драму, а мостоувский - почему-то, в унылую клюкву. Тема почившего сына Грира, равно как и признания в любви жене, серьёзным образом провешивают сюжет и воспринимаются как крестьянский оброк - обязательное насилие над зрителем.

      Но не всё так плохо. Остаётся атмосфера, остаются отлично снятые погони, остаются эпизодические, но добротные эффекты и, конечно, главное - Брюс Уиллис в самом соку. Эти ингредиенты в итоге так здорово стягивают одеяло на себя, что вопрос о не особо впечатляющей интриге волшебным куда-то вовсе пропадает, и почти не болтается камнем на шее после просмотра.

      Джонатан Мостоу — добротный режиссёр-визуалист, этого у него не отнять, за какие проекты он бы не принимался. Как третий «Терминатор» ничего не говорил нового о вселенной Терминатора, зато был насыщен запоминающимися сценами полного улёта в кинозале, так и «Суррогаты», ничего из себя не представляя как фантастический триллер с загадкой, всё равно до последнего удерживает внимание и обладает некоторым количеством сцен, которые просто впечатляют. Особенно сцена погони Грира-суррогата за убийцей. Брюс Уиллис — Терминатор, хотя бы на это стоит посмотреть!

      Коль уж не сами события, так окружение, в котором они происходят. Внимания заслуживают детали, проработанные в этом варианте будущего: плачевное состояние людей-операторов, пролёживающих жизнь в отрубе, суррогаты-женщины ВСЁ РАВНО озабоченные своей внешностью и маникюром даже в ипостаси идеала, подзарядки для суррогатов (проецируя после просмотра на наш мир: «Мой суррогат садится сразу после диалога с блондинкой в баре»), их разный ценовой диапазон («А у нас бы все суррогаты были полулегальные японские праворульные»). После просмотра в голову лезут мысли не об истории, рассказывающейся в фильме, а о подоплёке, устройстве тамошнего мира.

      Общее впечатление. У авторов «Суррогатов» скорее получилось СОЗДАТЬ альтернативный мир, вдохнуть в него жизнь и заставить поверить в него зрителей, провоцируя на досуге фантазии о собственной жизни в придуманном обиходе, чем РАЗЫГРАТЬ в этом мире какую-то действительно интересную историю. Что, как ни странно, почти не портит старательно поставленный зрелищный боевик с Брюсом Уиллисом в главной роли.


(27 сентября 2009 года)



Hosted by uCoz