Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Терминал (Terminal)

романтическая комедия
США, 2004
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Том Хэнкс,
Кэтрин Зета-Джонс,
Стенли Такки



Америка из клозед!

Осторожно, спойлеры!

Сплошные ворнинги, но сегодня - так...



      [Спилберг кричит: "Мотор!"]. Летит себе в Боинге ничем не примечательный, зато совершенно холостой и симпатичный крокожанин Виктор Наворски в Нью-Йорк. По глубоко личному делу. Он не собирается взрывать импаир стейт билдинги и всё остальное многое, что там есть, смущая преемников сеньора Джулиани. Цель Виктора трогательна и романтична. Настолько, что я даже не могу о ней рассказать, даром, что предупреждал о спойлерах. Язык не поворачивается.

      И вот, пока Виктор в воздухе, случается страшное. Его горячо любимую родину захватывают коммунисты. Паспорт у Виктора - самый что ни на есть крокожанский, старой закалки, а, поскольку в Крокожии военный переворот, вопрос о наличии на глобусе страны в целом ставится как бы под вопрос. Нет страны - нет гражданства. Таким образом, в Большое Яблоко прилетает Человек Вообще Без Гражданства. Такого прецедента в истории бюрократии мирового воздухоплавания, вроде, не было, и руководство аэропорта в лице господина - забыл как зовут - нехай, господина Бякина (Стенли Такки, если память не изменяет), решает, что на территорию Соединённых Штатов проход для лиц из несуществующих стран закрыт. Обратно Виктору тоже возвращаться нельзя из соображений жёстких сюжетных рамок. Америка из клозед, Крокожия даз нот экзист, со всех сторон ноу экзит. Получается, застрял.

      Об этом первую шестую часть фильма на беглом американском, который местами и для меня на грани понимания, втолковывают абсолютно не знающему языка крокожанину тупые редиски из руководства аэропорта во главе со всё тем же Бякиным, так и не разорившиеся на услуги переводчика. Но Виктор, не даром Том Хэнкс, всё более-менее понимает, и, объясняясь в ответ на беглом скверном псевдославянском, остаётся - а что делать? - жить прямо тут. В зале ожидания аэропорта.

      А вокруг кипит жизнь. Почти прямо как у Хейли. Мимо бегают симпатичные стюардессочки, на которых хоть прям щас женись, нелегальные эмигранты-уборщики из Индии, развозчики продуктов из знойной Мексики и прочее, и прочее. Редиску Бякина планируют поставить САМЫМ ГЛАВНЫМ в аэропорту, а несчастный Новарски - как бельмо на глазу - ему только мешается. Но Бякин не пойдёт прямой дорогой. Не злоупотребит своим положением и не выведет самолично Новарски из здания аэропорта, как на его месте поступил бы любой другой САМЫЙ ГЛАВНЫЙ этого аэропорта (сомнительно, что ему на такое действие хоть что-нибудь вякнула бы охранка). Бякин лучше не раз попытается испортить бытие нашему земляку, натравливая полицейских, лишая какого бы то ни было приработка (вроде сбора багажных тележек и сдачи в пункт приёма, по четвертаку за штуку), а также злобно не подписывая ДОКУМЕНТ о праве выхода на просторы мегаполиса. Спойлеры?! А я что говорил?

      Мадемуазель? А как же! Одна из тех самых стюардессочек обязательно поскользнется на мокром полу, потеряет каблук и весьма кстати для развития сюжета заинтересуется личностью персоны нон грата. Бякин и тут подставит Новарски подножку. Вернее, попытается подставить, потому что верные друзья, которых Виктор будет заводить весь фильм, благодаря своей честности, преданности и благородному взгляду в даль, не дадут его в обиду. Да что там! Даже любовь станет его реальностью. Если этого захотят сценаристы. А они этого захотели. Хоть потом и стушевались.

      Оскомину к истории о застрявшем в аэропорту гражданине Наворски набил ещё добротный трейлер к "Терминалу". Ибо в нём, в этом малюсеньком, чуть-более-чем-минутном ролике в достаточно занятной манере преподносились на ура все те гораздо-менее-чем-минутные (их там на один-два больше чем СОВСЕМ НЕСКОЛЬКО) эпизоды злоключений безвинного нелегала с по-детски непосредственной физиономией поправившегося на гамбургерах Тома Хэнкса в живущем своей жизнью здании аэропорта города Нью-Йорка.

      Была всё же надежда на какую-либо оригинальность сценария: и звёзды не последние на главных ролях, и верховодит ими легендарный режиссёр. Увы и ах, дальше находок, представленных в трейлере процесс не пошёл. Вообще. Вообще - это значит, что Спилберг снял этот фильм совершенно зря. Некоторые находки неплохие, но в целом - поделка. Такого режиссёра не достойная.

      По сути, весь фильм состоит из идиотской генеральной сюжетной линии, которая ещё сносно смотрится в самом начале, но тупо двигается к впопыхах высосанной из пальца развязке, плюс несколько оригинальных моментов (из-за которых Спилберг на такую фигню, видимо, и позарился). К сожалению, именно генеральная сюжетная линия определяющей для любого фильма и является, так что моменты эти "Терминал" не спасают.

      Это пятый фильм, снятый дуэтом Спилберг-Хэнкс (не удивляйтесь, Спилберг ещё и неплохой продюсер, так что он не всегда был режиссёром этих фильмов) и, бесспорно, на мой взгляд, худший из них. Уже в "Поймай Меня, Если Сможешь" начала ощущаться скверная гипертрофированность полотна в сторону нагнетания соплей. Тогда всё-таки обошлось без последствий. Количество эпизодов, давящих трогательностью соплю из ноздри зрителя в "Терминале" удручает, причём, чем ближе к финалу, тем всё острее. Чего стоит монументальное полотно "индийский нелегал-уборщик vs взлетающий Боинг". Сцена - редкостный идиотизм, из тех, что со скрипом проканывали уже в восьмидесятые.

      Я люблю пореветь на фильмах, если атмосфера в них этому способствует. Стесняюсь смотреть того же "Форреста Гампа" прилюдно, и даже если мужественно играю желваками большую часть сильных эпизодов, никак не могу выдержать момента "Форрест у могилы Дженни", особенно когда Том произносит: "I miss you so much". "Храброе Сердце" - тоже за пределами арсенала нервов. Но, простите, когда сопли берут и выдавливают на футболку "Nike" посредством дешёвых приёмчиков уровня мыльных сериалов, да ещё и впаривает это СТИВЕН СПИЛБЕРГ - это даже улыбку не вызывает, потому что в первую очередь обидно.

      Хэнкс в "Терминале" делает всё что может, причём, даже не заметно, что старается. Это просто такой актёр. Он может вызывать искреннюю симпатию уже одним своим появлением в кадре. Вспомните практически любой его фильм: редко, когда на глаза этого актёра наворачиваются слёзы, зритель остаётся безучастным. Беззащитность героя "Терминала", его настойчивость в преодолении трудностей (и она, как раз, в особенности), находчивость - не оставляют равнодушными. Больший кусок "Изгоя", когда Хэнкс демонстрирует блестящую игру, находясь один в кадре, уже показал уровень этого неравнодушия (не в пример тому, чего наворотили дальше). Роль же Тома Хэнкса в "Терминале" вполне соответствует постеру к этому фильму: Том на белом фоне. В смысле, раз вот так, то лучше бы всех остальных просто не было.

      Особенно героини Кэтрин Зеты-Джонс, лубочная причёсанность, искренность и правильность суждений которой и превращает кино в окончательную и бесповоротную фигню. Процент сахара в соплях достиг к финалу такой запредельной отметки, что даже сам Спилберг это заметил из-под козырька своей бейсболки с надписью "Spielberg" и экстренно переснял концовку за пару недель до официального выхода фильма. Потому что (я о спойлерах третий раз предупреждаю) вставка сцены финального поцелуя героя Хэнкса и Зеты-Джонс и последующее безоблачное житьё эмигранта со стюардесской на фоне концовых титров зрителя бы убило. От переизбытка всё того же сахара в соплях. Поэтому - ура! - ура! - в финальной сцене Новарски хотя бы просто уезжает на такси в свою Крокожию (в оригинале он стюардесску тискал, а зрители рыдали от счастья, точно вам говорю).

      Правда, это сразу же делает всю любовную историю и слабую половину оной свинской, как не знаю что (сценарий-то писался явно в расчёте на финальный поцелуй), так что и тут выигрыша никакого не чувствуется. Зачем так тупо изгаляться над атмосферой а ля "Неспящие В Сиэттле", если Любовь в конце беззастенчиво сделает ручкой? Что, пересняли концовку, и от этого фильм стал лучше?

      В одном из эпизодов "Терминала" маленькую, но довольно активную роль играет отечественный буржуй Валерий Николаев, частый гость в Голливуде. Его герой - несчастный русский, который за пазухой провозит через американскую границу таблетки "Но-Шпа" родному папе в Сызрань, но его тормозит на таможне гнусный Бякин, заявляющий, что без рецепта эти таблетки через США никак не провозимы, и если бы не вступившийся добрый славянин Гонтарски - тьфу-ты! Пора с "Jagged Alliance 2" завязывать - Наворски, ещё неизвестно, чем бы дело кончилось. Наворски вступился и сказал, что таблетки для козы, а, значит, рецепта не требуется. За Николаева горд, что в очередном большокиношном фильме снялся, но уровень его персонажа - скрученного охранкой пополам небритого руссиша с таблетками у сердца - ниже плинтуса. Что, однако, не обидно, потому что Хэнкс двумя метрами левее, изъясняющийся на сбивчивых междометиях, которые у них, видимо, считаются неплохим русским языком, не менее глупо выглядит. И что характерно, герой Николаева понимает Хэнкса!

      Вердикт фильму краток. Фигня. Та самая, которая домохозяйкам уровня "Дома-2", "Запретной зоны" и очередной "Мурены Клавы" понравится, потому что уровень самый что ни на есть этот. Убогий. Твёрдая двойка, купленная несколькими забавными эпизодами и приличной игрой одного из самых любимых актёров Америки.


(28 июля 2004 года)

Hosted by uCoz