Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Земное Ядро: Бросок В Преисподнюю
(The Core)

фантастика
США/Великобритания, 2003
Режиссёр: Джон Эмиэл
В ролях: Аарон Экхарт,
Хилари Свонк,
Чеки Карио



Антошка-Антошка, пошли копнём картошку...


      Голливудские блокбастерные сценаристы наверняка страдают отёком шеи. Ещё бы, на протяжение стольких лет всматриваться в безоблачное пока что небо, размышляя, что было бы, если бы... Э-э-х, ну кому ж ещё рушить эйфелевы башни, импаир стейт билдинги и церквушки чернозёмной полосы России, как не хвостатым кометам и рогатым зелёным человекам?

      Иногда на помощь приходят другие стихии. Громко включенный Эминем будит спящую Годзиллу, а там где Годзилла, и Мотра-пожарница не за горами. Приплюсуем сюда акул-людоедок, небоскрёбоядных осьминогов, кинг-конгов с гёрлфрендами и только что оживших, но сразу же голодных динозавров. А теперь пустим всю эту братию на воспетый журналюгами Нью-Йорк и глянем, чё получится. Шик-блеск-красота. По имени катастрофический блокбастер.

      Глубины Земли киношники до сих пор не особо жаловали. Литераторы, кстати, тоже. Ну кто про это писал? Не припоминаю. Разве что... Ну точно! Эдгар Райз Берроуз придумал как-то целый мир у земного ядра, Пеллюсидар, кажется. И не преминул воспользоваться шансом отправить туда своего Тарзана, навести среди пеллюсидарцев шороху.

      А с киношниками всё понятно. Чего там, под Землёй показывать? Темно, душно и червяки ползают. К тому же, какая опасность может таиться в глубине родной планеты? Что там есть такого, что могло бы порушить опостылевшие города, в очередной раз, но как-нибудь уже по-другому? Хоть Золотые Ворота снести, что ли? Однако, думали-думали и придумали.

      В один прекрасный день очень большому количеству простых американских граждан приходит конец. Приходит всем, с точностью до секунды. Оборонка тут же встаёт на уши, решив, что это дело рук подлых, может быть даже русских, которые только притворились, что уронили железный занавес к подножию небоскрёба Крайслера, а сами продолжают создавать машины смерти по инопланетным технологиям где-то под мавзолеем Ильича.

      Поскольку, в причинах странных смертей военные ни бум-бум, они срочно призывают к себе на помощь лучших специалистов в области геофизики и всяких волновых премудростей. Специалисты эти, кстати, почему-то не сидят в оборонных НИИ, а играют на трубе на лекциях в простых американских университетах города Чикаго, получая нищенскую американскую зарплату, даже не позволяющую приобрести себе четвёртый "Порш" в личный подземный гараж.

      Прибывшие специалисты-волновики понимают, что, раз осматривать загадочные трупы вызвали именно их, значит военные считают, что загадочные трупы умерли из-за каких-то волн. А что написано, например, перед входом в кабинет магнитно-резонансной томографии? Правильно, "Лицам с кардиостимуляторами вход запрещён". Волновики выдвигают предположение, что все эти люди умерли из-за остановки кардиостимуляторов, и оказываются правы. Тогда военные задают вопрос: "Русские?", на что получают твёрдое "Нет, их мозги все у нас, каких нет - так скоро будут, а оставшиеся там ничего такого никогда не придумают" и тут же успокаиваются.

      Настаёт черёд волноваться волновикам. Озадаченные произошедшим, они больше внимания уделяют просмотру новостей и чтению прессы, и замечают нехорошую вещь: по всему миру творится чёрт знает что. На трафальгарской площади сходят с ума голуби, с неба падают самолёты (они и так падают, но не так же часто), у храбрых космонавтов отказывают навигационные приборы в шаттле, и им приходится сажать махину в какую-то калифорнийскую сточную канаву.

      И вот, самый талантливый учёный-волновик, доктор геофизических наук по фамилии Кейс (Аарон Экхарт), тот, что играет на лекциях в Чикагском Университете на трубе лучше всех, озадачивается за судьбу родной планеты и начинает собственное расследование. Итоги этого расследования, прямо скажем, не ахти: через год или около того Земля накроется по полной программе. И проделки Годзиллы тут - просто детский лепет. С неба начнут бить молнии, излучение и микроволны выжгут поверхность, а оставшихся в живых (если вдруг) добьёт радиация.

      Кейс поднимает тревогу, но осторожненько, дабы не спровоцировать паники. На тревогу откликается американское правительство, подключает к делу всяких других специалистов и все вместе пытаются понять: чё теперь делать? Факт налицо: земное ядро, вращавшееся испокон веков где-то там у себя тихо-мирно, и обспечивавшее Землю необходимыми для жизни электромагнитными полями, теперь почему-то остановилось. Это значит, что очень скоро поля исчезнут и вот тут-то каюк и наступит.

      Основная идея, как этого избежать, кроется в следующем: надо построить корабль, да не простой, а супернавороченный, такой, который бы рассекал земную мантию как нож диетическое масло и сам при этом не плавился, отправить этот кораблю к ядру Земли, зарядить там несколько супермощных зарядов и, последовательно их взорвав, инерционно раскрутить ядро обратно как было. Чтоб работало себе там и дальше, обеспечивая нас такой, как выяснилось-то, необходимой вещью, как комплекс электромагнитных волн.

      Проект такого корабля уже есть, и даже есть миниатюрная его копия. Правда, настоящий корабль будет стоить человечеству пятьдесят миллиардов нерублей, но, когда встаёт вопрос о спасении задницы, резервы находятся всегда. В глубинах секретных баз в строжайшей тайне начинается строительство супернавороченного корабля.

      Параллельно утверждается состав группы спасителей человечества, как вы понимаете, терранавтов. Именно им предстоит отправиться туда, куда не ступала нога человека, увидеть то, чего не видел глаз человека, и сделать то, что могло бы спасти это неступавшее и невидевшее человечество от неминуемой страшной гибели. Путешествие очень дорогостоящее, просчитанное до миллиметра, но чего стоит теория на практике? Да ничего. Так что всевозможные просчёты в коэффициенте ро - плотности ядра, отказавшие некстати контрагайки мегатурбин, растущее давление в правом нижнем, как назло, самом ключевом отсеке и алмазные облака, режущие корабль, как нож диетическое масло, а вовсе не наоборот, храбрым героям обеспечены на всём пути к великой цели, а это - два часа экранного времени.

      Думается, что вся псевдонаучная блокбастерная фантастика берёт своё начало из романов Жюля Верна, коими зачитывался в детстве в необыкновенных количествах. Но очень мало, какая дотягивает, утопая в заштампованности, ненужной номенклатурности и неуместных романтических моментах в процессе обезвреживания многотонной бомбы. На съёмки мы насмотрелись давно, идея спасения Земли тоже, мягко говоря, не нова. Тогда чем вообще отличить отдельный блокбастер от кучи таких же? Чтоб отличался хотя бы немножко.

      Большую часть времени шестеро главных героев проводят в замкнутом пространстве. Это значит, что зритель всё это время сидит там же. Так что герои должны быть, как минимум, немножко симпатичны зрителю, нескучны и решительны в момент отпада контрагайки.

      Например, доктор Кейс. Молодой предприимчивый геофизик. Не лезет за словом в карман, старается увлечь студентов в дебри геофизики на лекциях, в меру рассеян и растрёпан. Последний факт очень важен для этого героя: умудряясь геройствовать весь фильм напролёт, Кейс не скатывается однозначно к образу супермена, оставаясь всё же местами слабым человеком в борьбе со стихией. Экхарт в этой роли смотрится вполне, не раздражает ни слащавостью, ни пафосом. Особых моментов драматики нет, потому что название фильма, напомню, "Земное Ядро", а не "Всё О Моей Матери". Здесь глубина персонажа с драматической точки зрения не нужна вообще - времени нет. Тем более, вон контрагайка опять отвалилась и всё щас на фиг взорвётся к ядрене фене. На радость нам, зрителям.

      Руководительница группы терранавтов майор Чайлдз. Всё хочу посмотреть "Мальчики Не Плачут", за который Хилари Свонк получила "Оскар" (и, говорят, весьма не зря), но пока руки не дошли. Это вторая роль Свонк в кино, которую я видел. Первая, в "Бессонице", не впечатлила, потому что роль серая. В роли решительной командирши Чайлдз Свонк определённо на месте. Ей очень идёт скафандр - необыкновенно стильно выглядит лицо под прозрачным забралом. Пророчу Хилари участие в дальнейшей судьбе сериала "Чужие", достойная замена постаревшей Рипли Сигурни Уивер. Боевое космическое крещение Хилари выдержала, по моему мнению, на ура.

      Ещё одна заметная роль. Великий хакер современности по прозвищу Крыс (Ди Джей Куоллз) запомнился со времён "Дорожных Приключений" (он там играл заучку, которого герои взяли в путь из-за машины). Роль Крыса мне понравилась, в меру стёбная и недостатком действия не обижена. Пусть даже это действие сводится к сидению за компьютером на поверхности Земли. Тем более, что в процессе спасения планеты у военных как всегда зачешется одно место нажать на кнопку и рвануть всё к чертям, включая, в первую очередь, конечно же, глубоко рискующих жизнью (буквально глубоко) главных героев. Кому спасать спасающих планету, как не незаметному Крысу в тылу врага?

      В принципе, все эти и остальные образы в той или иной мере списаны с других блокбастеров, но что уж тут поделать? Лучше не сильно обращать на это внимание - подобно языку Java (применительно к PC, а не к стиральным машинам, конечно), границы жанра блокбастер уже давно чётко видны. Ничего нового практически не придумать - в некотором роде тупиковая ветвь. Так что лишний раз ругать создателей за вторичность образов и сюжетных ходов ни к чему, только воздух сотрясать. Раздражающимся можно просто не смотреть, да и всё тут. Я же остановлюсь на том, что здесь создатели очень хотели сделать персонажей чуточку другими, непохожими, и иногда им это удавалось.

      Приблизительно та же картина наблюдается и со съёмками. Честно говоря, я не очень понимаю, за что теперь вручать спецэффектные "Оскары"? Если раньше авторам фантастических шедевров приходилось изголяться и придумывать что-то новенькое, то теперь, за редкими исключениями, все эффекты - вопрос бюджета и старания в прорисовке деталей всяких взрывов и тэ пэ. Будут здесь и рушащиеся небоскрёбы, и снесённые мосты и даже рванувший на фиг римский Колизей. Подземный корабль полетает, повзрывается, поморозит свой экипаж и пожарит тоже - без этого никуда. Однако, всё это уже было. Вопрос: а вот ради чего я тогда всё это смотрю, ещё и деньги трачу?

      А Бог его знает. Вполне возможно, что из-за атмосферы таких фильмов. Из-за всего вместе: актёров, режиссуры, музыки, съёмок. Не могу объективно сказать, почему "День Независимости" не получился, "Машина Времени" - белибердистика, а первая "Матрица" и "Люди В Чёрном" (тоже только первые) - это класс. Собирается народ, тратит деньги, чего-то снимает, а я потом иду в кино, смотрю, в тысячный раз замечаю избитость темы, но фильм при всём при этом мне либо нравится, либо нет.

      Общее впечатление. Обычный блокбастер, который понравился. Который напомнил Жюля Верна, не буквально, конечно, но местами. И герои, и съёмки, и идея - всё это (ну пусть не это, а подобное) уже тысячу раз было, но мне не жаль потраченных денег, потому что мне понравилось. Потому что не зря потратил время. Потому что есть на что посмотреть, и есть, за кого попереживать.

      С чистой совестью рекомендую тем, кому нравится иногда просто посмотреть. Отрадно, что обошлись без зелёных человечков, битых в морду Уиллом Смитом - как выяснилось, на родной планете тоже есть стихии блокбастерного масштаба. Научные и технические тонкости фантастического спасения Земли, слава тебе, Господи, опущены. И не важно, из чего они там умудрились всё-таки склепать этот подземный корабль. Главное - сделали, и сейчас поедут на нём навстречу опасности под шипение пузырьков в моём стакане "Пепси". Актёры не напрягают, а в некоторых эпизодах очень нравятся, причём, все до единого. Почти ни разу не трясут звёздно-полосатым флагом, глядя благородным взором в даль - борются со стихией, да и всё тут. Фильм меня не разочаровал, потому что оправдал самые радужные ожидания: это стандартная развлекалка с бюджетом выше среднего, и всё, вроде, как всегда, но в сумме это всё позволяет хорошо отдохнуть и даже приобрести кино в свою домашнюю коллекцию качественного развлекательного.


(1 июня 2003 года)

Hosted by uCoz