Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Звонок (The Ring)

триллер
США, 2002
Режиссёр: Гор Вербински
В ролях: Наоми Уоттс,
Мартин Хендерсон,
Дэвид Дорфман



Молоко скисло. Кирекша. Ждём.
(Эдуард Успенский, "Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы")



      Топики "Ring" в форумах я заметил примерно в то время, когда там безраздельно властвовал второй "Властелин Колец". Думаю, достаточное количество посетителей, понятия не имевших о "Ring'е" - Звонке, натыкаясь на слово "Ring" в заголовке такого топика, оставляло первых ласточек впечатлений от кина без внимания - думали, что это продолжают пережёвываться "Башни", а на то, чтобы прочитать все сообщения на тему творения Питера Джексона (особенно на крупных форумах) никому не хватит интернетовского времени. Впрочем, так я только думаю, потому что сужу по собственному опыту. Со мной именно так и получилось: снова "Ring" - Кольцо, а я их уже, вроде, начитался предостаточно. Внукам рассказать хватит.

      Последовавшая вскоре телевизионная реклама (самый жуткий пуж всех времён, народов и галактик и всё такое) расставила точки над i, да и один из топиков кто-то догадался назвать более зазывающе: "Ring: японский шедевр опопсён". Оказалось, всё-таки, не "Властелин", а совсем другая опера. Как проморгал - не пойму. И тех посетителей, про которых думается то же - тоже (знаю пару таких же прецедентов). Не посмотреть не мог, однако всё никак не удавалось наткнуться на нормальную копию: ходить-то ходили, но всё жуткие какие-то кинотряпки, аж продавцы отговаривали, предлагая по большей части взамен почему-то "Власть Огня" в совершенно замечательном качестве.

      Но, как оно и водится, в один прекрасный день (сегодня в обед) приобрёл. Приличное качество видео и перевода. Куплено на распоследние копейки (так тоже водится: уж если что необходимо купить, то покупается оно почему-то на абсолютно распоследние копейки). Но это не страшно, тем более, дёшево, потому как пиратское. Боже, благослови пиратов: они показывают мне кино, которое я хочу посмотреть. И делают это, пусть и за распоследние, но копейки.

      Происхождение видеокассеты, вокруг которой закручивается действие фильма "Звонок" совершенно неясно, скорее всего, нелицензионное, потому что достаётся желающим задаром. Паблик Шареваре Без Возрастных Ограничений. Ни что за фирма-изготовитель кассеты (хотя, по качеству записи можно предположить, что стадвадцатиминутная отечественная ECP-шка), ни кто снимал, собственно, материал (не Адам, скажем прямо, Гринберг) неясно. Довольно короткий любительский кинофильм, переведённый кем-то в формат VHS. Кем-то не очень хорошим, потому как все люди, посмотревшие кассету, через несколько минут слышат телефонный звонок. Поднимают трубку, а оттуда: "И жить тебе, голубчик, осталося ровно семь деньков". Что характерно, по прошествии этого срока, в День Седьмой, примерно в десять часов вечера они внезапно умирают. Всё это как-то подозрительно.

      Налицо и другие, не менее подозрительные детали: на протяжении вышеуказанного срока у некоторых зрителей наблюдается повышенная глюкавость, нервозность, неполучаемость чётких лиц на фотоплёнках, сами собой включающиеся телевизоры, косо посматривающие животные и странные следы на руках. Словом, дело тёмное. Мда.

      Разумеется, убитые горем родственники ни о чём таком не подозревают и не связывают одно с другим, отчасти, потому что про это другое просто не знают. А те, кто знают, связывают и подозревают что-то (чаще всего близкие друзья жертв), давно уже сидят по психушкам. Что заставляет зрителей и внимательную главную героиню, журналистку Рэйчел Келлер (Наоми Уоттс) насторожиться.

      Героиню особенно, потому что очередной жертвой неизвестных шутников оказывается её племянница, которая внезапно умирает. Ситуация усугубляется тем, что Рэйчел практически нечаянно смотрит эту кассету сама и, значит, тоже становится зрительницей этого фильма, а, значит, тоже слышит звонок и, значит, тоже, в принципе, через неделю умрёт. Параллельно она показывает кассету своему бывшему парню, отцу её ребёнка, так что этот самый парень по имени Ноа (Мартин Хендерсон) тоже должен умереть. Более того, случается так, что и малолетний сын Рэйчел Эйден (Дэвид Дорфман) тоже смотрит эту кассету (родительское внимание ослаблено и шкафчик под телевизором, где хранятся кассеты, как-то раз оказывается не заперт), так что и он тоже становится потенциальной жертвой. В общем, совсем скоро умрут все. С вот такой данностью герои и пускаются распутывать нити повествования, имея времени на всё это дело - семь дней. Около двух часов, в пересчёте на наши.

      Единственным козырем Рэйчел и Ноа является то, что оба они так или иначе относятся к работникам масс-медиа. Это означает, что пара имеет доступ к профессиональному записывающему оборудованию, умеет искать данные в Интернете через Yahoo посредством расширенного поиска и при должном старании может успеть раскрыть тайну зловещей кассеты. Только успеют ли всё-таки? Ведь времени фильма прошло уже 55 минут, на внутреннем счётчике дней до момента Х остался один день (или вроде того), а кровь из носа героев капает самопроизвольно и часто, что очень шокирует зрителя. Одно утешает: до финальных титров ещё больше часа (или вроде того)...

      Сюжет. Римейк японского фильма кажется 1998 года "Ringu". Оригинал я не смотрел, но могу представить, что по сравнению с японским этот "Звонок" действительно опопсили. Впрочем, сделали это более чем правильно, ибо японскую же "Королевскую Битву" на Западе вообще не снимут (тем паче, в том виде, в каком её сняли наши кровожадные японские друзья) в силу специфичности задумки, и этот бы фильм не сняли без основательной переработки сценария с целью подчистить оный, убрав большое число свойственных японским фильмам глюков, которых в оригинале, без сомнения предполагаю, есть. Таким образом, римейк получился вполне западным, то есть без перегибов и с относительно ровной нитью повествования, хотя то, что идея совсем не американская, чувствуется минуте на двадцатой фильма (начало - диалог двух подростков - напротив, напоминает американский подростковый пужик). В целом сценарий не подкачал (если и опопсили, то не знаю насколько, но, видимо, не намного). Фильм интересен, необычен и смотрится на одном дыхании. Ну, а кроме того...

      Режиссёрская работа. Отдельный сэнкс Гору Вербински. Картина символьная, то есть важны не только герои и их действия, но и всевозможные знаки, на которые ищущие истину постоянно натыкаются в процессе поисков. Показаны эти знаки очень эффектно, отличная работа не только режиссёра и оператора, но и художников. Саспенс (к которому уже, вроде бы, давно привыкли и зеваем) действительно заставляет вздрогнуть, и вызываемые создателями мурашки по спинам зрителей действительно в нужных моментах бегают. Эффекты и съёмки впечатляют (хотя бы сцена на пароме с лошадью), но явно не стоят во главе угла (любители резиновых вампиров могут отдыхать) - главное, повторюсь, как всё это снято. Глюков хватает, но, в отличие от, например, "Страх Точка Ком" (самый, наверное, близкий по идее фильм) глюки эти играют на руку истории и не вызывают раздражения, типа: "И так непонятно, на фиг сняли, так ещё и глюки прут со всех сторон". Если подумать, то и сравнивать-то их просто нельзя. Снимали разные люди с разной целью.

      Актёры. Солирует Наоми Уоттс. Снимается не много, но чертовски талантлива (чего стоит роль в "Малхолланд Драйв", особенно мой любимый момент - кинопробный диалог в кабинете продюсера, тут я в Наоми просто влюбился). В отличие от линчевского триллера здесь её героиня, конечно, более экранная (к примеру, показались неважно прописанными отношения Рэйчел с бывшим парнем и их общим ребёнком), но в рамках истории Наоми смотрится убедительно. На протяжении всего фильма за героиню по-настоящему страшно. Особенно понравились упоминавшийся уже паром, сцена с колодцем и последний эпизод фильма, разумеется. Сильная работа. Можно сказать, что после этого фильма Наоми прорвалась на большой экран (и дальше попрёт, если продолжения будут), но очень хотелось бы, чтобы артистическая жизнь актрисы на этом большом экране не ограничилась лишь участием в жутиках, даже в классных. Наоми - хорошая. Мне нравится.

      Весьма неплохо исполнен Ноа. Сначала как-то ничего особенного: стандартный кинопаренёк без особых примет и из главных героев это самый слабый типаж. Но участие именно Ноа во многих знаковых событиях фильма (сцена в магазине, сцена с колодцем, эпизод с телевизором) приковывают к герою достаточно внимания, и он остаётся всё-таки главным (отдельной линией повествования), а не типичным для практически всех фильмов такого рода "напарником главного героя" (сбегай туда, принеси сюда, постой здесь). Скажем так, второстепенный по идее персонаж, которому в фильме уделяется внимание большее, чем обычно.

      Про двоякость названия (Кольцо-Звонок) написано уже очень много. Звонок. Всё понятно и тут больше сказать нечего, кроме того, что "кольцо" в принципе тоже подходит. А начал я всё это к тому, что на IMDB (по крайней мере, пока я всё это пишу) висит страничка на этот фильм, так там в качестве tagline (слогана фильма) гордо красуется: "Before you die, you SEE the ring". Таким образом, возникает резонное предположение, что на стадии проекта создатели имели в виду "кольцо" (звонок-то мы, в основном, слышим, конечно). А потом, видимо, почитали-посмотрели интервью с автором оригинала (где он говорит, что "Ringu" - это именно "Звоноку") и заменили слова, оставив ужастиковатость слогана на месте.

      Общее впечатление. Впечатляющая страшилка. Очень красиво снято. На голову выше "Корабля-Призрака" (в форумах их почему-то частенько сравнивают). Эпизод с лошадью на пароме - сцена высочайшего режиссёрского и операторского мастерства, одна из лучших сцен-экшн, что я видел (много раз пересматривал именно её, даже отдельный ролик сделал). Специально досмотрел титры до конца, чтобы удостовериться, что ни одно животное в процессе съёмок не пострадало (на Западе с этим очень строго). Всё в порядке, коняга жива-здорова.

      Во время просмотра фильма на память ностальгически приходит повесть Эдуарда Успенского "Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы". В своё время (начальная или начало средней школы) производила впечатление. "Звонок" произвёл примерно такое же по силе впечатление, но только уже сейчас. Жутковатая детская страшилка для взрослых. В отличие от "жутковатой муторной брехни" (я всё о "Страх Точка Ком"), "притягивающе жутковатое БУ! из-за угла". Напряжение сохраняется до самых финальных титров, и, чем дальше, тем напряжённее. Вполне заслуживает внимания - фильм хороший и очень добротно сделан. Только слабонервным и особо впечатлительным советую принять "Ново-Пассит" или что-нибудь такое. Нервные клетки не восстанавливаются, а потратить их вас попытаются заставить основательно.

"Звонок": Ляпы
Наоми Уоттс на сайте Коляна Гребенщикова "QWB"

(22 мая 2003 года)

Hosted by uCoz