Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Машина Времени (The Time Machine)

фантастика
США, 2002
Режиссёр: Саймон Уэллс
В ролях: Гай Пирс,
Саманта Мамба,
Джереми Айронс



Будущее - это то же настоящее, только потом...


      Главный герой - профессор Александр Хартдеген (Гай Пирс). Живёт в Нью-Йорке. Там же и преподаёт, в свободное время изобретая всякие хитрые штуки, вроде электрических зубных щёток, а также ведёт переписку с неким Альбертом Эйнштейном, подающим некоторые надежды физиком. Внешне наш герой весь из себя такой затюканный, непричёсанный, мел с доски рукавом вытирает и забывает всё на свете. В общем, настоящий гений науки и техники. У него есть подружка на которой он, если конечно не забудет, обязательно женится, по имени Эмма. Осталось за кадром, чего это Эмма в нём нашла, но, предвидя язвительные восклицания типа "на себя посмотри", пожалуй, об этом не буду.

      Несмотря на свою крайнюю научно-творческую занятость, Хартдеген (когда не забывает) даже ходит с Эммой гулять. Вот и в этот раз он должен встретить её на катке с цветами. Этот раз - особенный, потому что профессор надумал предложить-таки своей избраннице руку и сердце. В кармане у него даже припрятано кольцо, правда, цветы он все-таки забыл купить - но невозможно же помнить всё на свете!

      Хартдеген встречается с Эммой и, во время прогулки по парку, делает ей предложение, причём, похоже, получает согласие. Взволнованный поворотом сюжета, он не сразу замечает, что на них напал выскочивший из кустов грабитель с пистолетом. В пылу сражения с отбросом общества пистолет отброса общества случайно стреляет и под трагическую музыку застреливает Эмму безусловно насмерть.

      Проходит четыре года и мы вновь встречаемся с нашим героем. К привычным лохматым волосам и сгорбленности добавилась щетина и круги под глазами - профессор неимоверно страдает вследствие безвременной утраты возлюбленной. Но страдает не просто так, а яростно изобретая машину времени, чтобы вернуться в прошлое и изменить его, избежав трагедии. Видимо, жаль, что Эйнштейн бросил переписываться с Хартдегеном, потому что машину профессор всё-таки изобрёл и даже сделал и поставил в дальний угол своего кабинета. И вот вечером, после плотного ужина, Хартдеген садится в свою машину и отправляется на четыре года в прошлое. Там он встречается с Эммой и избегает прогулки с ней по парку. Однако, дела это не спасает, потому что Эмма случайно попадает под лошадь. Хартдеген, конечно же, ни разу не смотревший триллер "Пункт Назначения" и трилогию "Назад в Будущее", решает, что исправить трагедию у него не получится, даже, если бы он возвращался тысячу раз. Ну про тысячу - зря он так, другое дело, фильм бы тогда назывался не "Машина Времени", а "День Сурка". Но, раз всё-таки "Машина Времени", наш профессор оставляет бренную действительность и улетает на много лет в будущее.

      Слава Джону и Саре Коннор, будущее выглядит прилично: большие экраны на небоскрёбах, весёлые люди на велосипедах, никаких черепов и пара, валящего из канализационных люков, всё зашибись. Только человечеству почему-то стало необходимо взорвать Луну. Первым делом наш путешественник во времени идёт в библиотеку, где знакомится с местным архивариусом, фотонной (вроде бы) голограммой афроамериканца, хранящей все знания мира. Архивариус раздражает Хартдегена неверием в машину времени и настойчивыми предложениями почитать по этому поводу Герберта Уэллса, поэтому профессору перестаёт нравиться в этом времени и он отправляется дальше, ещё на много лет вперёд.

      На этот раз Хартдегена встречают развалины небоскрёбов и пар, валящий из канализационных люков - человечество добилось своего и взорвало Луну (всё-таки непонятно, зачем?). Профессор ужасается, но тут ему по голове прилетает большой кусок Луны, он падает в свою машину и, случайно переключив коробку передач, теряет сознание.

      Проходит довольно много времени, потому что Хартдеген перемещается настолько далеко в будущее, что просто ужас. Год точно не скажу - специально записывал, но бумажка куда-то потерялась. Короче, когда он приходит в себя и выходит из своей машины, его встречают девственные леса, луга и водопады. Профессор сразу знакомится с местными жителями - потомками тех идиотов, которые взорвали Луну (а сам он, стало быть предок тех идиотов). Никто из племени не знает по-английски ни слова и тут туго бы пришлось профессору, но, есесссно, находится одна симпатичная мулаточка Мара (Саманта Мамба), которая совершенно случайно очень хорошо этот язык знает. И Хартдеген остаётся жить в этом племени, такой своеобразный Джонатан Ливингстон.

      Но не всё спокойно в Багдаде. Как выясняется, племя злобных гоблинов... тьфу! морлоков, обитающих под землёй просто спуску людям не даёт. Безобразничают, съедают все припасы, показывают в присутствии детей неприличные жесты, а некоторых - так просто утаскивают к себе под землю. Во время очередного набега морлоки крадут Мару, а это очень нехорошо, потому что профессору она только-только начала нравиться. Забывая, про то, что он профессор физики, а вовсе не титан рестлинга на ТНТ, Хартдеген мужественно хватает первую попавшуюся верёвку и под вдохновляющую на ратные дела музыку спускается в подземелье морлоков, чтобы одолеть в непростом бою главного из них, в исполнении Джереми Айронса, обильно присыпанного порошковым отбеливателем...

      Слегка спецэффектная, но крайне невразумительная экранизация одноимённого романа Герберта Уэллса, который я в своё время так и не прочитал. Уверен, что в сценарий из первоисточника перекочевало две-три строчки и штуки четыре термина, но не больше, потому как слишком уж наигранным и нелогичным он получился. Уэллс, хоть и беллетрист, но все-таки его книжки ориентированы на средний школьный возраст, а фильмом будет восторгаться разве что подготовительная группа детского сада.

      Сюжет, как вы поняли, на уровне мультиков про "Вольтрона", которые я не мог смотреть даже в глубоком детстве. Актёрская игра чего-то не очень наблюдается. Разве что приятно увидеть новое лицо (это я, конечно, о Саманте Мамбе). Не так чтоб очень уж красавица, но какая-то изюминка в ней всё-таки есть. Режиссура посредственная, так что единственно впечатляющими остаются только спецэффекты. В первой половине фильма, там, где показано перемещение во времени: Хартдеген сидит в своём агрегате, а вокруг в оперативном порядке вырастают небоскрёбы и летают самолёты. Это - да, а все эти морлоки и мрачные катакомбы не впечатлили, сейчас эффекты в любом кинотеатре идут - и не на такое смотрели.

      И, чего я совсем уж не понял (помимо взрыва Луны), так это, зачем режиссировать всю эту галиматью пригласили праправнука ни в чём не повинного хорошего писателя? Или он сам вызвался? Если так, то извините, я тут закончу. Пойду, узнаю, не являюсь ли и я сводным племянником соседа по комнате троюродной жены, скажем, Стенли Кубрика. А то выйдет так, что Спилберг кубриковский "Искусственный интеллект" в обход меня снимал. Вот и привяжусь к нему с фразой из "Золотого телёнка": "ДАЙ МИЛЬОН ТОГДА В КОНЦЕ КОНЦОВ!!!"


(2002 год)

Hosted by uCoz