Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Трио Из Бельвилля
(Les Triplettes de Belleville)

мультфильм
Франция/Бельгия/Канада/Великобритания,
2002
Режиссёр: Сильвейн Шоме



Я Ёжик. Я упал в реку...


      Жил-был один угрюмый паренёк. Родители у него умерли и воспитывала его бабушка, по имени мадам Суза, махонькая престарелая старушка с костяным ортопедическим ботинком на ноге и периодически косящим правым глазом под старушечьими очками. Отчего именно внук рос таким угрюмым, не было понятно ни бабушке, ни кому другому, ведь паренёк ничего никому не говорил. Только вздыхал тихонько иногда и задумчиво смотрел куда-то в даль.

      Причин угрюмиться у паренька было великое множество. Мадам Суза это понимала и всячески старалась хотя бы самую малость развеселить внучка. На худой конец, хотя бы разговорить. Но всё без толку. Не очень помог даже беспроигрышный вариант с появлением в доме нового жильца: маленького щенка по кличке Бруно. Грузиться принялись вдвоём. Но бабулька не сдавалась: должно же быть в этом мире хоть что-то, что заставит её внука почувствовать себя живым. И в итоге нашла это что-то. Велосипед.

      Прошло много лет. Бруно вырос в здоровенную псину и обзавёлся дурацкой привычкой облаивать поезда, проносящиеся аккурат мимо окон второго этажа - принудительная застройка добралась и до тихого домика мадам Сузы.

      Паренёк тоже вырос, пересел с детского велосипеда на спортивный и превратился в угрюмого профессионального велосипедиста. А старый детский велик оседлал его профессиональный тренер - мадам Суза. Остервенелые тренировки день за днём под контролем неутомимой бабули, высвистывающей ритм тренерским свистком, готовят наших героев к знаменательному событию в их жизни: велогонкам "Тур Де Франс".

      Когда же долгожданный день настаёт, события принимают неожиданный и трагический оборот: во время очередного тура гонок, прямо с трассы, внука мадам Сузы похищают мафиози. Находящийся под воздействием дурманящих средств профессиональный велогонщик становится марионеткой в руках гангстеров, которые хотят открыть подпольный велототализатор без правил, для чего на корабле переправляют внука и коллег по несчастью в огромный мегаполис Бельвилль, столицу порока, фальшивого блеска, процветающей преступности и обожравшейся гамбургеров Статуи Свободы в гавани.

      Мадам Суза и пёсик Бруно, не моргнув косящим глазом, бросаются в погоню за похитителями. Оказавшись в Бельвилле без копейки в кармане, они уже готовятся ночевать на улице, но тут случайно знакомятся с тремя эксцентричными прикольными бабками - участницами некогда гремевшего на весь Бельвилль "Трио Из Бельвилля"...

      Садясь смотреть "Трио Из Белвилля", я ожидал, что увижу очередной феерический красочный мюзикл, пусть немного отличающийся от диснеевских, потому что Франция, но всё-таки, а посмотрел трогательную, остроумную, а местами очень серьёзную историю о дружбе, любви и преданности. Впрочем то, о чём мультик, большого значения не имеет - все добрые мультфильмы воспевают одни и те же вещи. Совсем другое дело, КАК это делается. Точнее, как это сделано в данном случае.

      Потрясающий уровень мультипликации и детальности прорисовки в даже очень массовых сценах. Время от времени на помощь художникам приходит компьютер (особенно это видно при панорамных съёмках), но в целом мультик смотрится как отлично нарисованная "ручная" мультипликация. Я в полном восторге. Увидев несколько фрагментов из фильма мне сразу же захотелось его посмотреть даже только из графических соображений.

      Первое, что бросается в глаза, а, вернее, в уши - это немногословность фильма. В нём от силы несколько строчек текста, и те совсем не обязательно было переводить. Мультик снят целиком и полностью на языке жестов и образов, самом интернациональном и понятном языке на свете.

      Фишка ещё и в том, что подаётся история как одна большая карикатура. На условности в отношениях, на американский образ жизни и, конечно, на детективный жанр со слежками, погонями и финальной схваткой с негодяями. Гипертрофировано всё: от квадратных безликих гангстеров, в тандем которых остроумно "впаивается" их босс, угодливо-бесхребетного метрдотеля, мелкогрызунчатого прислужника мафии и упитанных "Оскаров" на полке забытых всеми знаменитостей до пронзающих облака небоскрёбов и грузовых кораблей.

      Несмотря на то, что в фильме хватает действительно смешных сцен, вроде пробегов мадам Сузы верхом на Бруно по улицам Загнивающего Запада, слежек за прихвостнем мафии или периодически снящегося бедному Бруно сюрреалистического бреда, мультик действует на зрителя совсем не как обычная развлекаловка, где наши побеждают и салют. Что-то странное остаётся после просмотра, оттенок грусти, что ли. Помню, что-то похожее вызвал в своё время "Ёжик В Тумане" и наш же замечательный кукольный мультик "Варежка".

      А всё это от того, что сделано "Трио" на совсем другом, непривычном для большинства мультиков уровне, в нём как класс отсутствует попсястость. Безропотный, молчаливый, целеустремлённый и такой преданный поиск мадам Сузы вызывает гораздо больше сопереживания и умиления, чем бродвейские страдания Русалочки (впрочем, и произведения эти ориентированы на совсем разные возрастные категории). Пресловутая "глючность" мультика объясняется в немалой степени принципиальным отказом его героев комментировать происходящие события зрителю. Никаких "Я его люблю и должна его спасти". Это просто делается и всё. А для тех, кто не понял, есть кнопка REW.

      Общее впечатление. Выдающаяся и очень своеобразная вещь, которую трудно с чем-то сравнивать и рекомендовать к просмотру направо и налево - понравится далеко не всем. Я знаю многих людей, которым совершенно не понравилось и не могу сказать им: "Вы просто не поняли". Может, это как раз я ни черта не понял, и поэтому мне так понравилось (если так, готов не понимать и дальше), но скорее всего, штука та же, что и с "Амели": задело, и как-то так задело, что и спорить неохота, да считайте вы как считается.

      С другой стороны, не посоветовать такой шедевр - просто преступление. Так что решайте сами, но учтите, что, если не посмотрите, то на мой взгляд много потеряете. И вполне справедливо, что мультик не получил "Оскара". Он слишком оригинален для этой популярной премии.


(10 марта 2004 года)

Hosted by uCoz