Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Троя (Troy)

драматический боевик
США, 2004
Режиссёр: Вольфганг Петерсен
В ролях: Брэд Питт,
Брайан Кокс,
Эрик Бана



Шерше ля фамм...

Женщинами можно управлять двумя способами.
Но они никому не известны.



      Вышепресловутую ля фамм по имени Елена (Диана Крюгер) однажды три тысячи лет назад шерше себе на голову Парис (Орландо Блум), младший из двух сыновей правителя Трои Приама (Питер О'Тул). Делает он это легко и непринуждённо во время дипломатической поездки братьев Троянских в Спарту. Укоризненно смотрящему на это дело в фильме старшему брату Париса Гектору (Эрик Бана) зрелище не то, чтобы нравится, особенно учитывая тот факт, что Елена, ни много, ни мало - законная супруга правителя Спарты Менелая (Брендан Глисон), а у Трои со спартанцами, как это и было всегда, со всеми и во все времена, довольно натянутые отношения. Но, зная неотступный нрав гуляки-брата, профессионально соблюдающего все правила шифрования от мужа, а также то, что визит в Спарту надолго не затянется, Гектор выпускает пары и придаёт делу статус "авось": не сегодня - завтра корабль троянцев отчалит домой и о неприятном инциденте, которого, дадут боги, никто не заметит, можно будет забыть.

      Надежды Гектора оправдываются ровно наполовину, потому что никто же представить себе не мог, что за неделю совместного тщательно зашифрованного сна Парис и Елена влюбятся друг в друга до потери пульса и решат уплыть в Трою вместе, на долгое и счастливое ПМЖ, не оставив мужу Ленки даже записки: "Селяви". На месте Менелая любой бы осерчал, поэтому Менелай, разумеется, серчает. И на Елену, и на Париса, и на Трою, которую он практически в глаза не видел, вместе взятую. Стирая в гневе голливудские зубы, он отправляется за помощью и советом к владыке Агамемнону (Брайан Кокс), царю Микен, чья армия с самого начала фильма победоносно марширует по окружающим ландшафтам.

      Агамемнон давно положил глаз на Трою и мечтает присовокупить её к картам своих земель (он ещё не в курсе, что очень скоро микенская цивилизация даст дуба из исторических предпосылок), да пока всё руки не доходят и дипломаты ставят палки в колёса. А тут такой шикарный мотив. Недолго думая, микенское войско собирается на войну. Но какое же войско без талисмана? У Агамемнона в рядах таким талисманом числится некто Ахиллес (Брэд Питт), самый крутой воин на всём побережье. Одна только проблема: Ахиллесу, как бы это помягче сказать, не очень нравится микенский царь, и, если бы не уговоры добрых друзей (Одиссея (Шон Бин), к примеру) и не вечная погоня за лаврами самого крутого на всём побережье воина, чихать архисолдат хотел на все приказы царя. Первые ласточки демократической утопии.

      Само собой, Ахиллес, свободный художник меча и сланцев, хочет хорошенько чихнуть и на нынешний приказ царя, воздержавшись от мобилизации в объятиях местных красоток, на кой ему рубиться из-за чужой бабы под командованием ненавистного владыки? Но манящие впереди лавры, а ведь битва обещает быть великой - поэты-летописцы точат карандаши, и вкрадчивые уговоры Одиссея делают своё дело: талисман микенцев плывёт на Трою. Пусть и на альтернативном корабле, в знак разногласия с руководством.

      Вот такая непростая складывается ситуация: с одной стороны обманутый муж, желающий разобраться с ловеласом-юнцом, могущественный владыка, обложенный контурными картами своих земель, и величайший воин всех времён в погоне за славой против престарелого царя стабильного до сих пор государства, его старшего сына, надежы и опоры, и младшенького приключенца, со своей фамм-беглянкой, которую он шерше не только себе на голову. А, ну и ещё сотня-другая-третья-четвёртая закованных в доспехи воинов с той и с другой стороны, готовых пролить кровь друг друга в многочисленных славных сражениях под палящем солнцем... Мексики. Где все батальные сцены и снимались.

      Звезда, без которой в таком количестве бы на кино не пришли. Деталь: в одном отдельно взятом кинотеатре сорокалетний секс-символ своим присутствием в кадре собрал большую аудиторию нервно жующих попкорн школьниц, а во время своего отплытия по тёмным водам Стикса заставил плакать навзрыд двух особ постарше в заднем ряду. Не каждому под силу. А если по делу, Брэд Питт в роли действительно производит впечатление крутого война, хореография его поединков с неприятелем - одна из основных вещей, из-за которых стоит сходить на фильм. Ибо просто ловкач, действительно. В одном из интервью Питт заявил, что ключевой момент истории, поединок между Ахиллесом и Гектором, не разочарует никого, и ни грамма не соврал. Поединок - супер, и немалая заслуга в том режиссёра Вольфганга Петерсена, мастерски воплотившего на экране эту сцену (как и многие другие).

      Неожиданно классно смотрится в роли Гектора Эрик Бана, (которого я, как никого другого, пророчу на роль Индианы Джонса, если приключения решат продолжать без Форда). Гектор, как и герой Халка - сугубо положительный и благородный, сомнениями не терзаемый, со всех сторон хороший парень. Роль для Баны вполне подходящая и он с ней справился.

      С теми, кто посчитал Елену недостаточно красивой для бытия зачинщицей легендарной бойни, категорически не согласен: не надо забывать, что дело происходило всё-таки в Греции, где типажи были совсем другими, как и понятие о красоте. Чем им не понравилась однофамилица Фредди - непонятно. Очень милая, прямо-таки идеальная девушка, из-за которой вполне можно порубиться полчищем-другим, и носиком не гречанка. Немецкая моделька, по большому знакомству утверждённая на роль самим Петерсеном, в обход кандидатур Николь Кидман и Анджелины Тамбовской-Джоли. Ведь при должном соответствии оригиналу эту роль вполне могла сыграть Ниа Вардалос, чтобы тогда говорили? Впрочем, в данном споре быть компетентным не берусь, моя отдушина в фильме - давняя любимица Саффрон Барроуз в роли хранительницы домашнего очага Гектора. На вкус и цвет, и слава Богу.

      Анонсированное участие Питера О'Тула в постановке прошло мимо меня, засмотревшегося японским трейлером к фильму, где легенда экрана отсутствовала напрочь, так что явилось большим сюрпризом. Семидесяти-с-лишним-летний О'Тул по-пержнему колоритный, играет бодро и вдохновенно и вполне может получить "Оскар" за один лишь диалог с Ахиллесом в лагере агрессора, если Академия, конечно, разорится на вторую награду - у О'Тула уже есть недавно врученная статуэтка за вклад в развитие нашего всего.

      Ненавязчиво так прыгающий из одной громкой премьеры в другую Орландо Блум по кличке "Лего" ступил в "Трое" на тернистую тропинку противоречивых героев, потому что дел его Парис понатворил достаточно, и вовсе не с благородной вперёдсмотрящей миной. Особенно зал возмутило поведение царского отпрыска к концу фильма, когда, вспомнив уроки стрельбы из лука, преподанные ещё в Новой Зеландии, бывший эльф намострячился садить стрелами в сторону главного секс-символа картины, чем и вызвал вышеупомянутую слёзную истерику ослабленных сессией простых российских студенток в заднем ряду. За это могут и разлюбить, честное слово. Широкоформатные Агамемнон и Менелай сердятся в кадре внушительно, а поединок Менелая с Парисом по накалу страстей мало уступает схватке Гектора с Ахиллесом.

      Несмотря на стопроцентную продюсерскую уверенность в прокатном успехе картины, ту, что ясно читалась в небесных глазах светоча-Питта из трейлеров, "Троя" кривовато стартанула в американском прокате, подвернув лодыжку и рискуя быть ужаленной в пятку стрелой опасного конкурента по кассовым сборам, компьютерной мультяхой "Шрек - 2". Но это - в Штатах, далёкие отзвуки заокеанских страстей. В нашем с вами королевстве за блокбастер можно быть спокойным, ещё несколько дней антик будет верно царствовать на большом экране. Аккурат до "Послезавтра".

      Кассу "Троя" должна за это время собрать приличную и сделает это вполне заслуженно. Фильм снят красиво, молодые актёры симпатичные, пожилые - колоритные, а история, написанная, мягко говоря, несколько давно, интересно смотрится сегодня и будет покачественнее и посвежее многих современных сторилайнов, одних интриг на два часа наберётся. Сюжет, кстати, вполне по-голливудски соответствует литературному оригиналу, с необходимым "минус условности экранизаций", конечно, к чему потребителю Фабрики Грёз давно надо было привыкнуть. Лично меня не напрягает, например, тот факт, что бойцы кинематографического фронта, продюсируемые компанией Брэда Питта, в отличие от своих предков из "Илиады" подсуетились и ударно скостили десятилетнюю осаду города-государства до поистине рекордных сроков. Кое-кому из персонажей это только на пользу пойдёт: всё ж и Пенелопе поменьше ждать Одиссея.

      Роль богов, которые в оригинале ещё как влияли на события, минимизирована в экранизации до уровня частого упоминания некоторых из них. То же касается знаменитого предостережения Ахиллесу присматривать за пяткой. Мифология в экранизацию вообще не перешла, так что дело имеем скорее с костюмной псевдоисторической драмой с лирическим подтекстом для широкой аудитории.

      Картина изобилует масштабными съёмками (собственно, как любой блокбастер, она этому и посвящена), но с приятной ремаркой: в меру. Тягаться по масштабности с третьим "Властелином Колец" не судьба и не задача, хотя раскадровки трейлеров навевали такую мысль. Полчища захватчиков и колоссальный флот байдарок, на которых они плывут воевать (самое, наверное, грандиозное зрелище) не уводят зрителя от основного конфликта, межличностного, разворачивающегося в ранге приглашённых на ведущие роли звёзд.

      Камень в огород переводчиков. Периодически во время просмотра сбивал эпический настрой неровный дубляж картины. Герои, следующие вроде бы стихотворным построениям фраз, неожиданно начинают разговаривать на нормальном языке, а потом вдруг снова переходят на белый стих. В такие моменты они репликами здорово смахивают на Йоду из "Звёздных Войн".

      Общее впечатление. Не сказать, что "сильный" фильм или серьёзная экранизация, авторы которой до дыр зачитали первоисточник, и прямо щас призовут нас сделать то же, но вполне добротная голливудская постановка с действительно звёздным составом и не впустую потраченным 180-ти миллионным бюджетом, которая очень даже здорово выглядит на большом экране, ибо под него и заточена. По возможности при входе в кинотеатр не забудьте полюбоваться на итог стараний группы поддержки картины в нашем прокате: масштабное картонное панно "Троянский конь почти в натуральную величину".


(23 мая 2004 года)

Hosted by uCoz