|
То, Что не Сказано (The Unsaid)
триллер США/Канада, 2001 Режиссёр: Том МакЛафлин В ролях: Энди Гарсия, Винсент Картейзер, Линда Карделлини
|
|
|
Пуберантное отрочество Нормана Бэйтса
      Почти ни один профессор-психиатр в истории кино, специализирующийся на раскопках душ трудных подростков, не начинал работать с трудным подростком, про которого фильм, по своей воле. Обязательно где-то в районе кадра мельтешило лицо B, преимущественно женской национальности, которое упрашивало героя, ну возьми ты мальчонку на поруки, вот увидишь, будет польза. Герой Энди Гарсии, врач-психиатр с полицейским именем Майкл Хантер (в чине профессора, разумеется) исключением не стал.
|
|
      Три года назад, при невыясненных до предпоследних пятнадцати минут фильма обстоятельствах, сын Хантера покончил с собой, задушившись выхлопными газами в кабине другой отцовской машины. Другой - потому что на одной Майкл с женой и дочерью уехали в школьный драмтеатр, где у дочери было выступление. Вернувшись домой и, таким образом, неожиданно оказавшись на месте трагедии, профессор поклялся никогда больше никого не лечить, ушёл в писательство и начал отпускать окладистую бороду. Такую, что в некоторых моментах его запросто можно стало спутать с небрившимся полчаса Робином Уильямсом.
|
|
      Но эти три года прошли, пришло лето, и, вот, в районе кадра мелькнула бывшая студентка Хантера, ныне занимающаяся с трудными подростками, растущими в спецшколе принудительно-интернатного типа. Среди её воспитанников оказался Томас Кэффи (Винсент Картейзер, эпизодами - весьма Сергей Безруков). Паренёк попал в интернат не по своей вине: много лет назад на глазах у ребёнка отец забил до смерти мать. Волнуясь за психическое состояние юного свидетеля, заботливое американское правительство запихнуло Тома в интернат для трудных, где он благополучно и вырос во внешне миролюбивого молодого человека. Однако, возраст воспитанника совсем скоро начнёт предполагать к тому, что этот молодой человек покинет заведение с вещами и окажется предоставленным самому себе и окружающему миру. Вот это, последнее, несколько заботит воспитательницу: по её мнению, Том не вполне готов к походу в люди, и вообще, кто его знает, что там творится у него в голове, а выяснить это все годы было никак нельзя, потому что Том наотрез отказывается говорить о том, что его гложет. Если гложет.
|
|
      Само собой, бывшая ученица Майкла начинает давить на то, чтобы профессор Хантер лично занялся пациентом и определил, что того гложет. Если гложет. Дальше, в общем, понятно: увидев Тома, Майкл с первого взгляда начинает ассоциировать его со своим сыном и проникается к нему родительским чувством. А вот дочка Майкла преподносит сюрприз всем: и Майклу, и зрителям: практически независимо от отца она знакомится с Томом (ну одна у них в городе рэйв-вечеринка, больше нету!) и немножко в него влюбляется.
|
|
      И всё было бы отлично, если бы Том, за пять минут до близкого знакомства с дочерью своего лечащего врача, не повёл себя немножко антисоциально и не свернул голову одной донимавшей его девице. Вот тут становится ясно: да парень-то сущий дьявол! Девицей-то дело не ограничится, если, конечно, Майкл своевременно не докопается до правды. Элемент неожиданности: в интернате для трудных подростков напрочь отсутствует охрана. А замки никогда не запирают. Даже на ночь.
|
|
      Немножко обидно за драматическую составляющую этого фильма. Средненькая, но неплохая драма ко второй половине скатывается в дурацкий триллер про психопатов, с погонями, не к добру занятыми телефонными линиями и старательному провоцированию пациента к агрессии со стороны вроде бы профессиональных психиатров (это когда хрупкая беззащитная психиатресса ласково гладит слетевшего с нарезки психопата по плечу и шепчет ему на ухо: "А мы всё про тебя знаем"). Никак не получается назвать картину драмой, хотя примерно до половины фильма такое желание есть.
|
|
      Акцент первой половины - диалоги. Диалоги, и только диалоги, дают возможность развернуться хорошим актёрам. Энди Гарсия - как раз из таких. По сравнению с предыдущей виденной работой этого актёра - второсортным триллером "Амнезия" - здесь у Гарсии есть главное: роль. Персонаж со своей историей и драмой, которую интересно развивать. Нельзя сказать, что Майкл Хантер - лучший характер Энди, но в фильме, честное слово, найдётся пара моментов (и именно с участием Гарсии), которые придают какой-то смысл потраченному на просмотр времени.
|
|
      В отличие от Винсента Картейзера, который в роли тинейджерствующего Нормана Бэйтса мне не понравился совсем. Как-то всё слишком однобоко, предугадываемо и неинтересно. Маленький Осмент из "Шестого Чувства" сыграл во многом похожего персонажа гораздо более ярче.
|
|
      Ну а сценарий, в котором пространный психоанализ с закосом в подсознательную первертию выливается в невразумительный экшн-триллер, начинает распадаться на заимствованные составляющие задолго до финальных титров. Вакханалия, высосанная из пальца, длящаяся последние десять минут, ставит жирный крест на, каких бы то ни было, серьёзных впечатлениях от фильма.
|
|
      На АйЭмДиБи есть мнение об этой картине, резюмированное как "экселлент тхриллер". Да ну я вас умоляю. Вот "Шестое Чувство" или "Обычные Подозреваемые" - тоже, вроде бы, типично диалоговые драмы - это самые настоящие экселлент тхриллеры. А "То, Что не Сказано" - это просто поделка. Тут и говорить не о чем, о том, что не сказано. Слабая тройка, из добрых чувств к седой бороде уважаемого Андреса Артуро Гарсии Менендеса.
|
|
|
(10 ноября 2004 года)
|
|
|
|