Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
То, Что не Сказано (The Unsaid)

триллер
США/Канада, 2001
Режиссёр: Том МакЛафлин
В ролях: Энди Гарсия,
Винсент Картейзер,
Линда Карделлини



Пуберантное отрочество Нормана Бэйтса


      Почти ни один профессор-психиатр в истории кино, специализирующийся на раскопках душ трудных подростков, не начинал работать с трудным подростком, про которого фильм, по своей воле. Обязательно где-то в районе кадра мельтешило лицо B, преимущественно женской национальности, которое упрашивало героя, ну возьми ты мальчонку на поруки, вот увидишь, будет польза. Герой Энди Гарсии, врач-психиатр с полицейским именем Майкл Хантер (в чине профессора, разумеется) исключением не стал.

      Три года назад, при невыясненных до предпоследних пятнадцати минут фильма обстоятельствах, сын Хантера покончил с собой, задушившись выхлопными газами в кабине другой отцовской машины. Другой - потому что на одной Майкл с женой и дочерью уехали в школьный драмтеатр, где у дочери было выступление. Вернувшись домой и, таким образом, неожиданно оказавшись на месте трагедии, профессор поклялся никогда больше никого не лечить, ушёл в писательство и начал отпускать окладистую бороду. Такую, что в некоторых моментах его запросто можно стало спутать с небрившимся полчаса Робином Уильямсом.

      Но эти три года прошли, пришло лето, и, вот, в районе кадра мелькнула бывшая студентка Хантера, ныне занимающаяся с трудными подростками, растущими в спецшколе принудительно-интернатного типа. Среди её воспитанников оказался Томас Кэффи (Винсент Картейзер, эпизодами - весьма Сергей Безруков). Паренёк попал в интернат не по своей вине: много лет назад на глазах у ребёнка отец забил до смерти мать. Волнуясь за психическое состояние юного свидетеля, заботливое американское правительство запихнуло Тома в интернат для трудных, где он благополучно и вырос во внешне миролюбивого молодого человека. Однако, возраст воспитанника совсем скоро начнёт предполагать к тому, что этот молодой человек покинет заведение с вещами и окажется предоставленным самому себе и окружающему миру. Вот это, последнее, несколько заботит воспитательницу: по её мнению, Том не вполне готов к походу в люди, и вообще, кто его знает, что там творится у него в голове, а выяснить это все годы было никак нельзя, потому что Том наотрез отказывается говорить о том, что его гложет. Если гложет.

      Само собой, бывшая ученица Майкла начинает давить на то, чтобы профессор Хантер лично занялся пациентом и определил, что того гложет. Если гложет. Дальше, в общем, понятно: увидев Тома, Майкл с первого взгляда начинает ассоциировать его со своим сыном и проникается к нему родительским чувством. А вот дочка Майкла преподносит сюрприз всем: и Майклу, и зрителям: практически независимо от отца она знакомится с Томом (ну одна у них в городе рэйв-вечеринка, больше нету!) и немножко в него влюбляется.

      И всё было бы отлично, если бы Том, за пять минут до близкого знакомства с дочерью своего лечащего врача, не повёл себя немножко антисоциально и не свернул голову одной донимавшей его девице. Вот тут становится ясно: да парень-то сущий дьявол! Девицей-то дело не ограничится, если, конечно, Майкл своевременно не докопается до правды. Элемент неожиданности: в интернате для трудных подростков напрочь отсутствует охрана. А замки никогда не запирают. Даже на ночь.

      Немножко обидно за драматическую составляющую этого фильма. Средненькая, но неплохая драма ко второй половине скатывается в дурацкий триллер про психопатов, с погонями, не к добру занятыми телефонными линиями и старательному провоцированию пациента к агрессии со стороны вроде бы профессиональных психиатров (это когда хрупкая беззащитная психиатресса ласково гладит слетевшего с нарезки психопата по плечу и шепчет ему на ухо: "А мы всё про тебя знаем"). Никак не получается назвать картину драмой, хотя примерно до половины фильма такое желание есть.

      Акцент первой половины - диалоги. Диалоги, и только диалоги, дают возможность развернуться хорошим актёрам. Энди Гарсия - как раз из таких. По сравнению с предыдущей виденной работой этого актёра - второсортным триллером "Амнезия" - здесь у Гарсии есть главное: роль. Персонаж со своей историей и драмой, которую интересно развивать. Нельзя сказать, что Майкл Хантер - лучший характер Энди, но в фильме, честное слово, найдётся пара моментов (и именно с участием Гарсии), которые придают какой-то смысл потраченному на просмотр времени.

      В отличие от Винсента Картейзера, который в роли тинейджерствующего Нормана Бэйтса мне не понравился совсем. Как-то всё слишком однобоко, предугадываемо и неинтересно. Маленький Осмент из "Шестого Чувства" сыграл во многом похожего персонажа гораздо более ярче.

      Ну а сценарий, в котором пространный психоанализ с закосом в подсознательную первертию выливается в невразумительный экшн-триллер, начинает распадаться на заимствованные составляющие задолго до финальных титров. Вакханалия, высосанная из пальца, длящаяся последние десять минут, ставит жирный крест на, каких бы то ни было, серьёзных впечатлениях от фильма.

      На АйЭмДиБи есть мнение об этой картине, резюмированное как "экселлент тхриллер". Да ну я вас умоляю. Вот "Шестое Чувство" или "Обычные Подозреваемые" - тоже, вроде бы, типично диалоговые драмы - это самые настоящие экселлент тхриллеры. А "То, Что не Сказано" - это просто поделка. Тут и говорить не о чем, о том, что не сказано. Слабая тройка, из добрых чувств к седой бороде уважаемого Андреса Артуро Гарсии Менендеса.


(10 ноября 2004 года)

Hosted by uCoz