Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Разворот (U Turn)

триллер
США, 1997
Режиссёр: Оливер Стоун
В ролях: Шон Пенн,
Ник Нолт,
Дженнифер Лопес



Love at the lips was touch
As sweet as I could bear;
And once that seemed too much;
I lived on air...
(Robert Frost)



      Как-то так сложилось, что картины с "раскалённой" атмосферой (когда герои выясняют отношения под палящим солнцем всяких невад и аризон) в основном ассоциируются у меня с боевичишками класса "C", а, может, и "D". В самом деле, много ли надо для того, чтобы на копейки снять такую футурисявку (футуристическую малявку)? Арендовать оборудование, набрать персонал, пригласить на роль главного злодея какого-нибудь Билли Драго, выехать на "натуру", куда-нибудь в захолустье - и вот он, требуемый не загримированный футуризм. Ржавые остовы заводов, жара и песок. В принципе, так все и делают в бесконечных киборгах-полицейских на Марсе, роботах-убийцах из преисподней и монашках-вампирках в бикини из космоса, часть третья.

      Что характерно, снимают такие фильмы полные бездари, так что и речи быть не может, чтобы "раскалённостью" в таких киношках пользовались как атмосферной составляющей фильма - просто дёшево, вот и всё. Ведь заброшенных городков раскидано в пустынных штатах видимо-невидимо.

      Одним из немногочисленных исключений является, пожалуй, второй "Терминатор" (упаси Бог причислять его к классу "C", хотя первый был именно таким, просто очень талантливо сделанным). Сцены пребывания семьи Коннор и дяди Боба в гостях у пустынника-контрабандиста оставили неизгладимое впечатление, и как раз "раскалённая" атмосфера играла там не самую последнюю роль, солнце и песок рулили наравне с актёрами.

      Картина Оливера Стоуна "Разворот" целиком построена на этой "раскалённости" и к футуризму она не имеет никакого отношения (честно говоря, я вообще не знаю, зачем футуризм сюда приплёл, но фиг с ним). Классическая ещё со времён динозавров-вестернов история злоключений странника, волею судьбы занесённого чёрт знает в какую дыру посреди песчаного океана Аризона под названием Городок Супериор (Превосходный) - двухчасовая притча о нешуточных страстях под палящим солнцем. Во многом вестерн и напоминает (тем более, музыка к фильму была написана самым вестерным композитором Эннио Морриконе), напичкана отличным чёрным юмором и неповторимыми типажами, начиная от главного героя Бобби Купера (Шон Пенн), провинциального дельца Джейка МакКенны (Ник Нолт) и его молодой жены Грейс (Дженнифер Лопес), заканчивая толпой местных жителей: официанток по имени Фло (для американцев то же самое, что буфетчица Зина), слепых нищих индейцев-полукровок (Джон Войт) и самого уматного персонажа фильма: грязного, обманчиво туповатого на первый взгляд автомеханика Дэрела (Билли Боб Торнтон).

      Фильм снят по неизданной книге Джона Ридли "Дворняги", вернее, по сценарию-адаптации этой книги, написанному самим автором. Ранее Оливер Стоун и Ридли уже пересекались, Стоун продюсировал картину "Холод У Сердца", режиссировать которую взялся Ридли. В "Развороте" они поменялись местами: Стоун сел в режиссёрское кресло, а Ридли стал исполнительным продюсером фильма. По словам Стоуна, он не мог не взяться за эту работу: слишком интересным и неординарным показался сценарий.

      Фильм довольно дешёвый (бюджет - 20 млн долларов). Съёмки велись прямо на месте, то есть в реально существующем заброшенном городке Супериор в Аризоне. Что характерно, прибыв на место, съёмочной группе пришлось здорово потрудиться над внешним видом городка: по сценарию Супериор - это дыра, конечно, но не настолько глубокая, какой она оказалась в реальности. Многие дома были практически отстроены заново, а над главной улицей городка основательно потрудились художники. В итоге городок предстал на экране именно таким, каким и задумывал свой киношный Супериор Стоун: глухая дыра под палящими лучами солнца, блестящая декорация для пьесы, в которой кроваво-любовные страсти постоянно сходят на нет и превращаются в балаган.

      Актёры. По именам можно легко прикинуть, насколько важна актёрская работа в этом фильме. Сомневаюсь, что звёзды (уж три первых-то точно) взялись за работу, заинтересовавшись материально - такое кино никогда не станет суперприбыльным, для этого оно слишком необычно. Взялись, я так думаю, именно из-за необычности: ни одного из этих актёров вы ещё не видели в подобных образах. Ладно бы сняли неизвестных, но не узнавать, к примеру, Ника Нолта в образе МакКенны - это что-то. Очень серьёзная роль у Лопес. Совершенно нетипичная для попдивы, пожалуй, самая-самая её роль как актрисы. На месте, быть может, только извечный хулиган Пенн, скандальный, но именно ИГРАЮЩИЙ актёр.

      Потрясающая истеричная парочка Дэйнс - Феникс, постоянно донимающая нашего героя своими личными проблемами - отличная комическая ось фильма. Хотя, таких осей здесь много, герой попадает под влияние карнавального маразма на каждом шагу.

      Неузнаваемые Войт (если кто не знает, он папа Анжелины Джоли) и Торнтон. Дело даже не только в гриме (а загримированы оба прилично). Главное - ощущение полного отчуждения. Все горожане - по-настоящему чужие люди с действительно загадочными и непредсказуемыми мыслями, подчас такими жуткими, что становится страшно и по эту сторону экрана. Чужак, оказавшийся в сошедшем с ума городишке, очень скоро оказывается единственным своим, окружённым чужаками, и тоже медленно сходит с ума. Самые загадочные персонажи - войтовский нищий индеец и его собака. Мне показалось, что индеец вообще Бог, сошедший на землю, чтобы пообщаться с главным героем. Словом, по поводу актёров можно написать короткое, но исключительно правдивое предложение: Актёрская РАБОТА. Все на своих местах, всем это дело нравится и все работают с интересом. Разве можно после этого смотреть без интереса?

      Режиссура. Как минимум половина впечатлений от фильма. Лента снималась на непрофессиональную плёнку (её используют метеорологи для фотографирования с воздуха), пестрит фирменными стоуновскими "врезками" (вроде тех, что запомнились с "Прирождённых Убийц") и оставляет после просмотра ощущение безумного "раскалённого" видеоклипа. Немало этому способствуют издевательские (во многих эпизодах) темы Эннио Морриконе. Вообще, соотношение "звук-картинка" в фильме просто потрясающее.

      Перевод. Говорят, фильм показывали по телевизору, но я этот факт упустил, так что кроме как в оригинале фильм не смотрел. Кино очень понравилось, и перевести его захотелось очень-очень (глупо тратить время на перевод фильма, который не нравится). Процесс занял довольно немного времени (неделя часика по полтора в день), но возникла сложность с некоторыми диалогами. Особенно Пенн-Торнтон. Слова глотаются и коверкаются в необыкновенных масштабах.

      Общее впечатление. Отличное кино, но определённо не для всех. Здорово треплет нервы и смешит, но делает это в неповторимом ключе, быть может, слишком неформатном, если сравнивать с основным потоком голливудских произведений. Особо впечатлительным не рекомендую - хватает жутковатых моментов, прибавьте режиссуру, музыку, мастерство актёров, "раскалённость" и абсолютно непредсказуемую концовку. И всё это выполнено на "отлично", не меньше. По-настоящему мощный триллер. Не мэйнстрим и не блокбастер. "Разворот".


(20 мая 2003 года)

Hosted by uCoz