Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Таинственный Лес
(The Village)

триллер
США, 2004
Режиссёр: М. Найт Шьямалан
В ролях: Брайс Даллас Ховард,
Хоакин Феникс,
Сигурни Уивер



Только не кричи...


      Девятнадцатый век. Маленький, затерянный в глухих лесах посёлок. Из поколения в поколение среди местных жителей передаётся легенда о существах, обитающих в этих лесах. С давних пор между людьми и существами, настолько жуткими, что в посёлке бытует табу: не говорить о них вслух, существует подобие территориального договора: существа бродят себе по лесу, а жители, в относительной безопасности, бродят у себя по посёлку. Однако, поскольку совет старейшин не очень доверяет неизвестно кому, скоблящими длинными когтями в зловещей ночи, посёлок на ночь окружает цепь из масляных фонарей, а граничная территория просматривается ночным дозором, который, в случае чего, поднимет тревогу звоном колокола.

      Всем жителям посёлка строго-настрого запрещено выходить за пределы территории людей, запрещено носить вещи красного цвета, да и вообще избегать появления этого цвета в посёлке: красный притягивает существ. Вот почему, даже самый маленький красный цветок немедленно зарывается трясущимися руками в землю, а россыпь красных плодов на ладони ягодника вызывает неподдельный ужас.

      В посёлке живут вовсе неглупые люди, есть свой врач, учитель. Без веских причин они никогда не клюнули бы на жутики из старых легенд. В конце концов, лес всегда издаёт странные звуки и особенно по ночам - это не повод пугаться образованному человеку, который имеет академическое представление, как устроен мир. Только вот, в этом уголке мира академическое представление - полный ноль. То, что воет за голыми ветками ближайшего дерева - это не ветер. А что-то другое.

      Между тем, нельзя сказать, что жители посёлка только и делают, что корчат целыми днями испуганные физиономии, косятся в сторону леса и жутко боятся по ночам, обнимая семью и прислушиваясь, не звонит ли там дозорный колокол. Нет, они живут своей жизнью, бреются, стираются, женятся. Как раз с попытки одной из таких женитьб и начинается эта история.

      Младшей из двух сестёр Уолкер, Китти (Джуди Грир) жуть как нравится Люций Хант (Хоакин Феникс), парень симпатичный и скромный, только слишком уж неразговорчивый и угрюмый. Не решаясь обсудить предмет замужества с самим Люцием, который, кстати, и не подозревает о чувствах Китти, девушка обращается за благословлением к своему отцу Эдварду Уолкеру (Уильям Хёрт), который Люция очень уважает и считает достойным потенциальным мужем своей дочери, поэтому с радостью её благословляет. Окрылённая Китти мчится на всех парах к Люцию, донести радостную новость. Отказом угрюмый Люций быстро обрывает крылья влюблённой девушки, но это не беда, потому что, пострадав минут десять, Китти благополучно находит себе нового жениха.

      А вот в кого по-настоящему влюблён Люций Хант, так это старшая сестра Китти Айви (Брайс Даллас Ховард). Люций любит её давно и сильно, настолько, что сам боится это показать. Впрочем, визуальные знаки ухаживания мало о чём сказали бы Айви. Она слепа от рождения.

      Однажды, случается так, что договор между Лесом и Посёлком нарушается, и делают это люди. А, точнее, угрюмый и молчаливый Люций, ступивший под сень Запретного Леса. Затем, чтобы невольно начать уже настоящую, леденящую душу историю. И привести её к шокирующей развязке, которая, в лучших традициях Шьямалана, повествует вовсе не о том, о чём рассказывают все предыдущие метры плёнки и абзацы этого обзора...

      Многие, очень многие ругают Шьямалана. Доходит до выкриков: вовсе и не режиссёр он. Выпендрёжник. А я обожаю Шьямалана. И как режиссёра, и как сценариста фильмов, на протяжении часа с лишним убеждающих зрителя, что тот видит картинку из теста Германа Роршаха, чтобы последними кадрами добить его, недоумевающего, окончательно, демонстрируя, что всё это время на его глазах собирался Кубик Рубика.

      С другой стороны, в принципе, понятна и бытующая неприязнь к его работам. Шьямалан из фильма в фильм увлекает в свой мир, насыщенный множеством деталей, не имеющих никакого отношения к фирменной развязке (вспомнить только эпизод со стаканом сока из "Неуязвимого" - это же, блестяще снятая, натуральная микродрама на кухонном столе), допуская много условностей, и, во многом из-за этого, затягивающего рассказ. Только я ему это простил, и простил сразу же после просмотра "Шестого Чувства", эталона его своеобразного творчества.

      М. - фокусник, современный, в современном обществе, где не верят в таинственное исчезновение карты из руки, всё норовя разглядеть резинку, которая утягивает карту в рукав. Быстро, но заметно для публики, если фокусник не отвлечёт внимания своими пасами и абройкадаброй-плыви. Главная цель фокусника- эффект от фокуса, заставить на короткий миг поверить в "хлоп!". Иначе, зачем всё это нужно?

      Каждый фильм Шьямалана без трёх-пяти последних минут - резинка. Да, при повторных просмотрах, возможно, и затянутая. Именно потом, на второй, третий раз всплывают какие-то детали, которые делают идею фильма уже не такой изящной (а "Чувство" и "Уязвимый" в первый заход очень изящны). Только, ведь, и фокус с картой не произведёт такого впечатления при повторной демонстрации. Но даже тогда, потом, хочется спросить фокусника: "И всё-таки, как ты это сделал?" Но это - мне. Некоторым его фокусы просто не нравятся. Это совершенно нормально. Это их проблемы.

      По-моему фильм зря перевели как "Таинственный лес", не придав ему родное звучание: "Посёлок". Та же ситуация, что и с романами Кинга, обложки которых иногда ничем не отличаются от современных российских дефективчиков. Ну, купит Кинга по ошибке какая-нибудь домохозяйка, обчитавшаяся Дарьи Донцовой, и примется листать "Игру Джеральда". И кто ей потом ведёрко подставит, чтоб плевалась? Точно так же и зритель, который пойдёт на фильм Шьямалана "Таинственный Лес", посмотреть, как когтистые монстры час с лишним будут жрать Хоакина Феникса, пока его не спасёт Сигурни Уивер. А фильм совершенно о другом. И тут будет даже хорошо, если рядом кто-нибудь хрустит попкорном из ведёрка, а ты его сдержался и этим ведёрком не прихлопнул.

      В фильме прекрасно подобраны роли. На этот раз балом рулит актриса Брайс Даллас Ховард, умница. Хоакин тоже не подкачал, да все хороши. Музыка Джеймса Ньютона-Ховарда на высоте (что неудивительно), и это именно саундтрек, то есть лучше всего слушается в самой картине. Неотъемлемая часть фильма, она много теряет в качестве мп3-фона при решении типовиков. Даже чужих. Ну и, конечно, режиссура. Это - да. Это - Шьямалан на коне. Красив и насыщен неповторимой атмосферой каждый, будь то самый маленький эпизод картины. По-моему, здорово.

      Общее впечатление. Шьямалан. Тот самый.


(30 сентября 2004 года)

Hosted by uCoz