|
Загнанный (The Hunted)
боевик США, 2003 Режиссёр: Уильям Фридкин В ролях: Томми Ли Джонс, Бенисио Дель Торо, Конни Нильсен
|
|
|
Чаши с ядом и с вином застыли на весу.
Ох, Фемида, где ж твой меч, где ж ты была раньше?
Вдохновение моё ходит голое в лесу -
То посмотрит на меня, а то куда дальше...
(БГ, "Максим-Лесник")
      Аарон Хэллем (Бенисио Дель Торо) - особо подразделённый спецназовец. В смысле, он из того подразделения спецназа, которое в особо первую очередь зашвыривают в горячие и даже только тёплые точки земного шара, наводить порядок, а только потом думают, что делать дальше. Пока думают, особое подразделение наводит порядок. Стало быть, даже если ничего не придумают, порядок всё равно будет.
|
|
      Наводить порядок в тёплых точках земного шара - это вам не это, работёнка ответственная, напряжённая и требующая определённых навыков. От умения подбираться к высокопоставленному врагу, скользя по отвесному водопаду как дикий угорь, зажав меж зубов зе онли ультимэйт випон - шнурки от вражеских ботинок, до профессионального свержения подлой недемократической диктатуры в самых сердцах диких лесов Амазонок при помощи упаковки леденцов "Холлз", книжной закладки и потёртого томика Курта Воннегута. И при всём при этом не задавать вопросов. Всякий ли может? Нет, не всякий! Не всякий, плюс долгие годы тренировок под руководством самых профессиональных инструкторов из ЭфБэЭр. Суровая работа, которую тянет не каждый, но Аарон Хэллем тянет, и ещё как. Он - лучший особо подразделённый из всех этих особых подразделений.
|
|
      Но и на старуху бывает проруха. Даже на особо подразделённую. Однажды, во время миссии в Косово Аарон видит портрет Слободана Милошевича на стене полуразрушенной хибары. Напряжённая психика спецназовца принимает лико славянского диктатора за символическую "последнюю каплю" и у Аарона почти сразу сдают все нервы и прохудившаяся крыша едет в подвал. А, поскольку ЭфБэЭр так упивается особо подразделённым профессионализмом своих псов войны, что даже не подумало завести элементарного штатного психолога, который корректировал бы личные переживания бойцов, Аарону приходится скорректировать эти переживания самому и пересмотреть своё мировоззрение самым тщательным образом.
|
|
      Так что по возвращении из Косово Аарон спонтанно озобачивается проблемами окружающей среды, дезертирует с работы, вытачивает из страшного вида рельсы страшного вида ножик, мажется гуталином, убегает в дикие леса Орегона и начинает там в пылу бунта против системы резать отдыхающих охотников-бизнесменов на кусочки. Навыки ведения боёв в осутствие условий и средств как нельзя лучше этому способствуют, так что кампания Аарона Хэллема в защиту окружающей среды цветёт и пахнет. Бывший особый всё больше и больше входит во вкус к своему новому призванию самоотверженного лесника.
|
|
      Весточки от тимуровца в лице частей тела бывших охотников-бизнесменов довольно быстро достигают штаб-квартиры ЭфБэЭр и там начинают всерьёз беспокоиться за здоровье нации, устраивающей барбекю в глубоких лесах. Чтобы вновь вернуть праздного американца в зону отдыха и познавательного туризма из других глубоких лесов специально выписывают профессионального ловца тимуровцев, главного дерсу узалу Британской Колумбии Эл Ти Бонэма (Томми Ли Джонс). На самом деле Эл Ти никаких лесников-маньяков не ловит, живёт себе в лесах, гармонируя с окружающей средой и спасая белых волков от капкана браконьера, но при необходимости может и начать, и весьма профессионально. Ведь именно Эл Ти преподавал в своё время секреты выживания в сильно пересечённой местности курсантам особых подразделений ЭфБэЭр и в частности самому Аарону Хэллему. Это именно по эскизам старика Эл Ти Хэллем самозабвенно выстругивает теперь из разбросанных вокруг рельсов всякие хитрые ножи и сюрикены, коими тыкает потом нерадивых сограждан во всякие интимные части туловища.
|
|
      Приехав на место Эл Ти знакомится с агенткой Эбби Дарел (Конни Нильсен), которая так же пытается поймать сбрендившего Хэллема, и они вместе начинают... ловить сбрендившего Хэллема. Они его ловят, а он от них убегает, они его ловят, а он от них... И так полтора часа минус титры.
|
|
      Сначала кино претендует сразу и на военную драму, и на приключенческий боевик о беглеце. Последнюю претензию подчёркивает актёр в роли ловца - Томми Ли Джонс много раз ловил всяких негодяев, которые потом оказывались вовсе и негодяями, и он успевал это понять ещё до того, как летально выстрелит в пятку беглеца (например, хоть тот же "Беглец" с Харрисоном Фордом в роли хирурга Кимбла). Однако, чем дальше крутится сюжет этого фильма, тем меньше претензий остаётся у истории. Вплоть до того, что картина перестаёт вообще претендовать на наличие сюжета, вырождаясь в демку вариации "Гранд Тефт Авто": колотим по курсорам, бегаем от копов. Куча спецагентов во главе с Эбби носится над лесополосой на вертолётах и пытается выследить коммандоса в кустах, которого не заметно и с трёх шагов от кустов, а мудрый лесник Эл Ти бегает с теми же самыми намерениями по тем же самым кустам, приглашённый ловцами вообще-то как эксперт, но сразу же благополучно ими забытый, да и на фиг он нужен, если под рукой вертолёт.
|
|
      Драма тоже развеивается, не успев сгуститься. Пара ночных кошмаров спецназовца, снятая очевидно неохотно, вяло пытается убедить нас в драме Солдата, но потом сразу начинается действие и уже без откатов к драматическим эпизодам, из-за которых Крыша Солдата и прохудилась. Один фильм сразу же приходит на ум во время просмотра "Загнанного": первый "Рэмбо". И природа похожая, и действие, в общем-то. Только тут колонел Трауман не отсиживается в штабе, начинает сам гоняться за Рэмбо, а спецагенты ему естественно только мешают своей некомпетентной болтовнёй. Но "Загнанный" - это не первый "Рэмбо". Первый "Рэмбо" - это драматический боевик о Запутавшемся Солдате, у истории есть мораль, нам, как минимум, жаль этого солдата, а "Загнанный" - неудачный клон третьего "Рэмбо" - безыдейная бегалка-стрелялка с заведомо известной концовкой, герои которой не вызывают ни сочувствия ни поддержки: моргая ресницами, глядишь на экран и тянешь пиво - вот и все впечатления.
|
|
      Странная штука творится и с актёрами. Знатный нонсенс. Ни один из актёров не годится для роли - стрелять кастера разрывными патронами в ухо. Если бородатый Джонс хоть как-то смотрится в роли деда Мазая в начале фильма, то Фрэнки Четыре Пальца ни разу правдоподобно не глядит в камеру глазами солдата. Диалоги этого дуэта тоже вызывают дрёму. Убаюкивают своей пустотой.
|
|
      Что до Конни Нильсен, принцессная наружность которой так и просится на коробку игры "Майт Энд Мэджик", то её участие здесь просто ужасно. И роль бестолковая, и эфбээрка из неё никакая даже внешне. Перепутали корону, меч и топик - тьфу! - тунику с курткой FBI, пистолетом и тяжёлыми ботинками армейского образца. Я ругал "Бессонницу" за подобную героиню в исполнении Хилари Свонк, но Нильсен в "Загнанном" просто переплюнула ту по всем статьям: если Свонк хоть как-то влияла в фильме на события, то Нильсен - это нетипажный рояль в кустах, который ни в каком действии и не подумает выстрелить. Взяли бы лучше на эту роль какую-нибудь смазливую чирлидершу из калифорнийской школы, да и пусть. Денег бы сэкономили, откупившись шоколадкой и автографами Джонса и Дель Торо.
|
|
      Общее впечатление. Пустая трата полутора часов жизни с парой неплохих, но десять раз уже обыгранных в других картинах моментов. Пустая трата времени не только зрителей, но и актёров, потому что пытаться играть и не вызывать своими персонажами никаких эмоций у зрителя - это и есть напрасно потерянное время актёров. Мне непонятно, для кого этот фильм снимался, какой реакции ждали создатели от зрителей и зачем хорошие актёры приняли участие в этой пустышке.
|
|
      Две вещи могу похвалить. Красивые пейзажи (они не уступают суровой ландшафтной красоте "Рэмбо" и "Бессонницы") и качественный звук. В начале фильма, в сценах первого противостояния дуэта в лесах звук просто блестящий, так и норовишь оглянуться, кто это там на заднем ряду хрустнул веткой. Но, зная халявность наших кинотеатров, их дурацкую привычку включать систему "Долби" только на вечерних сеансах с дорогими билетами, не буду записывать звук в плюсы самого фильма. Запишу в плюс кинотеатру. Хотя, конечно, это безобразие, насколько наши кинотеатры не уважают нашего зрителя. Вчера ездил к другу и посмотрел у него первого "Властелина Колец" на домашнем кинотеатре - никакого сравнения с социальными кинотеатрами. Во время первой битвы людей с эльфами против орков у соседей снизу по-моему весь евроремонт с потолка отпал. Не мог не отпасть, потому что из здорового аквариума в комнате друга под впечатлением от звуковых эффектов начали выпрыгивать рыбки. Что уж про евроремонт говорить?
|
|
      Если давать оценку "Загнанному", то это - середина. Никак, ни хорошо, ни плохо. 2.5 из 5, 34 из 68, "о с половиной пэ" из алфавита - как угодно. Если никак, то и оценка никакая - может, этого и добивались авторы фильма? Оригинальная цель, что сказать. Коли не терпится испытать ощущение от НИЧЕГО, смотрим "Загнанного" или полтора часа изучаем побелку потолка в комнате - без разницы. По всем остальным вопросам, например, из серии о жизни вне закона глядим "Беглеца", первого "Рэмбо" или даже "Игру На Выживание" с Хауэром, фильмы разного класса, но О ЧЁМ-ТО.
|
|
(8 августа 2003 года)
|
|
|
|